Иностранная компания, осуществляющая коммерческую деятельность на территории Беларуси, должна стать на учет в белорусском налоговом органе


(Комментарий к подп. 2.1 и 2.6 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса Республики Беларусь)

Порядок открытия и регистрации представительства зависит от деятельности, осуществляемой представительством коммерческой иностранной организации в Беларуси.

Если представительство от имени и по поручению представляемой им иностранной организации открыто:

  1.  для осуществления деятельности подготовительного и вспомогательного характера.

В этом случае представительство подлежит аккредитации в МИДе Республики Беларусь.

Порядок открытия такого представительства и его деятельность регулирует Положение, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189.

То есть иностранная компания, открывающая в Беларуси такое структурное подразделение, как представительство, будет вправе заниматься:

– изучением товарных рынков Республики Беларусь;

– изучением возможностей для осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь;

– созданием коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов;

– иной деятельностью вспомогательного характера.

Такое представительство подлежит постановке на учет в белорусском налоговом органе в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 66 Налогового кодекса (далее - НК);

2) для осуществления предпринимательской деятельности.

В этом случае иностранная организация должна стать на учет в налоговом органе по месту осуществления своей деятельности через представительство в республике в порядке, определенном подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК. В этом случае аккредитация в МИДе не требуется.

Норма подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК действует в отношении иностранных организаций, деятельность которых рассматривается согласно пп. 3 и 4 ст. 139 НК как деятельность, осуществляемая через постоянное представительство в Беларуси.

Определяющим фактором постановки на налоговый учет иностранной организации с типом «постоянное представительство» является превышение сроков деятельности иностранной компании в Беларуси, указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК (90 и 180 дней).

То есть если иностранная организация выполняет на территории Республики Беларусь работы (оказывает услуги) в течение периода, превышающего сроки, установленные пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то она обязана:

– стать на учет в белорусском налоговом органе до начала деятельности по договорам, заключаемым с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем;

– исчислять и уплачивать налоги, сборы, пошлины в бюджет Республики Беларусь в порядке, установленном белорусским законодательством (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, удерживать подоходный налог с физических лиц и др.).

Справочно: налоги уплачиваются, если возникают соответствующие объекты налогообложения.

Обратим внимание, что:

1) на постановку на учет в налоговом органе не влияют сроки, установленные в международных договорах Республики Беларусь по вопросам налогообложения;

2) если сроки по международному договору меньше сроков, указанных в пп. 3 и 4 ст. 139 НК, то у иностранной организации нет оснований для постановки на налоговый учет в качестве постоянного представительства.

Отметим, что в некоторых международных соглашениях отдельно выделяются работы по надзорной или консультационной деятельности, связанные со строительной площадкой. Рассмотрим, как действует эта норма.

Ситуация. Постоянное представительство на гарантийный период

Белорусская организация (заказчик) заключает с чешской организацией (исполнитель) контракт на выполнение работ по реконструкции здания в Беларуси. Срок контракта – 18 месяцев.

Контрактом предусмотрено, что строительные работы будут продолжаться 12 месяцев, а гарантийные обязательства – еще 6 месяцев после ввода объекта в эксплуатацию.

Возникает ли у чешской организации постоянное представительство в Республике Беларусь и если да, то на какой период?

Возникает – на период строительства и всего гарантийного периода.

У чешской организации возникает постоянное представительство в Республике Беларусь, и она обязана стать на учет в белорусском налоговом органе. В п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 14.10.1996 (далее – Соглашение с Чехией) установлено, что строительная площадка или строительный, монтажный либо сборочный объект либо связанная с ними надзорная деятельность являются постоянным представительством, если такая площадка, объект либо деятельность осуществляются более 12 месяцев.

Надзор в области строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при подготовке к строительству, разработке проектной документации, выполнении строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока (п. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; далее – Закон).

С учетом положений Соглашения с Чехией и Закона, а также того, что контракт не завершается в связи с вводом объекта в эксплуатацию, постоянное представительство у чешской организации на территории Республики Беларусь должно существовать на протяжении выполнения строительно-монтажных работ и всего гарантийного периода.

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 46

Татьяна Филатова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup