Какие ошибки нашел ФСЗН: представление сведений персонифицированного учета и отчетности

24 июля 2025

Органы ФСЗН на своем сайте разместили информацию о нарушениях, выявленных в организациях в 2024 г., в т.ч. в правильности и своевременности представления сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, а также ведомственной отчетности. Расскажем подробнее о них, о штрафах за такие нарушения, а также ответим на некоторые вопросы организаций, связанные с представлением отчетности и с ее проверками.

 

Нарушения при представлении форм ПУ

Нарушения, установленные органами ФСЗН при представлении сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета (ПУ), в т.ч. для целей профессионального пенсионного страхования (ППС), систематизированы в табл. 1.

Таблица 1

Суть нарушения

Что нарушено

Форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении»

Не представлены сведения по форме ПУ-2:

– о переводе работников на другую должность служащего (профессию рабочего);

– о переводе работника со срочного трудового договора на контракт;

– о приеме на работу и (или) увольнении с работы, в т.ч. по внутреннему совместительству;

– в связи с присвоением квалификационной категории (разряда, класса)

Статья 10 Закона № 230-З;

пп. 9, 15 Правил № 837

Данные, указанные в форме ПУ-2, не соответствуют сведениям, указанным в приказах о приеме на работу или увольнении («номер приказа», «дата приказа», «код вида трудового договора», «код основания увольнения»)

Статья 10 Закона № 230-З;

п. 9 Правил № 837;

п. 10 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

Форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения»

В разд. 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам и обязательных страховых взносах»

Неверно отражены суммы выплат (дохода), на которые начисляются взносы: сведения не соответствуют суммам, указанным в документах бухгалтерского учета

Статья 10 Закона № 230-З;

п. 10 Правил № 837;

п. 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

Суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности указываются не в месяце, за который они начислены; суммы премий отражаются не в месяце, в котором они начислены

 

В разд. 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3

Неверно отражены либо не отражены периоды получения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет лицами, не находящимися в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, с выплатой пособия по уходу за ребенком «ДПОСОБ100», «ДПОСОБ50», периоды выполнения работ по коду вида деятельности «ДОГОВОР», периоды по виду деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ»;

из периода по коду вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» (период уплаты взносов работодателем) не исключены дни отпусков без сохранения заработной платы, подтвержденные табелями учета рабочего времени и приказами руководителя, дни прогулов, необоснованно исключаются дни освобождения от работы с сохранением среднего заработка;

период временной нетрудоспособности по уходу за ребенком с выплатой пособия по коду вида деятельности «ПОСОБУХОД» отражен по коду вида деятельности «ПОСОБИЕ»;

при отсутствии рабочих дней в месяце, в котором начислена только премия (материальная помощь, компенсация за неиспользованный отпуск), вместо периода по коду вида деятельности «ПРЕМИЯ» отражен период по коду вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ»;

период по коду вида деятельности «ДЕТИ100» (отпуск по уходу за ребенком (детьми) до 3 лет с выплатой пособия по уходу за ребенком (детьми) в размере 100 % от установленного размера) отражен не в соответствии с приказами о предоставлении указанного отпуска, а также в графе «показатель» недостоверно указано количество детей в возрасте до 3 лет;

недостоверно указаны периоды ежемесячной доплаты к заработной плате (код вида деятельности «ПРОФДОП») по работникам, получающим доплату вместо ППС

Статья 10 Закона № 230-З;

п. 10 Правил № 837;

п. 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

 

Неверно отражены даты начала и окончания работ, выполняемых по гражданско-правовым договорам

Статья 10 Закона № 230-З

Выплаты, произведенные по одному гражданско-правовому договору, отражены как выплаты по нескольким отдельным договорам

Пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

Форма ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование»

В разд. 1 «Сведения о начислениях и взносах на профессиональное пенсионное страхование» отражены выплаты, на которые не начисляются взносы на ППС (когда работник не был занят полный рабочий день на рабочем месте, включенном в перечень ППС)

Статья 10 Закона № 230-З;

п. 12 Правил № 837;

п. 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

В разд. 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» некорректно отражены периоды занятости в особых условиях труда:

– в периоды работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда;

– включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня и не подлежал ППС и (или) периоды прохождения медосмотра, учебы;

– не включены дни, когда застрахованное лицо было занято на работах с особыми условиями труда и подлежало ППС;

– не включены дни трудового отпуска, которые следовали непосредственно за периодом (днем), в котором работник выполнял работу в течение полного рабочего дня в особых условиях труда и подлежал ППС

Статья 10 Закона № 230-З;

п. 12 Правил № 837;

п. 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ

 

Несвоевременное представление форм ПУ

Не представлена и (или) несвоевременно представлена форма ПУ-2

Пункты 15, 20-1 Правил № 837

Не представлена и (или) несвоевременно представлена форма ПУ-3

Пункты 16, 20-1 Правил № 837

Не представлена и (или) несвоевременно представлена форма ПУ-6

Пункты 19, 20-1 Правил № 837

 

Ситуация 1. Когда подать сведения, если работник уволен за прогул задним числом

Работник уволен за прогул.

Когда подать сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2 (форма ПУ-2), если приказ об увольнении издан 23.06.2025 с датой увольнения работника 04.06.2025?

Ответ. Не позднее даты издания приказа об увольнении – 23 июня.

При расторжении трудового договора с работником в соответствии с п. 3, абз. 2 и 3 п. 7 ст. 42 ТК и его прекращении в соответствии с пп. 5 и 6 ст. 44 ТК форма ПУ-2 представляется не позднее даты издания приказа об увольнении в случае, если дата увольнения предшествует дате издания приказа (абз. 4 п. 15 Правил № 837).

 

Ситуация 2. Отражение выплат по зарплатам в конверте в ПУ-3

Каким образом должны отражаться работодателем в форме ПУ-3 суммы выплат, в отношении которых выявлены умышленные неначисления и неуплата обязательных страховых взносов в ФСЗН по результатам проверок и иных контрольных мероприятий (зарплата в конвертах) с 01.01.2025?

Для отражения работодателем зарплаты в конвертах в форме ПУ-3 работодателям необходимо формировать по коду застрахованного лица «52» (граждане, по которым выявлены случаи умышленного неначисления и неуплаты обязательных страховых взносов), где отражаются только сведения по зарплате в конвертах (подп. 28.20 п. 28 Инструкции № 10, в редакции, действующей с 01.01.2025).

Иные начисления по работникам отражаются в форме ПУ-3, заполненной по другим кодам застрахованного лица («01» и т.д.).

 

Ситуация 3. Можно ли подать уточненную форму ПУ-6 в случае обнаружения ошибки

После завершения отчетного периода для представления формы ПУ-6 за январь – март 2025 г. бухгалтером обнаружена ошибка по начислению взносов на ППС в отношении работника, занятого на работах с особыми условиями труда.

Можно ли внести изменения в принятую форму ПУ-6?

Ответ. Нет.

Представление уточненных форм после установленного срока законодательством не предусмотрено.

Следовательно, в случае обнаружения ошибок соответствующие изменения отражайте в форме ПУ-6 за январь – июнь.

 

Нарушения при заполнении и своевременность представления отчетности в ФСЗН

Нарушения, установленные органами ФСЗН при представлении ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» формы 4-фонд (далее – отчет формы 4-фонд), систематизированы в табл. 2.

Таблица 2

Суть нарушения

Что нарушено

Данные в стр. 06 «Общая начисленная сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются обязательные страховые взносы» не соответствуют данным бухгалтерского учета

 Пункты 3, 10

Указаний № 45

Отчетные данные по стр. 12 «Начисленные обязательные страховые взносы» не соответствуют данным первичного бухгалтерского учета

Пункты 3, 16 Указаний № 45

Неверно заполнена гр. 1 по стр. 28 «Пособия по временной нетрудоспособности», по стр. 29 «из них по уходу»: календарные дни временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия, завышены (не подтверждены листками нетрудоспособности с расчетом)

Пункты 3, 30 Указаний № 45

 

Неверно отражалась сумма начисленных пособий по беременности и родам в гр. 3 по стр. 30 «Пособия по беременности и родам»

 

Как накажут за нарушение

1.     Административная ответственность за нарушения при представлении форм со сведениями персонифицированного учета и отчета 4-фонд предусмотрена ст. 24.11 КоАП только для должностного лица.

Должностное лицо организации накажут штрафом в размере до 20 базовых величин (далее – БВ) (840 руб.):

·       за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами;

·       представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения.

Если просрочка представления составила не более 3 рабочих дней – должностное лицо не накажут (примечание к ст. 24.11 КоАП).

 

2. Ответственность наступает и в случае, если организация не выполнит требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

По результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня направления акта, проверяемому субъекту или его представителю выносится требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, которое подлежит обязательному исполнению.

В случае неисполнения такого требования либо неинформирования ФСЗН в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) предусмотрен штраф в размере до 20 БВ (840 руб.) (ст. 24.1 «Неисполнение письменного требования (предписания)» КоАП).

 

Ситуация 4. Документы не представлены проверке в связи с отпуском главного бухгалтера

При проведении выборочной проверки должностным лицам органов ФСЗН не представлены необходимые для проверки документы в связи с нахождением главного бухгалтера проверяемого субъекта в трудовом отпуске.

Является ли это административным правонарушением?

Ответ: Да.

Проверяемые субъекты, их представители обязаны обеспечить допуск проверяющих к проверке и представить необходимые для проверки документы (п. 8 Положения № 510).

За непредставление документов при проведении выборочной проверки предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 БВ (420 руб.) до 30 БВ (1 260 руб.) по ст. 24.2 «Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы» КоАП.

 

Ситуация 5. Организация не уплатила пени в бюджет ФСЗН

Директор организации не обеспечил уплату пени, доначисленной по акту выборочной проверки ФСЗН, в срок по требованию (предписанию) об устранении нарушений, установленных в ходе проверки. Задолженность по пене в бюджет ФСЗН не является недоимкой.

Могут ли применить к руководителю меры административной ответственности за неуплату пени?

Ответ. Могут, но по другой статье.

Меры административной ответственности за неуплату пени в бюджет ФСЗН не предусмотрены.

При этом организация обязана принять меры по устранению нарушений (недостатков), установленных в ходе проведения проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании (ст. 21 Закона № 118-З). Поэтому директора могут привлечь к административной ответственности за неисполнение требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, которым предусмотрена уплата пени по результатам проверки в бюджет фонда, по ст. 24.1 «Неисполнение письменного требования (предписания)» КоАП.

 

Ситуация 6. Не представлена письменная информация об исполнении требования по устранению нарушений

Организация в установленный срок не представила в ФСЗН письменную информацию об исполнении требования об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

Предусмотрена ли административная ответственность за данное нарушение и к кому?

Ответ: Да. За неинформирование в установленный срок об исполнении требования ФСЗН предусмотрен штраф в отношении виновного должностного лица до 20 БВ (840 руб.) (ст. 24.1 КоАП).


Документы:

Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (далее – Закон № 230-З);

Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила № 837);

Инструкция о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденная постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее – Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования (приложение 1 к постановлению правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2011 № 5) (далее – перечень для целей ППС);

Инструкция по формату документов персонифицированного учета, утвержденная постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.06.2009 № 10 (далее – Инструкция № 10);

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК);

Указания по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2023 № 45 (далее – Указания № 45);

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510);

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);

Закон Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 118-З).

 

Редакция рекомендует:

 

Анастасия Вересова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup