Отходы потребления: не все так однозначно (Комментарий к Информации о порядке применения норм Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»)


Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313) действует уже более 8 месяцев. Однако у организаций по-прежнему возникают вопросы по его применению. В связи с этим Минжилкомхоз совместно с Минприроды, МНС и Минюстом РБ подготовил Информацию о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Информация).

Рассмотрим применение некоторых норм Указа № 313 с учетом данной Информации.

 

Организации должны с 1 августа 2012 г. обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары

Такая обязанность установлена подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 (далее – обязанность). Ее должны исполнять фактически все субъекты хозяйствования, которые осуществляют:

·                   производство товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313 (далее – производители);

·                   ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313 (далее – поставщики);

·                   ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона.

Исключение составляют организации, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Организации вправе осуществлять обязанность либо самостоятельно (с соблюдением условий, определенных подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313), либо через ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).

При выборе второго способа организация должна заключить с оператором договор и внести на его текущий (расчетный) счет плату за организацию сбора    ,      обезвреживания и (или) использование отходов товаров и тары (далее – плата), рассчитанную исходя из размеров платы, установленных постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.

Невыполнение обязанности влечет применение штрафа в 2-кратном размере платы, подлежащей уплате (подп. 1.10 п. 1 Указа № 313).

 

У поставщиков не возникает обязанность в отношении товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, если они вывезены за пределы Республики Беларусь

Если поставщик (импортер) ввез в Республику Беларусь товары, определенные в приложении 1 к Указу № 313, а затем их вывез за ее пределы, то в данном случае отсутствует факт постоянного размещения этих товаров на территории республики. То есть в таких случаях на территории Республики Беларусь не возникает отходов, наличие которые влечет появление обязанности.

Следовательно, этот поставщик (импортер) вправе применить освобождение от обязанности.

Вывоз товаров за пределы Республики Беларусь можно подтвердить экспортным контрактом на поставку товаров и тары, товаросопроводительными документами, экспортной декларацией с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждением о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемым таможенными органами РБ, иными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства.

 

Возвратную тару не включают в объем выполнения обязанности и расходы юридических лиц по сбору (заготовке) возвратной тары не подлежат компенсации

Тара – это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции, возвратная тара – тара, бывшая в употреблении, предназначенная для повторного использования (см. ГОСТ 17527–2003 «Упаковка. Термины и определения»).

Упаковка (а соответственно и тара как основной ее элемент) согласно п. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее – ТР ТС 005/2011) должна соответствовать требованиям безопасности данной статьи, в частности, санитарно-гигиеническим показателям, указанным в приложении 1 к ТР ТС 005/2011, предельно допустимым количествам миграции химических веществ, установленным механическим показателям и показателям химической стойкости.

В случае если возвратная тара соответствует указанным требованиям ТР ТС 005/2011, то она не подпадает под определение термина «отходы» согласно ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами», так как не утратила своих потребительских свойств и имеет предназначение (пригодна к применению для размещения продукции).

 

У производителя, ввозящего в качестве сырья товары, названные в приложении 1 к Указу № 313, обязанность в отношении их отсутствует

Если организация ввозит товары, названные в приложении 1 к Указу № 313, как сырье, то обязанность у нее возникает только в случае производства товаров, указанных в этом приложении.

Сергей Юрча, ведущий специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup