Для стимулирования продаж и привлечения внимания к новым видам товаров организация проводит рекламную игру, зарегистрированную в МАРТ. Организация заказала создание рекламного ролика, который будет транслироваться на телевидении только в период проведения рекламной игры.
Как отразить в бухгалтерском учете приобретение рекламного ролика?
Рекламный ролик – это аудиовизуальное произведение. Для целей бухучета он может быть признан нематериальным активом.
Справочно: к нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, включая объекты авторского права, в т.ч. музыкальные, аудиовизуальные, фотографические и иные произведения, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством, иные объекты авторского права (подп. 7.1 п. 7 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25; далее – Инструкция № 25).
Для этого рекламный ролик должен отвечать критериям, установленным в п. 4 Инструкции № 25.
Справочно: в качестве нематериальных активов принимают к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
– активы идентифицируемы, т.е. отделимы от других активов организации;
– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
– организация не предполагает отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
– первоначальную стоимость активов можно достоверно определить.
Нормативный срок службы объектов нематериальных активов и принимаемый равный ему срок полезного использования таких объектов определяются исходя из времени их использования (срока службы), устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя (п. 20 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6).
Если не выполнен хотя бы один из критериев, перечисленных в п. 4 Инструкции № 25, затраты по созданию ролика можно отнести на расходы. Допустим, предполагаемый период использования рекламного ролика составляет менее 12 месяцев. В таком случае затраты на его приобретение (создание) признаются расходами организации в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
Если предполагаемый период использования рекламного ролика составляет менее 12 месяцев, затраты на его приобретение (создание) признаются расходами организации в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
<...>