Земельный налог-2021: комментарий МНС


В 2021 г. изменился порядок исчислении и уплаты организациями земельного налога. Многочисленные новации касаются определения налоговой базы земельного налога, льгот и объектов налогообложения земельным налогом.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (в части исчисления и уплаты земельного налога организациями)

Законом Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога – кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (ст. 2 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2021 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2021 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2018 и 2019 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2021 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (а именно на 5,5 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее – Указ № 503) на 2020 год.

Так, в 2021 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 608 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 738 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в предыдущих двух абзацах, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 31 298 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 15 648 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 17 213 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 45 905 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 953 белорусских рублей за гектар.

Также проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 5,5 %) и установлены Законом ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – в размере 172,13 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой многоквартирной зоны – в размере 11,49 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой усадебной зоны – в размере 22,96 белорусского рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложения 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы. На 2020 г. такие ставки были установлены приложениями 2 и 3 к Указу № 503.

Кроме того, в части применения организациями ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), по которым отсутствует кадастровая оценка, предусмотрена корректировка пункта 4 статьи 241 НК, согласно которой с 1 января 2021 г. будет предоставлена возможность организациям до получения сведений о кадастровой оценке сельскохозяйственных земель применять для целей исчисления земельного налога балл кадастровой оценки сельскохозяйственных земель в значении, соответствующем среднему баллу кадастровой оценки земель по району, в административных границах которого расположены такие земли (приложение 3 к НК).

До 2021 г. пунктом 4 статьи 241 НК было установлено, что ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, устанавливаются только в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 4 к НК. С учетом этой нормы сельскохозяйственные организации, перераспределившие земельные участки для ведения сельского хозяйства после 1 апреля года, в котором проводится корректировка кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, должны были для исчисления земельного налога на следующий год пользоваться приложением 4 к НК, поскольку в отношении их земельных участков сведения о кадастровой оценке будут отсутствовать до декабря года, следующего за годом, в котором произошли изменения в площадях земельных участков.

 

Льготы по земельному налогу

С 1 января 2021 г. отменены следующие налоговые льготы:

  • освобождение опытных полей, используемых для научной деятельности (подп. 1.2 п. 1 ст. 239 НК);
  • освобождение земельных участков, предоставляемых для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, а также земельных участков, занятых объектами придорожного сервиса (подп. 1.23 п. 1 ст. 239 НК);
  • уменьшение подлежащей уплате суммы земельного налога на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 239 НК).

Внесены изменения в подпункт 1.19 пункта 1 статьи 239 НК в части предоставления льготным категориям граждан освобождения от возмещения земельного налога за земельные участки, приходящиеся на изолированные помещения автомобильного транспорта (гаражи-стоянки) или машино-места в многоквартирных жилых домах.

Исключено ограничение по периоду использования таких льгот, как освобождение от земельного налога у плательщиков-организаций земельных участков научных организаций и научно-технологических парков, а также земельных участков (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам (подп. 1.22 и 1.31 п. 1 ст. 239 НК).

Предусмотрена Законом новая льгота в отношении земельных участков, предоставленных дачным кооперативам, садоводческим товариществам, а также иным некоммерческим организациям для целей, связанных с коллективным садоводством и (или) огородничеством, в части площадей земельных участков, находящихся в фактическом пользовании льготной категории граждан (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и т.д.). При этом указанная льгота распространяется на отношения, возникшие и до 1 января 2021 г.

 

Объекты налогообложения земельным налогом

С 1 января 2021 г. по земельному налогу установлен новый объект налогообложения – земельные участки, ранее предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, на которых расположены переданные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в соответствии с законодательством;
  • земельные участки общего пользования, а также свободные (незанятые, не распределенные среди членов организации) земельные участки дачных кооперативов, садоводческих товариществ, а также иных некоммерческих организаций, созданных для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющих свою деятельность на основе членства граждан (данные положения распространяются на отношения, возникшие и до 1 января 2021 г.).

Кроме того, с 1 января 2021 г. предоставлено плательщикам право (а не обязанность) самостоятельно решать вопрос о целесообразности применения понижающих коэффициентов (0,2–0,8) к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, занятых возведенными после 1 января 2019 г. капитальными строениями (их частями), в течение второго – пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию.

Статья 243 НК дополнена пунктом 21, в соответствии с которым определен порядок неприменения (применения) решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, являющихся основаниями для нераспространения указанных решений, а именно: при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, являющихся основаниями для нераспространения принятых в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога на организации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 11 статьи 241 НК, исчисление земельного налога по увеличенным ставкам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли соответствующие основания, а при утрате в течение налогового периода таких оснований исчисление и уплата земельного налога по увеличенным ставкам производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие основания утрачены.

Также пунктом 6 статьи 243 НК определен период исчисления земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и (или) в аренду и своевременно не возвращенные, а именно: земельный налог за находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные во временное пользование или в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого такие земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца включительно, в котором указанное нарушение устранено.

Статья 245 НК дополнена пунктом 4, которым установлен порядок определения суммы земельного налога, подлежащей в соответствии с законодательством включению в стоимость объектов незавершенного строительства.

Так, суммы земельного налога, подлежащие в соответствии с законодательством включению в стоимость объектов незавершенного строительства, определяются:

  • по вновь предоставленному земельному участку для строительства нового объекта (объектов) – исходя из его площади, указанной в решении уполномоченного государственного органа, являющемся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
  • по ранее предоставленному земельному участку в случае возведения на нем нового объекта (объектов) – исходя из площади земельного участка под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.

Кроме того, Законом на период с 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. установлено, что земельный налог (арендная плата) за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается по ставке земельного налога 1,5 % (до 2021 г. ставки земельного налога 0,7 % и 0,55 % соответственно) (в части арендной платы – в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015). При этом арендная плата исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок (внесены изменения в приложение 6 к НК – в части земельного налога; п. 7 ст. 3 Закона – в части арендной платы). В настоящее время приложением 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» в отношении земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов, применяются коэффициенты к кадастровой стоимости в размере 0,007 и 0,0055 соответственно.

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»  опубликован на интернет-портале МНС.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup