Организация выполняет перевозки грузов, в т.ч. внутриреспубликанские. Иногда заказчики предоставляют к перевозке груз в поврежденной упаковке или с некоторыми дефектами.
Как правильно зафиксировать эти повреждения, чтобы в последующем исключить претензии к перевозчику?
Сделать отметку...
Для ответа на этот вопрос обратимся к 2 основным нормативным документам:
– Правилам автомобильных перевозок грузов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила);
– постановлению Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (далее – постановление № 192).
Грузоотправитель должен устранить дефекты или провести работы, обеспечивающие сохранность груза при автомобильной перевозке, если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к автомобильной перевозке груза автомобильным перевозчиком установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза (п. 40 Правил).
Кроме того, если груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке, перевозчик может отказаться принять груз к перевозке (п. 21 Правил).
В том случае, когда отправитель не устранил (отказался устранить) обнаруженные дефекты, а перевозчик не отказался принимать такой груз к перевозке, последний может сделать запись в сопроводительном документе (ТТН) об имеющих место недостатках груза или его упаковки.
Рекомендуем такие отметки делать в строке «Отметки о составленных актах» разд. III «Прочие сведения» ТТН-1.
Обратите внимание, что эта отметка будет являться доказательством невиновности перевозчика лишь в случае, если она сделана во всех экземплярах ТТН и до начала перевозки.