Налог на недвижимость: последние изменения 2019 года


(Комментарий к отдельным нормам гл. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З)

С нового года действует новая редакция Налогового кодекса, утвержденная Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – НК-2019 и Закон № 159-З).

Рассмотрим некоторые новации, произошедшие в порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость в 2019 г.

 

1.  С 2019 г. из объектов обложения налогом на недвижимость исключены некоторые позиции.

С нового года не признаются объектом обложения налогом на недвижимость у плательщиков – организаций:

1) капитальные строения (здания, сооружения) и их части, классифицируемые в соответствии с постановлением № 161 как здания мобильные (в т.ч. сборно-разборные и передвижные) для целей определения нормативных сроков службы основных средств:

– здания каркасно-панельные и панельные, щитовые и прочие облегченные здания (шифр 10007);

– здания каркасно-панельные и панельные с металлическим и деревянным каркасом, с ограждающими конструкциями из железобетонных и асбошиферных панелей (шифр 10008);

– здания мобильные цельнометаллические (шифр 10009) и деревометаллические (шифр 10010);

– палатки-магазины, павильоны, кафе, закусочные, столовые из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10011);

– киоски и ларьки из металлоконструкций, стеклопластика, прессованных плит и деревянные (шифр 10012);

 

* Постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (далее – постановление № 161).

 

2) здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства.

Обратите внимание! В 2019 г. в перечне объектов обложения налогом на недвижимость у организаций не указаны машино-места. Данный перечень включает только капстроения (здания, сооружения), их части ( п. 1 ст. 227 НК-2019).

Однако это не означает, что машино-места не подлежат налогообложению. Они, как и ранее, являются объектом обложения налогом на недвижимость. Это следует из определения машино-места, изложенного в абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Так, машино-место – это место стоянки, предназначенное для размещения транспортного средства и являющееся частью капитального строения (здания, сооружения, в т.ч. автомобильной стоянки), принадлежащее юридическому или физическому лицу и зарегистрированное как объект недвижимого имущества в соответствии с правилами, установленными законодательством Республики Беларусь о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для нежилых изолированных помещений.

Согласно постановлению № 161 оно относится к группе «Сооружения» (шифры 20260, 20261, 20262, 20263).

 

2. Изменилась редакция определения капитального строения (здания, сооружения), применяемого организациями для целей исчисления налога на недвижимость.

Чтобы наглядно увидеть произошедшие изменения, сравним старую и новую редакции этого определения (см. таблицу).

Налоговый кодекс-2018:

п. 1 ст. 185

Налоговый кодекс-2019:

подп. 5.2 п. 5 ст. 227

Капитальным строением (зданием, сооружением) у организаций признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям). Для целей настоящей главы к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств

Капитальным строением (зданием, сооружением) у плательщиков-организаций признается объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как здание, сооружение или передаточное устройство

Как и ранее, для определения нормативных сроков службы здания, сооружения или передаточного следует применять нормы постановления № 161.

 

3. Отменены права областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость.

С 1 января 2019 г. областные (Минский городской) Советы депутатов лишены права увеличивать не более чем в 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.

Из данной новации следует, что областные (Минский городской) Советы депутатов должны будут отменить свои решения, установившие увеличенные в 10 раз (не более) ставки налога на недвижимость (земельный налог).

Процесс отмены может растянуться на несколько месяцев (январь, февраль, март и т.д.), т.е. в начале 2019 г. эти решения еще продолжат действовать.

Плательщиков смущает норма НК, которая действовала в 2018 г. Согласно части шестой ст. 188 НК-2018 исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным ставкам прекращаются с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение областного (Минского городского) Совета депутатов или по его поручению областного (Минского городского) исполнительного комитета об исключении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей из перечня неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Означает ли эта норма то, что если решения областных Советов депутатов будут отменены в I квартале 2019 г., то повышенные ставки налога на недвижимость перестанут действовать только со II квартала 2019 г.?

Нет, не означает. Следует учитывать, что нормы НК-2019 имеют бóльшую силу, чем решения областных Советов депутатов.

Редакция НК-2019 вступила в силу с 1 января 2019 г. Областные Советы депутатов должны будут в 2019 г. привести свои решения в соответствие с нормами НК-2019.

В то же время местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков:

  • на 2019 г. – не более чем в 2,5 раза;
  • на 2020 г. и позже – не более чем в 2 раза.

Обратите внимание! Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 г. без учета норм п. 2 ст. 230 НК-2019. При подготовке таких решений на 2020 г. они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п. 16 ст. 4 Закона № 159-З).

Наталья Рощина, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.