Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

С 1 января 2011 г. нельзя представлять налоговую декларацию по налогу, сбору с внесенными изменениями и (или) дополнениями в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете (часть пятая п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
То есть приведенная норма НК запрещает организациям представлять уточненные налоговые декларации за проверенный период, если после налоговой проверки у них, например, в период инвентаризации обнаружили неучтенный объект недвижимости или нашли иную ошибку, которую не заметили проверяющие и в соответствии с которой у них образовалась переплата (недоплата) по налогам.
В то же время появились письма МНС РБ (от 04.04.2011 № 2-2-10/1489 "О рассмотрении запроса" и от 13.07.2011 № 2-2-9/3420 " О налоге на прибыль"), рекомендации которых идут вразрез с указанной выше нормой.
Вначале в данных письмах приведена цитата из п. 8 ст. 63 НК о запрете представления уточненных деклараций за проверенный период. Затем высказывается мнение о том, что плательщики могут представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями за проверенный период, согласно которым подлежат доплате в бюджет или уменьшению суммы исчисленных налогов, сборов в случаях, когда обстоятельства, требующие изменения налогового обязательства за проверенный период, наступают после проведения проверки.
Письмо, конечно, вещь удобная. Но…

 

можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

Специалист МНС:
– По нашему мнению, письмом МНС можно руководствоваться, не опасаясь претензий со стороны налоговых инспекций. Ведь такое письмо позволяет плательщику устранить выявленные ошибки.
Специалист КГК:
– Все проверяющие, в т.ч. и специалисты КГК, при проверке должны руководствоваться нормами НК и иными законодательными актами. Как правило, мнения, противоречащие действующим нормам законодательства и высказываемые в письмах различных министерств, не прошедших в установленном законодательством порядке регистрацию, во внимание не принимаются. Поэтому с организации будет взыскана сумма неуплаченного налога с пеней с административными санкциями.
Специалист Минюста:
– Обязательный характер как для плательщиков, так и для контролирующих органов имеют только нормативные правовые акты. По вопросам, затрагивающим права и обязанности плательщиков, МНС вправе издавать такие акты только в форме постановлений, которые приобретают силу после прохождения юридической экспертизы в Минюсте и опубликования в изданиях, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", газета "Рэспублiка"). Письмо МНС юридической силы нормативного правового акта не имеет. Это всего лишь мнение МНС, которое оно вправе завтра изменить.
С правовой точки зрения все достаточно просто: НК запрещает сдавать уточненные налоговые декларации за уже проверенный период. И исключений из этого правила нет. А вот примут ли такие декларации в налоговой инспекции? Фактически это легко проверить на практике. Возможно, инспекции будут руководствоваться письмом МНС и даже вернут переплату по налогам, которую не заметили проверяющие.
Конечно, в ситуации, когда после проверки выявлена недоплата по налогам, организации выгодно не уточнять свои ранее представленные декларации. Но опасность ее будет подстерегать в том случае, если после налоговой проверки, не выявившей недоплату по налогам, другой контролирующий орган (например, орган КГК) придет к ней с перепроверкой. Перепроверка ранее проверенного периода по общему правилу запрещена, но в отдельных случаях она все же возможна. Выявив в ходе перепроверки недоплату, контролирующий орган будет вправе применить к организации штрафные санкции.
Андрей Иванович, аудитор:
– Пользоваться разъяснительными письмами МНС или нет, каждая организация должна для себя решить самостоятельно, взвесив все за и против. Я против.
Ирина Михайловна, бухгалтер:
– Если норма законодательного акта носит теоретический характер и идет вразрез с практикой, то, может быть, имеет смысл до момента приведения этой нормы в порядок объявить мораторий на применение административных санкций за ее нарушение.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.