Автомобильные перевозки без оформления путевых листов – оправданно ли это?

(Комментарий к подп. 4.5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7)

С 26 февраля 2018 г. вступил в силу, за исключением отдельных положений, Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7). Из новых правил следует, что организации при осуществлении транспортной деятельности выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7).

Данная новация вызвала много вопросов в бухгалтерской среде, например:

– введенная новация – это право или обязанность организаций?

– каким первичным документом можно с 26 февраля текущего года подтверждать экономическую обоснованность включения расходов на топливо в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль?

– вправе ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа для ведения учета топлива и рабочего времени водителей автомобилей?

Мы разобрались с этими вопросами.

 

О чем пойдет речь в статье:

 

Оформлять или не оформлять путевой лист?

Такой вопрос задают практически все бухгалтеры. Ведь с 23 января 2018 г. вступила в силу обновленная редакция Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З).

Этот Закон регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками (исключение – внутриреспубликанские автомобильные перевозки для собственных нужд). Им четко определено следующее:

– использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки пассажиров оформляется путевым листом по форме, установленной в соответствии с законодательством (часть первая ст. 35 Закона № 278-З);

– путевой лист при выполнении автомобильных перевозок грузов также признается транспортным документом (часть первая ст. 40 Закона № 278-З).

Путевой лист упоминается и в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).

Однако бухгалтерам в данном случае необходимо учитывать норму ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законом № 278-З не предусмотрены полномочия на издание Декрета № 7.

Следовательно, бухгалтерам в работе надо руководствоваться нормами Декрета № 7, а не нормами Закона № 278-З.

В то же время отметим, что подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 не содержит прямой запрет на использование путевого листа, поскольку в нем отсутствуют такие слова, как «обязаны», «запрещено» и т.п.

 

Можно ли обойтись без путевых листов?

Без путевого листа – да, без документа, выполнявшего функции путевого листа, – нет.

Тогда возникает вопрос: какой смысл разрабатывать организации новый документ, если путевой лист удовлетворял все требования учета. Обоснуем наше мнение.

1. Если организация использует транспортное средство в предпринимательской деятельности, в т.ч. для производства и реализации товаров (работ, услуг), то расходы на топливо включаются в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Эти затраты будут признаны экономически обоснованными, если они подтверждены первичными учетными документами (пп. 1, 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Таким первичным учетным документом, оформляющим работу автомобильного транспортного средства и лица, управляющего им, выступал путевой лист.

Справочно: путевые листы используются (если они ведутся согласно действующему законодательству) в т.ч. для учета использования рабочего времени водителей автомобилей (часть первая п. 19 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82).

2. Расходы на топливо подлежат нормированию. Стоимость топлива, израсходованного сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, при налогообложении прибыли не учитывается (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК).

В организациях учет расхода топлива обеспечивался по путевым листам. Этот способ отработан многолетней практикой и упрощал работу бухгалтера. Теперь можно создать другой аналогичный документ.

Положительным моментом в данном случае остается лишь тот факт, что путевой лист перестал быть объектом контроля у правоохранительных органов, так как потерял статус обязательности.

 

Что делать организациям?

Как мы уже ранее говорили, норма подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 не содержит прямого запрета на использование путевого листа и затрагивает лишь процедуру перевозки, а не учета. Поэтому полагаем, что организация может использовать путевые листы в работе.

Где взять форму путевого листа, если ранее действовавшая инструкция, утверждающая формы путевых листов (постановление Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138), утратила силу?

Примечание. Остается действующей Инструкция о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25.

Полагаем, что организация может самостоятельно разработать и утвердить формы путевых листов. В любом случае в них должна быть отражена информация о работе автомобиля и водителя, расхода топлива.

Такой документ позволит организациям избежать проблем с законодательством, в т.ч. налоговым.

Важно! С 23 января 2018 г. Минтрансу вменено в обязанность установление порядка оформления транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2018 № 29 «О внесении дополнения в Положение о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»).

 

Что еще учитывать организациям, осуществляющим автомобильные перевозки грузов?

С 15 марта 2018 г. начали действовать новые правила перевозок грузов.

С указанной даты вступили в силу изменения и дополнения в Правила № 970. Необходимость их внесения связана с приведением норм данного документа в соответствие с действующим законодательством и существующей практикой грузоперевозок. Например, в нормах Правил № 970 помимо ТТН теперь указывается и международная товарно-транспортная накладная «CMR» (абз. 6 п. 5). Исключены требования к стажу водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов (п. 337 Правил № 970), что соответствует подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7.

Нина Анищенко, эксперт журнала «Главный Бухгалтер»
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/bukhgalterskii-uchet/avtomobilnye-perevozki-bez-oformleniya-p

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.