AA

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банках можно обжаловать, а также возместить причиненные убытки

Приостановление операций по счетам плательщика является одной из наиболее суровых мер принуждения плательщика к исполнению налоговых обязательств. Применение такой меры принуждения может поставить под угрозу бизнес, а нормально функционировавшее предприятие привести к состоянию банкротства, при этом приостановление операций по счетам плательщика применяется чаще иных мер.
Организация, считающая, что ее права нарушены, вправе обжаловать решение о доначислении налоговых платежей в вышестоящем налоговом органе, а также возместить причиненные убытки. В этой процедуре есть ряд особенностей, нарушение которых не позволит организации добиться желаемого результата. Какие? Читайте комментарий.

 

__________________________
* Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета РБ от 16.06.1993 № 2415-XII (далее – Положение № 2415-XII).
 
Банк не вправе открыть новые счета организации, у которой налоговый орган приостановил операции по счетам

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней налоговые органы обязаны:

– применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней;

– обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней (ст. 82 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Одним из способов такого обеспечения является приостановление операций по счетам в банках. Применение данного способа регулируют ст. 53 НК, а также Указ Президента РБ от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267).

Суть данной меры состоит в том, что на основании решения налогового органа банк прекращает все расходные операции по счету, за исключением операций, которые определены в подп. 1.1–1.3 п. 1 Указа № 267 и части второй п. 1 ст. 53 НК.

От редакции:

Исключение касается:

– операций, связанных с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены (подп. 1.1 п. 1 Указа № 267, абз. 3 п. 1 ст. 53 НК);

– операций, связанных с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и постановлений (определений) о наложении ареста (подп. 1.2 п. 1 Указа № 267, абз. 4 п. 1 ст. 53 НК);

– иных операций, не предусмотренных выше (включая операции, названные в подп. 1.2 п. 1 Указа № 267, при наличии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом КГК, и (или) постановления (определения) о наложении ареста, а также операции, осуществляемые на основании неисполненных платежных инструкций, находящихся в банке) (подп. 1.3 п. 1 Указа № 267).

Операции, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 267, могут осуществляться только при наличии разрешений всех органов (должностных лиц), принявших решение о приостановлении операций по счетам, и органов (должностных лиц), принявших постановление (определение) о наложении ареста;

– операций, осуществляемых за счет денежных средств плательщика, учитываемых на корреспондентских счетах, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами (абз. 5 п. 1 ст. 53 НК);

– иных операций в случаях, установленных законодательными актами (абз. 6 п. 1 ст. 53 НК).
 
Кроме того, при наличии решения о приостановлении операций по счету плательщика (иного обязанного лица) или информации о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам, полученной из АИС "Взаимодействие", банк не вправе открывать этому лицу новые счета. Указанные правила распространяются также на иные банки при наличии информации из АИС "Взаимодействие" о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам. Порядок обеспечения оперативного информационного обмена данными при открытии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие" предусмотрен Положением об автоматизированной информационной системе "Взаимодействие", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2007 № 1829.

Неисполнение банком решения о приостановлении операций плательщика по счету в банке влечет административную ответственность

Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке.

Налоговый орган обязан отменить приостановление операций по счетам не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем представления в налоговый орган документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) являются основаниями для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной ст. 13.9 и 13.11 КоАП.

Так, открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации или индивидуального предпринимателя влечет наложение штрафа на должностное лицо банка в размере до 50 БВ, а на сам банк – от 50 до 200 БВ.

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица их поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанности по уплате налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, при сумме платежа не более 0,4 БВ влечет наложение штрафа на банк в размере 5 БВ (должностное лицо банка в таком случае к ответственности не привлекается). В случае такого же нарушения, но при сумме платежа более 0,4 БВ на должностное лицо банка налагается штраф в размере от 20 до 50 БВ, а на банк – в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением плательщика, налогового агента, иного обязанного лица, но не более суммы неисполненного обязательства по уплате налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени и не менее 10 БВ.

При обжаловании решения налогового органа учтите особенности, существующие в процедуре обжалования

Руководитель налогового органа имеет право приостанавливать операции по счетам плательщиков на основе вынесенного решения о доначислении недоимок и пеней. При этом решение о доначислении налоговых платежей может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в течение 30 дней.
 
Важно! Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа.
 
Одной из основных задач процедуры обжалования является защита нарушенных прав плательщиков. При обжаловании решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц плательщик, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

В понятие "восстановление нарушенных прав", по мнению автора, следует включать полный комплекс мер, гарантированных государством, – как приведение сторон в первоначальное состояние до момента возникновения нарушения прав плательщика, так и возмещение ущерба (убытков). Плательщики имеют право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством (подп. 1.11 п. 1 ст. 21 НК). Налоговые органы, в свою очередь, несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 84 НК). К решениям относятся акты налоговых органов, их должностных и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям налоговых органов, их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц, не облеченное в форму решения, но повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в письменной или устной форме требования должностного лица при осуществлении им распорядительных, контрольных функций либо отказ в принятии административного решения. Под бездействием понимается неисполнение налоговым органом, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится непринятие решения об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке. Из этого следует, что решение о приостановлении операций по счетам плательщика в банке отвечает всем признакам решения, которое может быть предметом обжалования, а нарушение налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих устранение плательщиком нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке (п. 6 ст. 53 НК)) или срока доведения до руководителя (представителя) банка решения об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (часть первая п. 5 ст. 53 НК)) – предметом обжалования действий (бездействия) должностного лица налогового органа.

Причиненные убытки возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством. Напомним, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст. 1 НК). Поскольку понятие "убытки" не определено налоговым законодательством, в силу названной нормы НК подлежит применению определение данного термина, приведенное в п. 2 ст. 14 Гражданского кодекса РБ* (далее – ГК). Кроме того, учитывая, что убытки являются видом гражданско-правовой ответственности, отношения, связанные с возмещением убытков, подлежат регулированию:
____________________
* Под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

– нормами ГК (в частности, ст. 15, 938 ГК);

– Положением № 2415-XII.

Субъект хозяйственной деятельности, считающий затрагивающий его интересы акт органа государственной власти или управления либо указания должностного лица соответствующего органа незаконным, обращается в этот орган с требованиями отменить данный акт (указание должностного лица) полностью либо частично, а в случаях, если нанесен ущерб, – и о возмещении ущерба (п. 6 Положения № 2415-XII).

Орган государственной власти или управления должен рассмотреть данные требования в 10-дневный срок с момента их получения и удовлетворить их или дать мотивированный отказ. При отказе в удовлетворении требований либо нарушении установленного для ответа срока субъект хозяйственной деятельности вправе обратиться в соответствующим иском в хозяйственный суд.

Следует также иметь в виду, что в постановлении Пленума ВХС РБ от 19.05.2005 № 21 "О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь" указывается, в частности, что иски о возмещении вреда рассматриваются после того, как соответствующие решения налоговых органов будут признаны хозяйственным судом недействительными.

То есть организация вначале должна подать в суд иск о признании недействительным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке, а после его удовлетворения – иск о возмещении вреда.

Защита прав плательщиками, в частности возмещение причиненных убытков в судебном порядке, осуществляется в соответствии с правилами, установленными процессуальным законодательством. К установленным правилам относится срок исковой давности. Право субъектов хозяйственной деятельности на возмещение ущерба, нанесенного им незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, подлежит защите в течение 1 года с момента возникновения права на иск (п. 10 Положения № 2415-XII). При этом ущерб может быть возмещен не более чем за 1 год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup