Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (С 17 сентября будет действовать новый порядок маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками)

Глеб Ростоцкий, юрист
С 17 сентября 2011 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 10.06.2011 № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ № 243). Данный указ:
1) сократил перечень операций, при которых требуется маркировка;
2) упростил требования, предъявляемые к порядку маркировки.
До 1 сентября организации должны маркировать 24 группы товаров
Маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками была введена в Республике Беларусь Указом Президента РБ от 14.09.2004 № 444 "О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ № 444).
Перечень подлежащих маркировке товаров был определен постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2004 № 1280 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, и о некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 444". Первоначально в данный перечень входили только 2 позиции: масло моторное и пиво солодовое. Впоследствии он увеличился и сегодня включает в себя 24 позиции:
– масло растительное, разлитое в тару любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу;
– в герметичной потребительской таре (упаковке): икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы; консервы рыбные в жестебанке;
– соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской таре;
– питьевая вода в потребительской таре, минеральная вода в потребительской таре;
– воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, в потребительской таре;
– пиво солодовое;
– слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 %;
– уксус и его заменители, полученные из уксусной кислоты, разлитые в потребительскую тару;
– масло моторное;
– моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской таре, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в таре любой вместимости;
– кофе, жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке); кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке); заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке);
– чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке);
– мате, или парагвайский чай, нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке);
– биологически активные добавки к пище в потребительской таре (упаковке);
– кофе растворимый нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке); растворимый чай нетто – массой не менее 25 г в потребительской таре (упаковке);
– антифризы (в т.ч. тосолы) и жидкости антиобледенительные готовые в таре любой вместимости;
– обувь, за исключением обуви, бывшей в употреблении;
– принтеры для вычислительных машин, за исключением принтеров, бывших в употреблении;
– вычислительные машины (ноутбуки), за исключением бывших в употреблении;
– мобильные телефоны в потребительской таре (упаковке), за исключением бывших в употреблении;
– материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской таре (упаковке);
– мониторы (в т.ч. дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин, за исключением бывших в употреблении;
– телевизоры, за исключением телевизоров, бывших в употреблении;
– часы, за исключением часов, бывших в употреблении.
Важно! С 1 сентября 2011 г. вышеуказанный перечень сокращается на 3 позиции (постановление Совета Министров РБ от 11.06.2011 № 762 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 1280"). Маркировке с указанной даты не будут подлежать:
– питьевая вода в потребительской таре, минеральная вода в потребительской таре;
– уксус и его заменители, полученные из уксусной кислоты, разлитые в потребительскую тару;
– биологически активные добавки к пище в потребительской таре (упаковке).
 
Указом № 444 запрещены следующие операции с товарами, подлежащими маркировке:
– приобретение;
– хранение;
– использование в производстве;
– транспортировка;
– реализация на территории Республики Беларусь.
Существует, однако, незначительный перечень случаев, когда маркировка не требуется.
В частности, не нужно маркировать товары:
– при их хранении и использовании для нужд собственного производства самими производителями;
– при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь;
– находящиеся на территории республики под таможенным контролем либо перемещаемые по ее территории под таможенным контролем;
– при их транзите.
Рассмотрим, что ожидает субъектов, осуществляющих операции с подлежащими маркировке товарами, с 17 сентября 2011 г. – даты вступления в силу Указа № 243.
С 17 сентября будет действовать новый перечень операций, при которых необходима маркировка товаров
Основные изменения в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками произойдут по 2 направлениям.
Во-первых, значительно расширится перечень случаев, когда маркировку товаров не следует производить.
Так, требование об обязательном наличии маркировки не распространяется на такие операции с товарами, как:
– транспортировка и хранение проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
– транспортировка, хранение, реализация и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
– транспортировка, хранение и использование товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, а также приравненными к ним органами и миссиями международных организаций;
– транспортировка, хранение, реализация и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, выполняющих международные рейсы, формируемых за пределами республики;
– транспортировка, хранение и использование товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
– хранение и реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
– приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;
– розничная торговля товарами в розлив или вразвес из тары, маркированной контрольными (идентификационными) знаками.
С 17 сентября импортируемые товары можно маркировать и на территории РБ
Во-вторых, упрощены требования к порядку маркировки.
В настоящее время импортеры обязаны осуществлять маркировку товаров исключительно за пределами республики. С 17 сентября они смогут осуществлять маркировку также:
– при ввозе товаров с территории стран таможенного союза – на территории уполномоченных складов.
Перечень таких складов должен быть определен Минторгом по согласованию с МНС. Соответственно Указ № 243 допускает транспортировку товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза для размещения на уполномоченных складах, а также хранение указанных товаров на территории уполномоченных складов без маркировки их контрольными (идентификационными) знаками;
– при ввозе товаров с территории иных государств – на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
Указ № 243 уточнил порядок маркировки в отдельных организациях, который они обязаны применять с 17 сентября
В отношении производителей существенных изменений не произойдет. Уточнено только, что товары должны быть промаркированы в местах их производства, хранения до начала их транспортировки и (или) реализации. В принципе, так необходимо делать и в настоящее время.
Но Указ № 243 приравнял к производителям субъектов хозяйствования, осуществляющих упаковку (переупаковку) ввезенных на территорию Республики Беларусь или приобретенных на ее территории товаров в потребительскую тару (упаковку), в т.ч. из потребительской тары (упаковки) одной емкости в потребительскую тару (упаковку) другой емкости, для их дальнейшей реализации. Такие субъекты должны промаркировать товары в местах их упаковки (переупаковки), хранения до начала транспортировки и (или) реализации.
Еще одно уточнение касается субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии. Они должны промаркировать указанные товары до их предложения для продажи, в т.ч. до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте продажи. При этом указанным субъектам разрешены следующие операции с товарами, не маркированными знаками:
– транспортировка и хранение товаров, возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, установленном Минторгом по согласованию с МНС, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
– хранение товаров субъектами, осуществляющими комиссионную торговлю непродовольственными товарами, на основании договоров комиссии, заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, осуществляемое в порядке, определяемом Минторгом по согласованию с МНС, до предложения таких товаров для продажи.
За нарушение установленного порядка маркировки предусмотрен не только штраф, но и конфискация товара
МНС по согласованию с Минфином, Минторгом и ГТК должен до 17 сентября определить порядок маркировки товаров, указанных в перечне, контрольными (идентификационными) знаками, а также порядок учета, хранения, реализации и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков.
 
Справочно: в настоящее время такой порядок установлен постановлением МНС РБ от 03.12.2004 № 128 "О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – постановление № 128).
 
Соблюдение установленных требований к маркировке товаров, в т.ч. непосредственно к порядку маркировки, чрезвычайно важно, так как последствия нарушения достаточно серьезны.
Так, приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение на юридическое лицо штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ст. 12.35 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)). Дела о таких нарушениях рассматриваются хозяйственными судами, которые и решают с учетом всех обстоятельств дела, а также финансово-экономического положения юридического лица – нарушителя, подлежат товары, являющиеся предметом нарушения, конфискации или нет.
Организации и после 17 сентября должны представлять отчетность об использовании знаков
Порядок приобретения контрольных (идентификационных) знаков определен в п. 17 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399. В частности, для этого необходимо обратиться в ИМНС по месту постановки на учет и представить:
– письменное заявление в 2 экземплярах;
– расчет суммы, вносимой в оплату стоимости контрольных (идентификационных) знаков;
– копию платежной инструкции с отметкой банка об исполнении на внесение платежа в оплату стоимости контрольных (идентификационных) знаков в доход республиканского бюджета и (или) банковскую гарантию, обеспечивающую оплату юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем стоимости контрольных знаков на срок до 30 календарных дней, исчисляемых со дня их выдачи.
Срок осуществления административной процедуры – 2 рабочих дня.
 
Справочно: образцы контрольных (идентификационных) знаков, предназначенных для маркировки товаров, утверждены постановлением Минфина РБ от 29.05.2007 № 86. Их стоимость определена постановлением Минфина РБ от 15.06.2011 № 40.
Так, с 1 июля стоимость контрольных (идентификационных) знаков составляет:
– для маркировки масла моторного – 340 руб. (ранее – 200 руб.);
– маркировки остальных товаров – 70 руб. (ранее – 40 руб.).
Стоимость использованных контрольных (идентификационных) знаков включают в затраты, учитываемые при налогообложении.
 
В Указе № 243 установлена обязанность по ежеквартальному представлению юридическими лицами в налоговый орган по месту постановки на учет:
– отчета об использовании контрольных (идентификационных) знаков;
– отчета об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками.
Эта обязанность не является новой. В настоящее время она предусмотрена постановлением № 128, в приложениях 5 и 6 которого определены формы указанных отчетов.
Напомним, что отчеты должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При этом если юридическое лицо в отчетном квартале не осуществляло ни производства, ни ввоза, ни реализации, ни использования товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, то представлять отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками, не нужно.
 
Важно! За нарушение установленного срока представления отчетов либо указание в них недостоверных сведений наступает ответственность должностного лица в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.