44

Отходы производства: соблюдайте нормы законодательства

Александр Гнедов, эколог

Основные нормативные документы, регламентирующие сферу обращения с отходами, а также их краткая характеристика указаны в "ГБ", № 28, с. 46.
В данном материале рассмотрены документы, регулирующие следующие аспекты:
– порядок лицензирования в сфере обращения с отходами;
– административную ответственность за нарушение законодательства об отходах;
– порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде .
В предлагаемом перечне также указаны иные документы, которые необходимо использовать при обращении с отходами.

 


РАЗРАБОТКА ОТДЕЛЬНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО РТУТЬСОДЕРЖАЩИМ ОТХОДАМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНА


Положение о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов, утвержденное МЧС от 03.08.1998, Минприроды от 03.08.1998, Минэкономики от 31.07.1998, Минздрава РБ от 31.07.1998 № 263

Потребителям ртути на основании указанного Положения необходимо разработать инструкцию о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов. Законодательством об административных процедурах согласование инструкции по ртутьсодержащим отходам не предусмотрено.
Если требования по обращению с ртутьсодержащими отходами (их учет, сбор, инвентаризация, хранение, передача на обезвреживание и др.) отражены в инструкции по обращению с отходами производства (разработка которой обязательна в соответствии со ст. 17 и 18 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"), то разработка отдельной инструкции по ртутьсодержащим отходам не является обязательной.
Включение вопросов обращения с ртутьсодержащими отходами в один из вышеперечисленных документов исключает дублирование их содержания.
 
Справочно: перечень административных процедур, совершаемых Минприроды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определен постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379, в редакции постановления от 29.11.2010 № 1739.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ С ОТХОДАМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ ЛИЦЕНЗИЮ

Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Указом № 450 утверждены:

– Положение о лицензировании отдельных видов деятельности;
– виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Минприроды выдает лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, включающую использование отходов I–III класса опасности, обезвреживание, захоронение отходов (далее – деятельность в области обращения с отходами). Юридические лица, осуществляющие эти виды деятельности, обязаны иметь лицензию.

Положением о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрены:

– лицензионные требования к соискателю лицензий на деятельность в области обращения с отходами (п. 216 Указа № 450);
– общие и специальные документы для получения лицензий на деятельность в области обращения с отходами (подп. 219.2 п. 219 Указа № 450);
– особые лицензионные требования, которые вправе устанавливать Минприроды при выдаче лицензии (абз. 3 п. 218 Указа № 450);
– лицензионные требования к лицензиату на деятельность в области обращения с отходами (подп. 217.2 п. 217 Указа № 450);
– грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (подп. 223.2 п. 223 Указа № 450).

ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ВРЕДА ПРЕДУСМОТРЕНО ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЕ

Закон РБ от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды", с учетом изменений от 31.12.2010 № 228-З (далее – Закон № 1982-XII)

Законом № 1982-XII предусмотрены правовые основы порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде: субъекты, обязанные возмещать вред, причиненный окружающей среде; общий порядок установления факта причинения вреда окружающей среде; размер, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и др. (ст. 101–101-4 Закона № 1982-XII).
Законом № 1982-XII также установлено, что размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, нужно регламентировать в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды (часть первая ст. 101-1 Закона № 1982-XII).
 
Справочно: под вредом, причиненным окружающей среде, следует понимать денежную оценку ее отрицательных изменений. Эти изменения должны возникнуть при нарушении природопользователем требований в сфере охраны окружающей среды, в т.ч. в области обращения с отходами (абз. 5 ст. 1 Закона № 1982-XII).
 
Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042, с учетом изменений от 29.06.2011 № 867

Положением установлены:

1) факты причинения вреда окружающейсреде при обращении с отходами.

К причинению вреда окружающей среде относят, в частности:

– хранение отходов вне санкционированных мест их хранения и (или) захоронение вне санкционированных мест их захоронения, не повлекшие деградацию земель (включая почвы);

– деградацию земель (включая почвы), в т.ч. в результате размещения отходов вне санкционированных мест или без разрешения на хранение и захоронение отходов производства, их загрязнение с концентрацией загрязняющего вещества в земле (включая почвы), превышающей норматив предельно допустимых или ориентировочно допустимых концентраций химических и иных веществ, а при отсутствии такого норматива – с концентрацией, превышающей в 2 и более раза показатель фоновой концентрации загрязняющего вещества; загрязнение лесного фонда отходами;

2) форма акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде и порядок его заполнения.

Форма акта содержится в приложении 2 к Положению;

3) порядок фиксации фактов.

Факт причинения вреда окружающей среде устанавливают и фиксируют в акте определенной формы следующие министерства и ведомства:

Минприроды, Минлесхоз, Минсельхозпрод;

территориальные органы указанных министерств;

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте;

местные исполнительные и распорядительные органы;

другие государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции;

4) порядок расчета размера вреда, причиненного окружающей среде.
 
Указ Президента РБ от 24.06.2008 № 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде", с учетом изменений от 03.12.2010 № 618

Указом установлены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в частности в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв).

ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом изменений от 30.12. 2010 № 225-З (далее – КоАП)

Юридические лица, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 37 Закона № 1982-XII).

Правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность, установлены, в частности, в ст. 15.63 КоАП. Согласно указанной статье нарушение законодательства РБ об отходах влечет:

на физическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ);

на юридическое лицо – наложение штрафа в размере до 1 000 БВ.

Состав административных правонарушений может быть следующим (ст. 15.63 КоАП):

– невыполнение обязанностей, установленных законодательными актами об обращении с отходами;

– невыполнение правил обращения с отходами производства и их учета, предусмотренных актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

В частности, к административным правонарушениям относят:

– смешивание отходов разных видов, исключая случаи, определенные законодательством;

– нарушение порядка сбора отходов, установленного в инструкции по обращению с отходами производства и актах законодательства об обращении с отходами;

– несанкционированное хранение отходов производства (временное, долговременное) и нарушение его порядка, установленного в инструкции по обращению с отходами производства или в разрешении на хранение и захоронение отходов производства;

– несанкционированное захоронение отходов производства и нарушение порядка захоронения отходов, определенного в разрешении на хранение и захоронение отходов производства;

– захоронение вторичных материальных ресурсов и других отходов, запрещенных к захоронению;

– перевозка отходов производства без наличия сопроводительного паспорта перевозки отходов производства;

– эксплуатация объектов хранения, захоронения, обезвреживания, использования отходов, не включенных в соответствующие реестры таких объектов;

– сокрытие отходов и отсутствие учета отходов;

– отсутствие книг учета отходов;

– отсутствие документов, подтверждающих инвентаризацию отходов производства в течение года;

– загрязнение отходами производства почвы, вод и т.п.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт нарушения работником, юридическим лицом требований законодательства об обращении с отходами.

ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Коммунальные отходы

Постановление Минжилкомхоза РБ от 30.11.2001 № 21 "О перечне коммунальных отходов";

Инструкция по организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 30.07.2003 № 26

Коммунальные отходы – отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах и иных населенных местах, уличный и дворовый смет, а также отходы производства, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в населенных местах согласно перечню отходов, утверждаемому Минжилкомхозом.

Инструкция устанавливает единый порядок организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов с целью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с коммунальными отходами, повышения экологической и экономической эффективности их обезвреживания, максимального вовлечения коммунальных отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Она также регулирует отношения между юридическими и физическими лицами, в процессе деятельности (жизнедеятельности) которых образуются коммунальные отходы и (или) которые осуществляют на территории Республики Беларусь деятельность, связанную со сбором (раздельным и смешанным), хранением, перевозкой для использования и (или) обезвреживания коммунальных отходов.
 
Правила определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденные постановлением Минжилкомхоза и Минприроды РБ от 27.06.2003 № 18/27

Правила устанавливают порядок определения, уточнения и утверждения нормативов образования коммунальных отходов на территории населенных мест и предназначены для руководства местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительныморганам, территориальным органам Минприроды, организациям жилищно-коммунального хозяйства, собственникам и производителям коммунальных отходов. Они обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, деятельность и (или) жизнедеятельность которых связана с образованием коммунальных отходов.
 
Налоговый кодекс РБ (п. 2 ст. 205 гл. 19 "Экологический налог")

Не признают объектом обложения экологическим налогом, в частности, захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
 
Технический кодекс установившейся практики 17.11-03-2009 (02120/02030) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Правила эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов", утвержденный постановлением Минприроды и Минжилкомхоза РБ от 15.05.2009 № 6-т/23

Технический кодекс установившейся практики 17.11-02-2009 (02120/02030) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации", утвержденный постановлением Минжилкомхоза и Минприроды РБ от 25.04.2009 № 20/5-т

Черные и цветные металлы

Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10

Инструкция содержит основные правила учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов.

Вопросы обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов, не предусмотренные указанной Инструкцией, регулирует законодательство РБ.

Инструкция распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории республики.

К черным металлам относят: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.

К цветным металлам относят: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.
 
Положение о порядке сбора, хранения и сдачи отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 09.03.2007 № 297 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 762"

Юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отработанные батареи, должны обеспечить их сбор при соблюдении следующих требований:

– назначение лиц, ответственных за сбор, хранение и учет отработанных батарей;

– учет отработанных батарей;

– оборудование мест хранения отработанных батарей в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3 указанного Положения;

– получение в установленном порядке разрешения на размещение отходов производства.

Хранение отработанных батарей нужно осуществлять с соблюдением следующих требований:

– размещение батарей в помещениях или на площадках с твердым (бетонным) покрытием, оборудованных навесом для предотвращения попадания атмосферных осадков;

– складирование батарей в пластмассовую или иную герметичную тару, инертную по отношению к электролиту, или штабелями на поддонах с обвязкой полиэтиленовой пленкой, не допускающей опрокидывания штабелей, сползания или падения отработанных батарей.
 
Важно! При хранении не допускается попадание отработанных батарей в места для сбора и хранения коммунальных отходов.

Транспортировка (перевозка) отработанных батарей осуществляется в соответствии со ст. 30 и 34 Закона РБ от 25.11.1993 "Об отходах" при соблюдении требований, определенных законодательством о транспорте.
 
Справочно: отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдача в определенные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке, влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ (ст. 12.3 КоАП).

Гигиенические требования к обращениюс отходами

Гигиенические требования к обращению с отходами установлены следующими санитарными правилами и нормами:

2.1.7.12-9-2006 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 29.05.2006 № 68;

2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 30.12.2005 № 285;

2.1.7.12-42-2005 "Гигиенические требования к накоплению, транспортированию и захоронению токсичных промышленных отходов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 16.12.2005 № 226;

2.1.7.12-44-2005 "Гигиенический классификатор токсичных промышленных отходов", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 16.12.2005 № 228.

2.1.7.14-20-2005 "Правила обращения с медицинскими отходами", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 20.10.2005 № 147.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 30 август 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Валютное регулирование

10

О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты

10

события. подробности

11

Бюджетная политика: "расписание" на завтра

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Тарифы и цены

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121

12

Строительство

14

О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396

14

Комментарий к Указу № 324 от 19 июля 2011 г

21

МНС РБ разъясняет

22

О начислении пеней

22

Комментарии

23

С 1 августа установлены новые размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей

23

Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

25

Учет работы аккумуляторных ба­тарей – на основе технического кодекса

29

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

32

Таможенные представители дол­жны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Отходы производства: соблюдайте нормы законодательства

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость: налоговая практика 2011 года

50

Международное налоговое соглашение с КНР: правила его применения

53

Распределение вычетов по основным средствам при наличии оборотов, облагаемых НДС в различном порядке

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Учет контрольных (идентификационных) знаков имеет свои особенности

75

мнения специалистов

84

Курсовые разницы могут быть учтены при применении льготы по налогу на прибыль при приобретении основных средств

84

У ВАС ПРОВЕРКА

86

Необходимость исчисления НДС при безвозмездной передаче объектов в соответствии с подп. 2.3 и 2.6 п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РБ

86

советы юриста

91

О введении процедуры примирения в Международном арбитражном суде при БелТПП

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

94

Оформлять путевой лист необходимо, а его форму можно разработать самостоятельно

94

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

101

Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях?

101

книжная лавка

103

за рубежом

106

Доступность финансов для малого бизнеса: мировая практика и белорусские перспективы

106

статистическая информация

109

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп на­селения

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 30 июля по 5 августа 2011 го­да

112