Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Таможенные представители дол­жны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро

(Комментарий к Указу Президента РБ от 18.07.2011 № 319 и иным нормам законодательства, регулирующим таможенные вопросы)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" (далее – Указ № 319) установил:
– солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с их плательщиком;
– необходимость соблюдения при включении в реестр таможенных представителей такого условия, как предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро.
В данном комментарии будут рассмотрены положения законодательства:
– о применении вышеуказанного требования, в т.ч. действующими таможенными представителями и лицами, намеренными получить такой статус;
– способах обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые можно применить для этих целей.
Напомним, что Указ № 319 вступил в силу с 27 июля 2011 г.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ ЗАКРЕПЛЕНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Таможенный кодекс таможенного союза (далее – ТК ТС) предусматривает следующее:
– одним из условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро (ст. 13 ТК ТС);
– данное условие применяют в государствах – членах Таможенного союза (ТС), если их законодательством предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов (ст. 367 ТК ТС).
Действующее на момент вступления в силу ТК ТС (6 июля 2010 г.) законодательство РБ такой солидарной обязанности не предусматривало. В связи с этим применение вышеуказанного требования в Республике Беларусь было фактически отсрочено. Однако ст. 367 ТК ТС было определено, что государства – члены ТС, законодательством которых на день вступления в силу ТК ТС не установлена такая солидарная обязанность, должны в течение одного года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с их плательщиком.
Указ № 319 стал документом, реализующим, в частности, вышеуказанные обязательства Республики Беларусь, и, установив солидарную обязанность таможенного представителя по уплате таможенных пошлин, налогов, фактически ввел в действие вышеуказанное условие включения лиц в реестр таможенных представителей.
Таким образом, с 27 июля 2011 г.:
– лица, намеренные обратиться за включением в реестр таможенных представителей, обязаны обеспечить выполнение в числе прочих требования о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро;
действующие таможенные представители должны в 3-месячный период предоставить указанное обеспечение.
 
Справочно: Указом № 319 установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (в данном случае – в качестве таможенного представителя) на основании специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела, действовавших по состоянию на 31 декабря 2010 г., со дня вступления в силу Указа № 319 включаются Государственным таможенным комитетом РБ (далее – ГТК РБ) в реестр таможенных представителей. Однако такие лица в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа № 319 обязаны предоставить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, указанную в п. 3 ст. 13 ТК ТС, т.е. на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро. Учитывая, что Указ № 319 вступил в силу с 27 июля 2011 г., указанный 3-месячный срок истекает 27 октября 2011 г.
Пример 1
1. Фирма "А" планирует стать таможенным представителем. Заявление и необходимые документы для включения ее в реестр таможенных представителей подаются в ГТК РБ 1 августа 2011 г. Учитывая, что на этот момент уже действует Указ № 319, фирма для включения в указанный реестр должна предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро.
2. Фирма "Б" осуществляет деятельность в области таможенного дела в качестве таможенного представителя на основании специального разрешения (лицензии), действовавшего по состоянию на 31 декабря 2010 г. Со вступлением в силу Указа № 319 ГТК РБ включает фирму в реестр таможенных представителей. При этом фирма не позднее 27 октября 2011 г. должна предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро.
4 СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ
Для целей предоставления рассматриваемого обеспечения в Республике Беларусь предусмотрено 4 способа (денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством,залогом имущества). Они определены ст. 86 ТК ТС.Этой же статьей ТК ТС установлено, что законодательством государств – членов ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако законодательство РБ иных способов на сегодня не содержит.
В целом отметим, что таможенный представитель вправе выбрать любой из установленных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом не ограничена возможность предоставления рассматриваемого обеспечения на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, как одним, так и несколькими способами одновременно.
Также обратим внимание, что ст. 13 ТК ТС и Указом № 319 определено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, предоставляется по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения. В связи с этим необходимо четко представлять, какой день является днем предоставления указанного обеспечения в зависимости от выбранного способа. Данные вопросы рассмотрены далее.
Учитывая, что порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяет законодательство государства – члена ТС, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение, обратимся к положениям законодательства РБ.
В Республики Беларусь применение способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов регулируют следующие основные нормативные правовые акты:
– денежными средствами – ст. 267 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ);
– банковской гарантией – ст. 264–266 ТК РБ;
– поручительством – ст. 268 ТК РБ, постановление Совета Министров РБ от 01.08.2007 № 977 "О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов" (далее – постановление № 977);
– залогом имущества – ст. 263 ТК РБ.
Рассмотрим их более подробно.
Предоставление обеспечения денежными средствами
Такой способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, как "денежными средствами (деньгами)" предполагает внесение (перечисление) соответствующей суммы денежных средств в белорусских рублях на единый счет, который открыт Минфином в Нацбанке для зачисления таможенных платежей. Номер этого счета – 3600920000008 (см. Указ № 319 и Инструкцию о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденную постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171).
Рассматриваемое обеспечение должно быть предоставлено на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения.
 
Важно! Законодательством РБ четко не определено, что надо считать в данном случае днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Принимая во внимание положения ст. 254 ТК РБ и Указа № 319 о том, какой день является днем уплаты таможенных платежей, в т.ч. при обращении в таможенные платежи сумм обеспечения, днем предоставления обеспечения возможно считать:
– при наличной форме уплаты денежных средств – день внесения плательщиком причитающихся сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов наличными денежными средствами в кассу таможенного органа либо в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Минсвязи;
– при безналичной форме уплаты денежных средств:
день сдачи плательщиком платежного поручения банку на перечисление сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при наличии на счете плательщика средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;
день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, ранее не исполненного по причине отсутствия на его счете средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме.
Пример 2
Фирма планирует стать таможенным представителем. Для этих целей обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется путем перечисления необходимой суммы денежных средств в белорусских рублях на единый счет 3600920000008. Учитывая, что платежное поручение банку на перечисление таких средств представляет фирма и банк принимает к исполнению 27 июля 2011 г., перечисляемая сумма должна составить не менее 7 167 280 000 бел. руб., так как Нацбанком на указанную дату установлен официальный курс белорусского рубля по отношению к евро в размере 7 167,28 бел. руб. за 1 евро.
 
Отметим, что при внесении в качестве обеспечения денежных средств классификацией доходов бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь", определены отдельные раздел (31) и подраздел (12) "Денежные средства, поступившие в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов".
Установленный порядок предусматривает также указание в платежном документе УНП таможенного органа, которым произведен либо будет производиться выпуск товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия.
 
Важно! Рассматриваемое обеспечение в силу требований Указа № 319 предоставляется таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо. В связи с этим представляется верным указание в данном случае УНП соответствующей таможни.
За время нахождения рассматриваемых денежных средств на указанном едином счете проценты на внесенные суммы не начисляются (ст. 267 ТК РБ).
 
При неисполнении таможенным представителем обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган вправе произвести обращение сумм обеспечения в подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, налогов (ст. 267 ТК РБ). Учитывая, что согласно Указу № 319 днем уплаты таможенных платежей путем такого обращения сумм обеспечения является день уплаты сумм обеспечения, представляется верным говорить об отсутствии оснований для применения к такими суммам пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей.
Пример 3
С целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления декларируется партия ввезенных по договору купли-продажи иностранных товаров. По поручению и от имени импортера (декларанта) совершение необходимых таможенных операций (заполнение и подача декларации, необходимых документов, предъявление товаров таможенному органу и пр.) осуществляет таможенный представитель. Декларант уплачивает необходимые таможенные платежи.
После выпуска товаров обнаружена ошибка, допущенная при их классификации по ТН ВЭД ТС. Она влечет возникновение задолженности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС. Учитывая, что таможенные операции по заявлению товаров для помещения под указанную таможенную процедуру совершал таможенный представитель, последний в силу Указа № 319 несет солидарную обязанность по уплате таких пошлин, налогов с их плательщиком. Таким образом, таможенные органы могут требовать погашения возникшей недоимки как импортером (декларантом), так и таможенным представителем.
Фактически возникшую недоимку погашают путем обращения внесенной таможенным представителем суммы обеспечения в таможенные платежи. Согласно Указу № 319 днем уплаты таможенных платежей в данном случае является день сдачи таможенным представителем платежного поручения банку на перечисление сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Учитывая, что такой день раньше дня регистрации декларации на товары, т.е. дня возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, основания для начисления пеней за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в данной ситуации отсутствуют.
Банковская гарантия
Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет ГТК РБ.
 
Справочно: реестр размещен на официальном сайте ГТК РБ (режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/regulation/business/VED/40090122) и включает 16 банков (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк", ЗАО "Минский транзитный банк", ОАО "Приорбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ОАО "Банк Москва – Минск", ЗАО "Альфа-Банк", ОАО "Белинвестбанк", ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК", ЗАО Банк ВТБ(Беларусь), ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "Белорусский народный банк", ЗАО "БелСвиссБанк", ЗАО "РРБ-Банк", ЗАО "Дельта Банк") и их отдельные структурные подразделения.
 
К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяют положения банковского и гражданского законодательства, а точнее ст. 348–350 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ), ст. 164–177 Банковского кодекса РБ (далее – БК РБ), Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 67.
Выдача банковских гарантий является одним из видов банковских операций (ст. 14 БК РБ). В силу банковской гарантии банк или небанковская кредитно-финансовая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) от своего имени письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж) (ст. 164 БК РБ).
По мнению специалистов, банковская гарантия, предоставляемая таможенным органам, является гарантией по первому требованию. Под такой гарантией понимают обязательство гаранта уплатить бенефициару денежную сумму (осуществить платеж) по его первому письменному требованию, составленному в соответствии с условиями гарантии. Кроме гарантии по первому требованию гражданское законодательство предусматривает условную гарантию, под которой понимают обязательство гаранта уплатить бенефициару денежную сумму (осуществить платеж) по его письменному требованию, составленному в соответствии с условиями гарантии, с приложенными к нему документами, которые доказывают или подтверждают неисполнение (ненадлежащее исполнение) принципалом обязательств перед бенефициаром (ст. 164 БК РБ).
Также обратите внимание, что на основании ст. 349 ГК РБ в случае неисполнения обязательства гарант отвечает перед кредитором как субсидиарный (дополнительный) должник. Особенностью субсидиарной ответственности является то, что в соответствии со ст. 370 ГК РБ до предъявления требования к гаранту кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него ответа на предъявленное требование в разумный срок, это требование может быть предъявлено гаранту. Таким образом, таможенный орган прежде чем направлять банку, выдавшему банковскую гарантию, требование об исполнении обязательств по такой гарантии, обязан предъявить требование к таможенному представителю о погашении возникшей недоимки по уплате таможенных пошлин, налогов. Только когда таможенный представитель откажется удовлетворить требование таможенного органа или последний не получит от него ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено банку как гаранту.
Банковская гарантия должна содержать максимальную денежную сумму, подлежащую уплате. Она вступает в силу со дня ее выдачи (если иное не оговорено в тексте гарантии). В связи с этим представляется верным говорить о применении (для целей пересчета в белорусские рубли суммы обеспечения в размере 1 млн. евро) официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Нацбанком на день выдачи рассматриваемой гарантии, как на день предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 165 и 170 БК РБ).
Пример 4
Фирма планирует стать таможенным представителем. Для этих целей обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется путем банковской гарантии. Учитывая, что она оформляется 27 июля 2011 г., ее сумма должна составить не менее 7 167 280 000 бел. руб., так как Нацбанком на указанную дату установлен официальный курс белорусского рубля по отношению к евро в размере 7 167,28 бел. руб. за 1 евро.
Поручительство как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
Поручительство оформляют путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов таможенного представителя в случае неисполнения его последним. При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем своих обязательств таможенные органы вправе взыскать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов, пеней. К иным правоотношениям, вытекающим из договора поручительства, применяют нормы законодательства, установленные для данного вида договора (ст. 268 ТК РБ).
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать следующие лица:
– банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей (см. раздел "Банковская гарантия" настоящего комментария);
– иные лица на условиях и в порядке, установленных постановлением № 977. Данным постановлением утверждено Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, согласно которому в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать лица, одновременно соответствующие следующим требованиям:
осуществляющие хозяйственную деятельность не менее 3 лет со дня государственной регистрации (с учетом реорганизации при условии правопреемственности);
обеспечившие представление гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме банковской гарантии, поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, либо внесения денежных средств (данное условие не применяют при признании в качестве поручителя национального оператора почтовой связи в отношении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями);
не имеющие неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, процентов и пеней на день подачи заявления о признании поручителем.
Заинтересованное лицо должно направить в таможенный орган, с которым оно планирует заключить договор поручительства:
– заявление о признании поручителем в произвольной форме;
– перечень определенных документов:
гарантию выполнения своих обязательств как поручителя;
нотариально заверенную копию учредительных документов (для юридических лиц);
копию извещения о присвоении УНП, заверенную указанным лицом.
Таможенный орган, в который поступило данное заявление, в срок, не превышающий 30 дней со дня его поступления, принимает решение о признании лица поручителем либо об отказе в признании лица поручителем (при невыполнении этим лицом установленных условий) и направляет его заявителю.
После получения решения о признании лица поручителем такое лицо вправе представлять в таможенный орган для подписания договор поручительства. При этом поручитель представляет в таможенный орган, с которым будет заключен договор поручительства, нотариально заверенные карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи от имени поручителя, и оттиска печати поручителя при ее наличии. Отметим, что общая сумма по всем заключенным договорам поручительства, обязательства поручителя по которым не прекращены, не может превышать общей суммы гарантии, представленной поручителем.
Договор поручительства в соответствии с Указом № 319 подлежит заключению:
– между поручителем и таможенным органом;
– в зоне оперативной деятельности, в которой зарегистрировано юридическое лицо, претендующее на включение в реестр таможенных представителей.
При этом таможенные органы вправе устанавливать требования к заключаемым договорам поручительства (постановление № 977).
К правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, представлением требований по договору поручительства, выполнением поручителем обязательств, применяют положения гражданского законодательства, а точнее ст. 341–347 ГК РБ.
Существует мнение, что договоры поручительства, заключаемые между таможенным органом и поручителем, определяют солидарную ответственность поручителя и таможенного представителя за неисполнение последним обязанности по уплате таможенных платежей (ст. 343 ГК РБ). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст. 304 ГК РБ). Изложенное означает отсутствие необходимости до предъявления таможенным органом требования о погашении возникшей недоимки по уплате таможенных пошлин, налогов поручителю предъявлять такое требование таможенному представителю, как это предусмотрено по банковской гарантии (см. раздел "Банковская гарантия" настоящего комментария).
 
Важно! Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником, если иное не предусмотрено договором поручительства (ст. 243 ГК РБ). В связи с этим по договору поручительства таможенные органы вправе требовать не только уплаты таможенных пошлин, налогов, но также и уплаты пеней за нарушение сроков уплаты таких пошлин, налогов.
Однако сумма, которая может быть истребована от поручителя по заключенному договору поручительства, ограничивается суммой предоставленного таможенным представителем обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в виде поручительства.
 
Поручитель несет обязанности по договорус момента его заключения, если иное не предусмотрено самим договором. В связи с этим представляется верным говорить о применении (для целей пересчета в белорусские рубли суммы обеспечения в размере 1 млн. евро) официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Нацбанком на день заключения договора поручительства, как на день предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Залог имущества
Залог оформляют договором между таможенным органом и залогодателем. При этом:
– предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством;
– залогодателем может быть лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо.
При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, удовлетворение требования таможенных органов за счет заложенного имущества осуществляют в соответствии с ГК РБ (ст. 263 ТК РБ). Данные правоотношения регулируют ст. 315–339 ГК РБ и Закон РБ от 24.11.1993 № 2586-XII "О залоге".
 
Справочно: Указом Президента РБ от 16.07.1997 № 389 "Об упорядочении залога государственного имущества" утвержден перечень государственных предприятий, организаций, учреждений и государственного имущества, которые не могут являться предметом залога. Отдельные особенности залога государственного имущества, а точнее компетенция государственных органов в сфере принятия либо согласования решений о залоге государственного имущества, определены Указом Президента РБ от 14.09.2006 № 575 "О порядке распоряжения государственным имуществом".
 
По информации, размещенной на официальном сайте ГТК РБ (режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/press-center/news/v-gosudarstvennom-tamozhennom-kom...), указанный Комитет разрабатывает примерную форму договора залога для целей выполнения условий, определенных п. 3 ст. 13 ТК ТС. В связи с этим более подробно говорить о применении таможенными представителями данного способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не представляется возможным.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.