Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

Налогообложение

1 (285). Закрытое акционерное общество с декабря 2010 г. по апрель 2011 г. выкупало у акционеров собственные акции по цене выше номинальной для последующего их аннулирования.

Необходимо ли в данном случае на сумму убытка, полученного в результате аннулирования акций, уменьшить налогооблагаемую прибыль в 2010 г. и 2011 г.?
 
Нет, не следует.

Объектом обложения налогом на прибыль следует признавать валовую прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями (пп. 1 и 2 ст. 126 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Для белорусских организаций валовой прибылью в целях исчисления налога на прибыль необходимо признавать сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Если сумма денежных средств либо остаточная стоимость имущества, передаваемого в обмен на выкупаемые организацией собственные акции (доли, паи), превышает номинальную стоимость указанных акций или размер долей (паев), такую разницу не учитывают при определении валовой прибыли организации, передающей денежные средства, имущество взамен выкупаемых собственных акций (долей, паев) (п. 3 ст. 136 НК).

С учетом вышеизложенного сумму убытка от аннулирования акций, выкупленных у акционеров по цене выше их номинальной стоимости, не следует учитывать при определении валовой прибыли организации как в 2010 г., так и в 2011 г.
 
Д-т 81 – К-т 51

- на сумму фактических затрат, понесенных в связи с выкупом собственных акций;

Д-т 80 – К-т 81

– на стоимость аннулированных акций по номинальной стоимости;

Д-т 92 (аналитический счет "Расходы, неучитываемые при налогообложении") – К-т 81

– на разницу между ценой приобретения аннулированных акций и их стоимостью исходя из их номинальной стоимости*.
_____________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
 
2 (286). Белорусская организация по договору поставки получает сырье от российского поставщика. При значительных объемах поставки российская компания выплачивает бонусы (премии) белорусской организации. По законодательству РФ при выплате бонусов (премий) российская компания обязана исчислить и уплатить налог по ставке 20 %. Уплата налога подтверждена справкой налоговых органов РФ.

Имеет ли право белорусская организация зачесть уплаченную в Российской Федерации сумму налога при исчислении и уплате налога на прибыль в Республике Беларусь?
 
Не имеет.

Фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного в этом иностранном государстве, белорусская организация зачитывает при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь в порядке и размерах, установленных ст. 144 НК.

Доходом, полученным в иностранном государстве, признают доход (выручку) белорусской организации, в связи с которым в соответствии с законодательством иностранного государства, а при наличии международного договора РБ по вопросам налогообложения – в соответствии с его положениями производят обложение налогом на прибыль (доход) в иностранном государстве.

Белорусское предприятие (покупатель товара) получает доход от российской компании (продавец товара) в виде бонусов (премий) в зависимости от объемов поставляемой продукции. Данный вид дохода подлежит налогообложению в Республике Беларусь (ст. 7 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995).

Следовательно, основания для проведения зачета суммы уплаченного в Российской Федерации налога в приведенной ситуации нет (ст. 144 НК).

Для того чтобы избежать двойного налогообложения, белорусская организация должна представить в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента (российской компании) документы, определенные законодательством РФ.
 
Д-т 10 – К-т 60

– на сумму поступившего сырья;

Д-т 18 – К-т 68

– исчислен НДС при ввозе;

Д-т 51, 52 – К-т 92

– на часть бонуса, перечисленную российским поставщиком;

Д-т 92 – К-т 92

– на часть бонуса, удержанную в качестве налога российским поставщиком.
 
3 (287). Сервисный центр оказывает услуги населению по гарантийному ремонту и обслуживанию бытовой техники иностранного производства. Для обеспечения установленных законодательством прав потребителя между изготовителем бытовых приборов и сервисным центром заключен договор на гарантийное техническое обслуживание и гарантийный ремонт бытовых приборов. В рамках исполнения данного договора изготовитель возмещает сервисному центру затраты по гарантийному техническому обслуживанию и гарантийному ремонту бытовых приборов.

Основанием для возмещения затрат ремонтной организации служит подписанный между гражданином-потребителем и сервисным центром акт урегулирования финансовых претензий потребителя, в котором указана сумма оказания услуг потребителю.

Вправе ли сервисный центр применить льготу по НДС при оказании услуг по сервисному гарантийному техническому обслуживанию и гарантийному ремонту бытовых приборов по подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК?
 
Нет, не вправе.

Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав следует считать территорию Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на ее территории (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК). Аналогичный принцип определения места реализации содержится в ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

Таким образом, местом оказания услуг по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту бытовых приборов является территория Республики Беларусь.

Не возникает объект обложения НДС при оказании на территории республики физическим лицам услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, ремонту часов, производству и ремонту одежды и обуви, ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров (подп. 1.43 п. 1 ст. 94 НК).

При реализации сложной бытовой техники (в т.ч. физическим лицам) ее производитель (нерезидент) берет на себя обязательство в течение определенного периода обеспечить гарантийное обслуживание. Сервисный центр как исполнитель на основании договора на сервисное гарантийное обслуживание с иностранной организацией – производителем осуществляет гарантийный ремонт указанной техники. Производитель возмещает сервисному центру стоимость проведения гарантийного обслуживания и ремонта.

Физические лица, приобретшие бытовую технику, не имеют договорных отношений с сервисным центром по возмещению расходов по гарантийному обслуживанию.

Следовательно, сервисный центр оказывает услугу по гарантийному обслуживанию и ремонту не физическим лицам, а производителям указанной техники, у которых имеются обязательства перед покупателями по гарантийному обслуживанию и ремонту в течение определенного периода.

Учитывая вышеизложенное, при реализации услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту бытовых приборов иностранной организации – производителю данных бытовых приборов оборот по реализации таких услуг подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

Ирина Петрович, аудитор
 

Командировочные расходы

4 (288). По возвращении из служебной командировки сотрудник представил в бухгалтерию организации авансовый отчет с приложенной к нему квитанцией электронного билета по маршруту Минск (РБ) – Варшава (Польша) – Минск (РБ) и 2 посадочными талонами. Электронный билет был приобретен сотрудником за наличный расчет в валюте (225 евро). В связи с утерей кассового чека сотрудник представил информационное письмо организации, предоставляющей услуги по продаже авиабилетов, подтверждающее в установленном порядке факт оплаты им стоимости электронного билета с указанием уплаченной суммы.

Можно ли возместить работнику понесенные расходы за приобретенный электронный билет без представления кассового чека только на основании имеющихся документов? Можно ли возместить расходы в иностранной валюте платежа (225 евро)?
 
В исключительных случаях можно.

В качестве исключительного случая работнику может быть возмещена стоимость электронного билета, в т.ч. и в иностранной валюте.

Командированному работнику следует возмещать расходы по проезду к месту командирования и обратно при обязательном представлении им подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.) в пределах норм, установленных законодательством (см. нормы гл. 1–2 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).

С учетом практики применения норм Инструкции № 115 и постановления Минтранса РБ от 28.06.2008 № 76 "Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" при приобретении электронного билета документами, подтверждающими факт совершения полета и понесенных затрат, являются маршрут/квитанция (распечатанная на бумажном носителе без заверения ее перевозчиком или его уполномоченным лицом), пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты, так как содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты и подтверждают факт перелета. При этом факт оплаты подтверждает кассовый чек или приходный кассовый ордер с указанием уплаченной суммы, а в случае оформления билета по безналичному расчету – платежное поручение.

Наличие в совокупности маршрут/квитанции, пассажирского купона посадочного талона и документов, подтверждающих факт оплаты, служит достаточным доказательством выполнения перевозки конкретного пассажира.

Таким образом, полагаем, что при отсутствии у работника, приобретшего электронный билет за наличный расчет, по возвращении из служебной командировки кассового чека (в связи с утерей) ему по решению нанимателя в исключительных случаях может быть возмещена стоимость электронного билета при наличии маршрут/квитанции, пассажирского купона посадочного талона и информационного письма организации, предоставляющей услуги по продаже авиабилетов, подтверждающего в установленном порядке факт оплаты работником стоимости электронного билета с указанием уплаченной суммы.

Что касается возмещения расходов по приобретению электронного билета в иностранной валюте, то данный вопрос разъяснен п. 51 Инструкции № 115. В случае если по уважительной причине по завершении расчетов по командировке необходимая сумма в иностранной валюте подлежит выплате в Республике Беларусь работнику, командированному за границу, указанная сумма по решению нанимателя может быть выплачена как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату авансового отчета.

5 (289). В организации (г. Брест) водитель, осуществляющий международные перевозки грузов, направлен по приказу и заданию нанимателя в служебную командировку за границу с 30 мая по 5 июня 2011 г. по маршруту Брест (РБ) – Щецин (Польша) – Липно (Польша) – Брест (РБ) с целью доставки груза № 1 из г. Бреста в г. Щецин и груза № 2 из г. Липно в г. Брест.

30 мая 2011 г. он загружает транспортное средство грузом № 1 в г. Бресте и выезжает по направлению к Государственной границе Республики Беларусь с Польшей.

31 мая 2011 г. водитель прибывает на грузовой таможенный терминал (в международной товарно-транспортной накладной "СМR" таможней поставлен штамп "Груз поступил"), в этот же день пересекает границу (есть отметка в паспорте) и направляется в г. Щецин.

2 июня 2011 г. – выгружает груз № 1 в г. Щецине и направляется в г. Липно.

3 июня 2011 г. – загружает груз № 2 в г. Липно, прибывает на границу и проходит пункт таможенного оформления на территории Польши.

4 июня 2011 г. – пересекает границу (есть отметка в паспорте), прибывает на грузовой таможенный терминал на территории Республики Беларусь, после таможенного оформления в документах произведена отметка "Выпуск разрешен" 5 июня 2011 г., затем выезжает для разгрузки груза № 2 в организацию (г. Брест).

Какой день в приведенном случае следует считать днем выезда из Республики Беларусь, а какой – днем прибытия в Республику Беларусь для определения размера возмещения суточных командированному водителю?

Какие документы подтверждают момент выезда из Республики Беларусь и момент въезда в Республику Беларусь? Будет ли международная товарно-транспортная накладная "СМR" со штампом таможни документом, подтверждающим момент выезда (въезда) из Республики Беларусь?

Днем отъезда из Республики Беларусь будет 31 мая 2011 г., а днем прибытия в случае, если водитель прибыл на территорию Республики Беларусь до 24.00 4 июня 2011 г., – 4 июня 2011 г., после 00.00 5 июня 2011 г., – 5 июня 2011 г.

Рассмотрим ситуацию более подробно.

Возмещение суточных следует производить в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (часть первая п. 22 Инструкции 115).

Для выплаты суточных в белорусских рублях по нормам, предусмотренным Минфином для оплаты служебных командировок в пределах Республики Беларусь, необходимо отслеживать день отъезда работника из Республики Беларусь и день его прибытия в Республику Беларусь.

Днем отъезда считайте день выезда транспортного средства из Республики Беларусь, а днем прибытия – день его прибытия в Республику Беларусь независимо от времени пересечения Государственной границы Республики Беларусь. При отправлении транспорта до 24.00 включительно днем отъезда считайте текущие сутки, а с 00.00 и позднее – последующие сутки.
 
Справочно: определение даты пересечения границ государств, в т.ч. Государственной границы Республики Беларусь (п. 23 Инструкции № 115), необходимо для определения продолжительности временной остановки и государства, в котором она произошла при следовании работника в командировку (пп. 27, 28 Инструкции № 115).
 
При этом день отъезда транспортного средства из Республики Беларусь и день его прибытия в Республику Беларусь определяйте по представленным в совокупности сопроводительным документам в оригинале.
 
Справочно: подтверждающими сопроводительными документами служат:

– бланки путевых листов, данные, содержащиеся в международной товарно-транспортной накладной "СМR" и в регистрационных листках тахографа (тахограммах), учитывая, что указанные документы должны быть у каждого водителя, осуществляющего международные автомобильные перевозки грузов, как того требуют Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970;

– чеки, счета, квитанции по оплате: горюче-смазочных материалов, за стоянку, дорожных и (или) таможенных сборов; страхования автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика, вынужденного мелкого ремонта и др.
 
За время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные за это время выплачивают в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством РБ по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь (часть вторая п. 22 Инструкции № 115).

Таким образом, в приведенном случае днем отъезда транспортного средства из Республики Беларусь, начиная с которого водителю производят возмещение суточных в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином для Польши (35 долл. США), является 31 мая 2011 г.

Что касается дня прибытия транспортного средства в Республику Беларусь (последнего дня по данной командировке, за который возмещение суточных производят в иностранной валюте по нормам, установленным Минфином для Польши (35 долл. США)), то в случае, если согласно представленным в совокупности подтверждающим сопроводительным документам в оригинале водитель прибыл на территорию Республики Беларусь до 24.00 4 июня 2011 г., им является 4 июня 2011 г., после 00.00 5 июня 2011 г., – 5 июня 2011 г.

Надежда Египцева, экономист
 

Обязательный аудит

6 (290). В рамках ведомственного контроля контрольно-ревизионным управлением проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности организации с долей государственной собственности за 2009 г. По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 г. у этой организации валовая выручка составила более 600 тыс. евро.

Необходимо ли производить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г.?
 
Такой необходимости нет при соблюдении определенных условий.

Обязанность проводить ежегодный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена ст. 3 Закона РБ от 08.11.1994 № 3373-XII "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями, далее – Закон № 3373-ХII). Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом могут быть предусмотрены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита (абз. 2 ст. 3 Закона № 3373-ХII).

Подведомственные организации подлежат освобождению от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

– за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, – в случаях, определенных законодательными актами;

– за 2 отчетных периода начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, – при неустановлении по результатам проверки нарушений актов законодательства или соблюдении условий, предусмотренных в п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510) (подп. 2.18 п. 2 Указа Президента РБ от 22.06.2010 № 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь").

Не признают административными правонарушениями:

– неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (п. 18 Указа № 510).

Вышеприведенные положения применяют к юридическим лицам при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Если по результатам проведенной проверки не установлено нарушений или соблюдены условия, определенные п. 18 Указа № 510, организация подлежит освобождению от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г.

Уклонение руководителя юридического лица от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет административную ответственность в соответствии со ст. 12.31 Кодекса РБ об административных правонарушениях (штраф в размере от 5 до 30 базовых величин (БВ)).

Ирина Петрович, аудитор
 

Таможенное законодательство

7 (291). Белорусская организация передала оборудование в аренду своему партнеру в Польшу, поместив его под таможенную процедуру временного вывоза. Впоследствии эта организация (продавец) по договору купли-продажи продала его другой белорусской организации (покупатель).

Какие обязательства перед таможенными органами есть у организации-продавца и организации-покупателя по данной сделке?

Обязательства указанных организаций содержатся в приведенной таблице.
 
 
Обоснование

В рассматриваемой ситуации организация-продавец несмотря на то, что она передала имущественные права на оборудование другому лицу, с точки зрения белорусских таможенных органов, все еще является декларантом таможенной процедуры временного ввоза. То есть на ней в соответствии с заявленной процедурой лежит обязанность по ввозу оборудования обратно в Республику Беларусь.

Соответственно для того чтобы она выполнила свои обязательства перед таможенными органами, организации-покупателю необходимо от своего имени обратиться в белорусский таможенный орган с таможенной декларацией на помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза.

Такая возможность у организации-покупателя существует в соответствии со ст. 289 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС). Так, действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения заявленного срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу. Ранее в соответствии с положениями Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ), действовавшими до 6 июля 2010 г., такая возможность отсутствовала.

Вывезенное оборудование не требуется ввозить на территорию таможенного союза для помещения организацией-покупателем под таможенную процедуру временного вывоза.

В рассматриваемом случае вывезенное оборудование должно быть вновь помещено под таможенную процедуру временного вывоза до истечения первого срока временного вывоза. Если во время проведения переговоров о купле-продаже оборудования (товаров) станет очевидно, что организации не успеют выполнить все требуемые действия до истечения ранее заявленного срока временного вывоза, то необходимо либо продлить этот срок, либо ввезти товары обратно.

Срок временного вывоза товаров таможенный орган устанавливает на основании письменного заявления декларанта исходя из его целей и обстоятельств. При этом для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза, а также для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых при временном вывозе является обязательным в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза, законодательство государств – членов таможенного союза может устанавливать предельные сроки временного вывоза таких товаров (ст. 288 ТК ТС).
 
Справочно: в ТК ТС не определен предельный срок временного вывоза. Ранее такой срок составлял не более 5 лет по нормам ТК РБ.

Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист
 

Учет основных средств

8 (292). У организации числятся в учете измерительные приборы с 4-значным шифром амортизации 4511 и регулирующие приборы с 4-значным шифром амортизации 4517. При проведении переоценки на 1 января 2011 г. данные приборы были переоценены по группе 14 "Технологическое оборудование пищевой промышленности, оборудование мясной и молочной промышленности (за исключением холодильников и морозильников бытовых)" (шифры по Временному классификатору 450, 451).

Верно ли была проведена переоценка?
 
При переоценке допущена ошибка.

Обратимся к Временному республиканскому классификатору амортизируемых основных средств и нормативным срокам их службы, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (с изменениями и дополнениями, далее – Временный классификатор). В нем сказано, что если в одной подгруппе позиций Временного классификатора находятся объекты с 5-значными (первые 3 цифры в них отражают общий шифр подгруппы) и с 4-значными шифрами (цифры которых выделенным подгруппам, как правило, не соответствуют), то в своих учетных документах (включая инвентарные карточки учета основных средств) организации при выделении объектов по амортизационным группам в целях переоценки и осуществления других необходимых группировок применяют единый шифр (например, если в подгруппе с шифром 47 000 (5-значный) есть позиции с шифром 4500 (4-значный), следует применять шифр, соответствующий подгруппе 470).

Таким образом, указанные в вопросе основные средства с шифрами 4511, 4517 при проведении переоценки необходимо было отнести к группе 17 "Измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование".

Ошибку, допущенную при проведении переоценки, необходимо исправить в месяце ее обнаружения на основании составленной в установленном порядке бухгалтерской справки-расчета. В учете нужно отразить:

Д-т 01 – К-т 83 "Добавочный фонд" (обычная запись или методом "красное сторно");

Д-т 83 – К-т 02 (обычная запись или методом "красное сторно").

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

8 (292). Организация приобрела у физического лица бывший в эксплуатации автомобиль. Он был оприходован в качестве объекта основных средств.

Каким образом определяют срок полезного использования бывшего в употреблении объекта основных средств?
 
Организация может уменьшить срок полезного использования до 1 года.

Для определения срока полезного использования объекта основных средств необходимо установить для него нормативный срок службы.

Нормативный срок службы бывшего в употреблении оборудования определяет комиссия по проведению амортизационной политики на основании классификации амортизируемых основных средств, а в случае отсутствия в классификации приобретенного оборудования – самостоятельно в соответствии с п. 17 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6). Необходимо учесть положения п. 18 Инструкции № 37/18/6.

Нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяют при приобретении каждым балансодержателем или собственником с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев).

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе:

– установить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств;

– регламентировать нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года, если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или больше соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6).

Время эксплуатации объекта основного средства физическим лицом должно быть подтверждено документально. Сведения о продолжительности его эксплуатации содержит паспорт транспортного средства.

Таким образом, организация сможет уменьшить срок полезного использования объекта до 1 года на основании данных паспорта автомобиля. Если физическое лицо не может представить документальное подтверждение срока использования основного средства, самостоятельно уменьшать срок его эксплуатации до 1 года организация не вправе.

Однако по общему правилу срок полезного использования как новых, так и бывших в эксплуатации основных средств может быть установлен комиссией в пределах границ диапазона сроков полезного использования. Нижнюю и верхнюю границы диапазона определяют путем умножения значений нормативных сроков службы на коэффициенты, приведенные в таблице диапазонов сроков полезного использования, указанные в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6). По транспорту диапазон сроков полезного использования составляет от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы. Организация может самостоятельно установить любое значение в пределах границ диапазона.

Ольга Клименкова, аудитор
 

Организация деятельности субъектов хозяйствования

9 (293). Организация планирует осуществлять деятельность по предоставлению физическим лицам мест для краткосрочного проживания с оказанием соответствующих услуг на базе недвижимого имущества, расположенного в Гомельской области. Месторасположение данного имущества является труднодоступным с точки зрения организации надлежащего технического обслуживания кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем и платежных терминалов.

Возможно ли принимать наличные денежные средства без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов при осуществлении данного вида деятельности?
 
Возможно.

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средства в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).

Данный порядок регулирует постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1).

Юридические лица принимают наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров (далее – КСА), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами и постановлением № 18/1 (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1).

В постановлении № 18/1 определены случаи, когда плательщики вправе принимать наличные денежные средства при реализации различных услуг без использования КСА. Среди них осуществление электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнение работ и оказание услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2 постановления № 18/1).

Таким образом, прием наличных денежных средств при реализации плательщиком услуг вне постоянного места осуществления его деятельности можно производить без использования КСА в порядке, предусмотренном постановлением № 18/1.

В данном случае оформляют каждый факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информацию об изготовлении и реализации бланка которого заносят в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках. К таким документам относят приходный кассовый ордер формы КО-1, квитанцию формы КВ-1 либо отрывной талон формы 20-ФС.

Использование форм первичных учетных документов, утвержденных в т.ч. республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином, предусмотрено Указом Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114).

В развитие Указа № 114 принят перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов" (далее – перечень), формы которого обязательны к применению. Квитанция формы КВ-1 и талон формы 20-ФС в нем отсутствуют.
 
Важно! Квитанция формы КВ-1 и талон формы 20-ФС будут действовать до 1 октября 2011 г. (п. 2 постановления Минфина РБ от 23.03.2011 № 11 "О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 37", в редакции постановления Минфина РБ от 28.06.2011 № 46.
 
Таким образом, плательщик вправе выбирать первичные учетные документы, которые будут использованы при приеме наличных денежных средств от потребителей, в установленных законодательством случаях: приходный кассовый ордер формы КО-1 (по перечню) либо квитанция формы КВ-1 или талон формы 20-ФС.

Николай Савельев, экономист
 

10 (294). Организация осуществляет торговлю бытовой техникой в павильонах торгового центра. В 2010 г. на одном из павильонов была принята выручка через КСА, которая превышает 15 000 базовых величин (БВ). Постановлением № 18/1 определено, что при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 БВ следует установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.

Обязана ли организация установить терминал?
 
Обязана при соблюдении определенных условий.

Юридические лица, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению на объектах согласно приложению 1 к постановлению № 18/1, а также организации, оказывающие платные медицинские, риэлтерские и туристические услуги, при получении выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 БВ, а по объекту бытового обслуживания населения – более 7 500 БВ, обязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %.

В приложении 1 указаны торговые объекты (магазины (павильоны с торговым залом), магазины-склады).

Такая норма приведена в п. 2 постановления № 18/1. Исключение составляют организации, указанные в частях второй и пятой подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1.

Кроме того, в постановлении № 18/1 приведена следующая норма: юридические лица, осуществляющие торговлю и (или) оказывающие платные услуги населению, при создании объектов согласно приложению 1, расположенных в районных и областных центрах, городах областного подчинения и г. Минске, обязаны установить в этих объектах платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. При этом количество устанавливаемых терминалов по отношению к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов должно составлять 100 %. Такая обязанность у плательщиков возникла с 31 марта 2010 г. То есть открываемый после 31 марта 2010 г. торговый объект вышеуказанного формата подлежит оснащению платежным терминалом с момента открытия.

Следовательно, если павильон, в котором осуществляют реализацию бытовой техники, соответствует требованиям, определяемым законодательством (в павильоне есть торговый зал, выручка от реализации товаров составила за 2010 г. более 15 000 БВ либо павильон с торговым залом был открыт после 31 марта 2010 г.), то данный торговый объект подлежит оснащению платежным терминалом.

Ирина Петрович, аудитор
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.