Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Учет работы аккумуляторных ба­тарей – на основе технического кодекса

(Комментарий к приказу Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц "Об утверждении технических кодексов установившейся практики")

Татьяна Сукристик, аудитор

Статьи по теме

05.05.2017
12.05.2017
02.06.2017
02.06.2017
16.06.2017

eщё 82 материалов по теме

ТКП 298-2011 устанавливает…
…нормы и правила обслуживания и ремонта стартерных аккумуляторных батарей (далее – АКБ) и распространяется на обслуживание и ремонт АКБ, осуществляемые организациями, эксплуатирующими АКБ, производящими их обслуживание и ремонт.
Аккумулятор – это электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока. АКБ, установленная на автомобиле, автобусе, автотракторной технике, машине, механизме, оборудовании (далее – автомобиль), служит для пуска двигателя стартером. Ее используют для питания постоянным электрическим током различных потребителей при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах.
В организации есть АКБ – назначьте ответственного!
Ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и учета их работы следует возложить на должностное лицо организации, назначенное приказом руководителя организации (подп. 11.4 п. 11 ТКП 298-2011).
Гарантийные сроки эксплуатации определяет изготовитель
Как и ранее, гарантийные обязательства устанавливают изготовители АКБ при соблюдении условий эксплуатации, транспортировки и хранения.
Сам же порядок исчисления гарантийных сроков эксплуатации по сравнению с ранее действовавшим изменился. Рассмотрим суть изменений в таблице.
 
 
Важно! Гарантийный срок службы и гарантийную наработку АКБ устанавливает изготовитель. В случае отсутствия данных необходимо использовать данные ГОСТов (подп. 11.7 п. 11 ТКП 298-2011).
ТКП 298-2011 не содержит информации об определении эксплуатационных сроков службы (ранее содержались в пп. 50, 51, 52 Правил № 16). Новый ТКП 298-2011 не предусматривает снижение или повышение сроков эксплуатации АКБ в зависимости от условий эксплуатации или условий сверхнаработки.
Форма акта-рекламации не претерпела существенных изменений
Как и ранее (согласно п. 48 Правил № 16), рекламацию на АКБ по дефектам и несоответствию их требованиям документам по стандартизации или техническим условиям заводов-изготовителей организация должна направить в адрес завода-изготовителя в течение гарантийного срока службы. При направлении рекламации указывают тип АКБ и дату изготовления.
Однако, если ранее предусматривалось, что акт-рекламацию должна составлять комиссия, в состав которой входит незаинтересованное лицо, не работающее в данной организации, в ТКП 298-2011 такая норма отсутствует.
Председателем комиссии следует назначить руководителя или главного инженера организации. Рекламацию не принимают, если:
– АКБ эксплуатировались с нарушением инструкции завода-изготовителя;
– они имели механические повреждения или подвергались вскрытию;
– отсутствует гарантийный талон.
Акт-рекламацию составляют в 2 экземплярах (ранее согласно Правилам № 16 – в 3 экземплярах): один из них отправляют на завод-изготовитель, 2-й остается в организации (подп. 11.3 п. 11 ТКП 298-011).
Владелец индивидуального автотранспорта вправе предъявить претензии по качеству АКБ заводу-изготовителю или продавцу в течение гарантийного срока и при наличии гарантийного талона в соответствии с Законом РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей".
Форма акта-рекламации содержится в приложении Р к ТКП 298-2011. По сравнению с применявшейся ранее формой изменения носят редакционный характер. Так как обязательство о присутствии в составе комиссии незаинтересованного лица, не работающего в данной организации, не указано в ТКП 298-2011, в новой форме акта отсутствует реквизит "Представитель незаинтересованной организации".
Ведение карточки учета АКБ обязательно
Как и было предусмотрено ранее, на каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, необходимо завести карточку учета ее работы. Форма карточки приведена в приложении С к ТКП 298-2011. По сравнению с формой карточки, приведеннойв приложении 16 Правил № 16, новая форма не изменилась, за исключением того, что гр. 4 в новой редакции называется "Пробег АКБ с начала эксплуатации, тыс. км". В ранее применяемой форме карточки указывали пробег и за месяц, и с начала эксплуатации.
Если учитывать, что заполнение карточки производится в хронологическом порядке, то в новой форме карточки пробег за месяц можно получить расчетным путем.
Как и ранее, перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля, а в карточку записывают следующие сведения:
– наименование организации;
– тип АКБ и ее гаражный номер;
– завод-изготовитель и дату изготовления АКБ;
– дату установки АКБ на автомобиль;
– марку автомобиля, гаражный номер и государственный номер;
– показания спидометра или пробег автомобиля.
Карточка учета работы АКБ подлежит хранению у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит главным документом при определении наработки АКБ (или пробега), его годности, предъявлении рекламации, списании и т.д.
Наработку в карточку учета работы АКБ заносят из путевых листов по мере необходимости.
Расчет остаточной стоимости АКБ нужно производить по новым правилам
С 1 июня 2011 г. остаточную стоимость АКБ следует определять в зависимости от срока службы и наработки. Расчет нужно вести на основе гарантийного срока службы и гарантийной выработки (ранее – нормативный срок эксплуатации с учетом всех расчетных коэффициентов).
Остаточную стоимость АКБ в зависимости от срока службы определяют по формуле:
 
 
где Сост. 1 – остаточная стоимость АКБ в зависимости от срока службы, руб.;
Ni – стоимость новой АКБ, руб.;
Tн – гарантийный срок службы АКБ, месяцев;
Tф – фактическая срок службы АКБ, месяцев.
Остаточную стоимость АКБ в зависимости от наработки определяют по формуле:
 
 
где Сост. 2 – остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки;
Ni – стоимость новой АКБ, руб.;
Lн – гарантийная наработка АКБ, км (моточасы);
Lф – фактическая наработка АКБ, км (моточасы).
Остаточную стоимость АКБ принимают равной наименьшему из значений Сост. 1 и Сост. 2.
Если АКБ выходит из строя при сроках службы более гарантийных, то ее остаточная стоимость равна нулю при любой наработке. Если фактическая наработка больше или равна гарантийной наработке АКБ, то остаточная стоимость равна нулю.
Как и прежде, карточку учета признают актом списания
АКБ, отработавшие гарантийный срок, установленный производителем, могут быть списаны с учетом их фактического состояния, если они по техническому состоянию не пригодны для дальнейшей эксплуатации. В Правилах № 16 такая норма отсутствовала.
В части самого факта документального оформления списания АКБ порядок не претерпел изменений. Списание АКБ производит комиссия, назначаемая приказом по организации. В данном случае карточку учета, составленную согласно приложению С, признают актом списания АКБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.