AA

Оценка хозяйственным судом правоотношений, связанных с осуществлением контрольной (надзорной) деятельности

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное (п. 15 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510)). В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Суть спора

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) ввезло на таможенную территорию Республики Беларусь товар (смолы ПВХ) на основании заключенных с иностранными компаниями контрактов. Таможенное оформление товара для выпуска в свободное обращение произведено по таможенным свидетельствам с указанием кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), дающего основание для применения ставки ввозной таможенной пошлины 0 % согласно Указу Президента РБ от 31.12.2007 № 699 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин".
Таможенным органом с целью проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению, проведены таможенные исследования для определения характеристик товара, необходимых для однозначной классификации его по ТН ВЭД. По окончании таможенного исследования заявителю каких-либо указаний относительно достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению, в т.ч. их классификации, не направлялось.
Впоследствии должностные лица таможенного органа проводили таможенную проверку ООО, в результате которой установлены нарушения таможенного законодательства. В связи с этим составлен акт и вынесено решение о взыскании с заявителя 3,5 млн. руб. таможенных платежей и 4,7 млн. руб. пени.
ООО не согласилось с таким решением таможни и подало жалобу. ГТК жалоба оставлена без удовлетворения.

Позиция таможни

Таможня при вынесении решения основывалась на заключении специалистов по результатам таможенных исследований, информации Национальной академии наук, Федеральной таможенной службы РФ и признала, что при таможенном оформлении заявителем неверно указан код ввезенного товара.

В связи с этим был сделан вывод, что в отношении данного товара должна быть уплачена ввозная таможенная пошлина по ставке 15 % от таможенной стоимости товара.

Таким образом, установленный таможней факт неверной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД послужил основанием для доначисления таможенных платежей и пени.

Решение суда первой инстанции

Суд первой инстанции в решении по делу указал, что в связи с отсутствием законодательно закрепленных критериев разграничения смол ПВХ на суспензионные и микросуспензионные товар подлежал классификации в соответствии со сведениями, указанными производителями. В контрактах на поставку товара и товаросопроводительных документах отсутствуют сведения о том, какой именно ПВХ приобретает заявитель. С учетом этого суд признал произведенную таможней классификацию товара обоснованной и отказал в удовлетворении заявленного ООО требования о признании недействительным решения таможни по акту проверки.

Разбирательство в кассационной инстанции

Подавая кассационную жалобу на решение суда первой инстанции, заявитель в обоснование неправомерности выводов таможни указывал на отсутствие нормативного правового акта РБ, который содержал бы отличительные критерии суспензионного и микросуспензионного ПВХ. По мнению заявителя, им обоснованно классифицирован товар по коду, содержащему наиболее конкретное описание товара. При этом заявитель руководствовался, в частности, результатами классификационной экспертизы, проведенной научными сотрудниками Государственного научного учреждения ИММС НАН Беларуси.

Признавая выводы суда первой инстанции необоснованными, кассационная коллегия исходила из следующего.

В силу ст. 26, п. 5 ст. 27 Таможенного кодекса РБ ГТК принимает нормативные правовые акты и разъяснения по применению ТН ВЭД и обеспечивает их опубликование в периодических печатных изданиях ГТК.

Порядок осуществления классификации товаров в ТН ВЭД установлен Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (утверждены постановлением Совета Министров РБ от 25.06.2007 № 829 "О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь").

Кассационная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемый период отсутствовали законодательно закрепленные критерии разграничения смол ПВХ на суспензионные и микросуспензионные. Отсутствовали такие критерии и в официальных изданиях ГТК. Об этом также свидетельствуют заключения специалистов по результатам проведенных таможенных исследований товара, где в выводах, необходимых для однозначной классификации товара, размер частиц не упоминается.

В итоге Кассационная коллегия пришла к выводу, что при декларировании ввезенного товара заявитель не допустил нарушений существовавших правил классификации ПВХ.

При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 15 Указа № 510, кассационная коллегия признала недействительным оспариваемое решение таможни по акту проведенной проверки.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup