Шпаргалка для бухгалтера: порядок возврата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, излишне поступивших в бюджет фонда


В публикации специалист ФСЗН подробно разъяснит, в каком случае организация может вернуть излишне уплаченные страховые взносы, а также расскажет, какие документы следует представить в Фонд для их возврата.

 

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступившие в бюджет фонда от плательщика, не имеющего обязательства по уплате указанных взносов, подлежат возврату плательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления (выявления) органами Фонда фактов, подтверждающих отсутствие такого обязательства*.

_________________

* Пункт 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование н иных платежей и бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2006 № 40.

 

Возврат излишне поступивших денежных средств производится только на основании представленного заявления плательщика, зарегистрированного в установленном порядке с обязательным указанием причины излишне поступивших денежных средств, на тот же расчетный счет, с которого поступили денежные средства.

Возможные причины излишнего поступления денежных средств в бюджет фонда:

1) двойное списание сумм задолженности в текущем периоде (при выставлении платежного требования при наличии картотеки плательщика либо при выставлении платежного требовании одновременно ко всем счетам должника);

2) счетная ошибка плательщика (описка, опечатка, пропуск или повторный ввод данных, арифметическая ошибка при подведении итогов, неточное округление и подобные оплошности, в результате которых искажается общая начисленная и уплаченная сумма);

3) техническая банковская ошибка (допущенная банком при осуществлении операции по банковскому переводу посредством технических средств, повлекшая ненадлежащее исполнение платежных инструкций клиента, банка-отправителя).

При обращении плательщика за возвратом излишне поступивших денежных средств при двойном списании в текущем периоде, счетной или банковской ошибках к заявлению плательщик прилагает документы, подтверждающие отсутствие задолженности по платежам в бюджет фонда, а именно:

· информационное письмо либо  промежуточный отчет с указанием суммы, подлежащей уплате за текущий период с учетом наступивших сроков уплаты;

· платежные документы, подтверждающие двойное списание платежей;

· иные расчеты, подтверждающие правильное начисление обязательных страховых взносов и иных платежей (в случае счетной ошибки плательщика);

· письмо банка (в случае банковской ошибки).

 

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда не подлежат возврату в следующих случаях:

1) при наличии задолженности по иным видам платежей (взносы по профессиональному пенсионному страхованию, пеня, доплата за путевки, административные штрафы и другие);

2) при взыскании задолженности со счетов дебиторов плательщика-должника;

3) превышающие размер переплаты;

4) без проведения контрольных мероприятий по изучению первичных бухгалтерских документов по начислению и выплате заработной платы (проверки) при излишне уплаченных денежных средствах в результате:

– сторнирования сумм (фонда оплаты труда и обязательных страховых взносов);

– при непредставлении форм ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-фонд);

– при представлении отчета формы 4-фонд без учета сумм стр. 9 пояснительной записки к пачкам формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (далее – форма ПУ-3).

Например, плательщик представил сведения по форме ПУ-3 с данными о сумме начисленных выплат, начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов больше, чем в отчете формы 4-фонд. Разница отражена по стр. 9 пояснительной записки, как суммы, учтенные при заполнении форм ПУ-3 за отчетный год, подлежащие корректировке в отчете формы 4-фонд в следующем году («+»; «-»). Обязательные страховые взносы перечислены, но отчет формы 4-фонд не представлен или представлен с данными без учета сумм, отраженных по стр. 9 пояснительной записки. 

 

Порядок возврата денежных средств при реорганизации, ликвидации (банкротстве) плательщика

Плательщикам, начавшим процедуру реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности) или экономической несостоятельности (банкротства), возврат денежных средств, излишне поступивших в бюджет фонда, осуществляется только после проведения проверки.

 

Справочно: проверки при ликвидации (реорганизации) юридического лица проводятся в соответствии с п. 23 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

 

В случае представления антикризисным управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – антикризисный управляющий) заявления о проведении проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании и возврата излишне поступивших обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда проверка проводится в соответствии с п. 23 Указа № 510.

Для проведения проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании к проверке представляются организационно-распорядительные и финансово-бухгалтерские документы по вопросам полноты и своевременности начисления и уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование,  расходовании средств социального страхования, правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.

В качестве примера можно привести следующий перечень документов: главная книга, коллективный договор, ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета работников, штатное расписание, табеля учета рабочего времени, должностные инструкции, приказы (по основной деятельности и по личному составу), гражданско-правовые договоры и акты выполненных по ним работ, листки нетрудоспособности, документы для назначения пособий семьям, воспитывающим детей, и другие документы.

Если документы для проведения проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании правопреемником (ликвидатором/антикризисным управляющим) не представлены, то возврат денежных средств не производится.

Светлана Бороздина, Начальник Советского районного отдела Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.