Вниманию перевозчиков грузов: с 23 января 2018 года будут действовать новые правила перевозки


(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З*)

Изменения и дополнения, внесенные в ныне действующий Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», затрагивают различные сферы транспортной деятельности.

Остановимся на основных изменениях, затрагивающих деятельность международных автомобильных перевозчиков грузов.

1.            Транспортные документы

Закон четко разграничил оформление транспортных документов при внутринациональных и международных перевозках.

Так, использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом вне зависимости от маршрута перевозки.

Товарно-транспортная накладная (ТТН-1) должна оформляться при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов.

Международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR) составляется при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.

Заказ-поручение − при оказании услуг физическим лицам.

Таким образом, исключено применение СMR и ТТН-1 одновременно.

2. За правильность оформления грузосопроводительных документов отвечает грузоотправитель

Грузосопроводительные документы − документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке.

Такое понятие дано Законом. Как видим, определение отсылает нас не только к законодательству Республики Беларусь, но и к документам ЕАЭС и международным договорам.

Однако перевозчик не обязан владеть знанием о полном перечне документов, которые должны оформляться на груз и сопровождать его при перевозке.

Примерный (не исчерпывающий) перечень грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, содержится в п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970. Напомним, что к ним относятся:

− ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

− карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

− фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

− сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

− разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);

− первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

− иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Норма о том, что перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и нести ответственности за их неверное оформление, содержится в КДПГ (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.).

Это обязанность грузоотправителя. Поэтому ст. 41 Закона в действующей редакции изменена и дополнена.

С 23 января 2018 г. грузоотправитель обязан обеспечить представление грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и будет нести ответственность за их непредставление в полном объеме. А перевозчик не обязан будет проверять правильность оформления грузосопроводительных документов. Он также не будет нести ответственность за неправильность их оформления.

3. Перевозчик проверяет документы, но не отвечает за их недостоверность

С 23 января 2018 г. перевозчик обязан будет проверить только наличие транспортных документов, но не правильность их оформления. При этом на грузоотправителя возложена ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона).

___________________________

* Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон).

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 31, с.

Анна Шинкевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup