106

Доступность финансов для малого бизнеса: мировая практика и белорусские перспективы

Юрий Малафей, эксперт в области микрофинансирования

Поддержка малого и среднего бизнеса в нашей стране через систему микрофинансирования, предполагающую создание гарантийных фондов, становится актуальной темой для Беларуси. Так, план мероприятий по реализации положений Директивы № 4 предусматривает развитие микрофинансирования, в т.ч. путем создания гарантийных фондов в областях и г. Минске. Программа развития микрофинансирования на 2010–2014 гг. принята постановлением Нацбанка и Минфина и согласована Минэкономики. Она разработана в рамках совместного проекта ПРООН и Нацбанка "Содействие развитию микрофинансирования в Беларуси" (2008–2010 гг.).
О том, как в других странах решают проблему финансовой доступности и какие международные инициативы планируется реализовать в Беларуси, вы узнаете из нижеопубликованной статьи. Ее автором является один из разработчиков совместного проекта Нацбанка и международного Альянса за финансовую доступность, реализация которого начнется в ближайшие месяцы.


Свыше 2 млрд. жителей планеты в настоящее время лишены доступа к официальным национальным финансовым системам. Учитывая важность данной проблемы, "Большая двадцатка" на совещании в г. Сеуле в ноябре 2010 г. объявила о начале реализации программы Глобального партнерства за финансовую доступность (далее – ГПФД).

Принимая программу ГПФД, страны "Большой двадцатки" определили, что ее будут реализовывать 3 основные исполняющие организации: Международная финансовая корпорация (входит в структуру Всемирного банка), Консультативная группа помощи бедным (Consultative Group to Assist the Poorest) и Альянс за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion) (далее – АФД).
Выбор АФД связан со стремлением привлечь в программу ГПФД страны, не являющиеся членами "Большой двадцатки". Как показывает практика, ряд таких стран в последние годы разработали и внедрили революционные инновационные решения по охвату финансовыми услугами беднейших слоев населения.
 
Справочно: АФД – международное объединение, основанное на членстве центральных банков, министерств финансов, экономики и других институтов из развивающихся стран. АФД оказывает содействие развитию национальных финансовых систем, обслуживающих все категории населения. Штаб-квартира организации расположена в г. Бангкок (Таиланд).
 
Членами АФД являются более 60 стран мира, такие как Бразилия (в лице Центрального банка Бразилии), Мексика (Национальный банк Мексики), ЮАР (Центральный банк ЮАР) и др. Из стран СНГ членство в АФД имеют Российская Федерация (Минэкономразвития РФ), Армения (Центральный банк Армении), а с 2010 г. – и Беларусь (Нацбанк).
В качестве примеров деятельности АФД в Европе и СНГ можно привести следующие:

– в 2009 г. АФД профинансировал и провел совместно с Всеобщим почтовым союзом 2-дневную конференцию в г. Берне (Швейцария) по обеспечению доступа населения, проживающего в отдаленных районах развивающихся стран, к финансовым услугам через почтовые отделения;
– в 2009 г. Российский Микрофинансовый Центр стал получателем краткосрочного гранта АФД на сумму 27 000 долл. США, предназначенного для изучения опыта Бразилии в области агентского банкинга;
– в 2010 г. Минэкономразвития РФ получило долгосрочный грант от АФД на разработку законодательства в области предоставления организациями агентских услуг банкам. Мероприятия проекта включают проведение исследований, разработку законодательных актов, их апробирование, внедрение и мониторинг.

Поддержка микробизнесов в странах ЕЭС

99 % начинающего бизнеса в Европе относится к микро- или малым предприятиям, треть из которых организуют ранее безработные граждане. Обеспечить им доступ к финансам (а значит, содействовать созданию и развитию бизнеса) позволяют специальные программы микрофинансирования, реализуемые Европейским союзом: Рамочная программа по развитию конкуренции и инноваций (Competitiveness and Innovation Framework Programme) и программы Европейского микрофинансового учреждения "Прогресс" (European Progress Microfinance Facility) и Объединенных европейских ресурсов для микро-, малых и средних предприятий (Joint European Resources for Micro to Medium Enterprises).

Общим для этих программ является предоставление возможности индивидуальным и микробизнесам (с числом работающих менее 10 человек и годовым оборотом не более 10 млн. евро) получить доступ к банковскому или небанковскому кредиту в своих странах на сумму до 25 тыс. евро.

При этом Европейский союз не предоставляет непосредственно микрокредиты, а выдает гарантии по возврату кредитов банкам и другим финансовым организациям, участвующим в программах. Условия предоставления гарантий сходны по всем программам. Так, гарантии Рамочной программы по развитию конкуренции и инноваций предоставляются бесплатно на срок от 1 года до 5 лет и могут покрывать до 75 % обязательств по кредиту. Так как программа учреждения "Прогресс" нацелена на лиц, которые потеряли работу (или находятся на стадии увольнения) и регистрируют собственные микропредприятия, нижний временной порог гарантий снижен до 3 месяцев.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

Как и в ЕЭС, государственная финансовая поддержка малого бизнеса в России построена на системе предоставления поручительств банкам, выдающим кредиты малому бизнесу. При участии Минэкономразвития РФ в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства создана сеть более чем из 80 региональных гарантийных фондов – специализированных коммерческих и некоммерческих организаций. Общее руководство деятельностью гарантийных фондов в России осуществляет Минэкономразвития РФ.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации учреждают гарантийные фонды. Они финансируются из бюджетов субъекта Федерации и федерального бюджета и действуют (предоставляют поручительства) исключительно на территории того субъекта Федерации, где они созданы. Гарантийные фонды предоставляют поручительства на платной основе по кредитам (договорам лизинга, договорам о предоставлении банковской гарантии и другим обязательствам индивидуальных предпринимателей и малых предприятий) только тех банков (лизинговых компаний), с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве.

Условия предоставления поручительств разнятся в зависимости от региона. Например, Гарантийный фонд Приморского края (г. Владивосток) предоставляет поручительства субъектам малого предпринимательства, обратившимся в один из банков-партнеров, по кредитным договорам в сумме, превышающей 1 млн. руб., заключенным на срок от 1 года до 5 лет по кредитам на приобретение, модернизацию основных средств и объектов недвижимости, и не более 2 лет – по кредитам на иные цели. Размер поручительства может составлять до 70 % от основной суммы кредита, но не превышает 5 млн. руб.

Новые инициативы в Беларуси

В Беларуси по отношению к довольно развитой (хотя неравномерно распределенной) финансовой инфраструктуре уровень пользования финансовыми услугами населением остается сравнительно низким. Причины этого явления требуют дополнительных исследований. Такое исследование планируют провести Нацбанк и АФД в рамках реализации совместного проекта "Оценка степени доступа к финансам: развитие обоснованной политики доступа к финансам в Беларуси" (2011–2012 гг.).

В ходе реализации проекта запланировано:

1) разработать концептуальные основы для измерения доступа к финансам и определить мероприятия по оценке доступа и пользования финансовыми услугами;

2) разработать общий индекс финансовой доступности и провести масштабные исследования по доступу к финансам по 3 параметрам:

– предложение финансовых услуг;

– спрос на финансовые услуги;

– политика государства в области обеспечения доступа к финансам;

3) подготовить детальный анализ пользования финансовыми услугами и сформулировать предложения по внесению соответствующих изменений в государственную политику и законодательство.

Проект предусматривает, что по результатам специальных опросов населения (не менее 2 000 респондентов) будет оценена доступность финансовых услуг в различных регионах страны.

Ожидается, что в результате реализации проекта на 20 % возрастет степень активного пользования финансовыми услугами со стороны представителей малого предпринимательства и физических лиц (особенно тех, которые проживают в малых городах и населенных пунктах).

Наряду с реализацией проекта продолжится работа по организации белорусского гарантийного фонда для малого бизнеса. Инициатором его создания несколько лет назад выступил Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, который привлек внимание государственных и международных организаций к проблеме доступа малого предпринимательства к банковским кредитам вследствие отсутствия необходимого залогового обеспечения.

Эта инициатива была поддержана Представительством Программы развития ООН (ПРООН) в Республике Беларусь, которая финансировала разработку группой иностранных и белорусских консультантов инвестиционного предложения по созданию кредитно-гарантийного фонда – ОАО "Минская гарантийная компания для малых и средних предприятий" с уставным капиталом в размере не менее 1,0 млн. долл. США (70 % – иностранные, 30 % – белорусские инвестиции).

Как в ЕЭС и России, размер поручительства, предоставляемого Минской гарантийной компанией для малых и средних предприятий, не будет превышать 70 % от объема задолженности по кредиту. При этом оплата за предоставление поручительства составит 5 % от стоимости гарантийного обеспечения, в т.ч. 1 % – за обработку заявок. При соблюдении этих условий гарантийный фонд станет рентабельным в течение первых трех лет. Планируемая среднегодовая рентабельность инвестиций в гарантийный фонд составит 15,2 %.

Данное инвестиционное предложение поддержал Мингорисполком. В настоящее время присодействии Нацбанка и Минэкономики идет поиск иностранных и национальных инвесторов.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 30 август 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Валютное регулирование

10

О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты

10

события. подробности

11

Бюджетная политика: "расписание" на завтра

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Тарифы и цены

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121

12

Строительство

14

О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396

14

Комментарий к Указу № 324 от 19 июля 2011 г

21

МНС РБ разъясняет

22

О начислении пеней

22

Комментарии

23

С 1 августа установлены новые размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей

23

Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

25

Учет работы аккумуляторных ба­тарей – на основе технического кодекса

29

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

32

Таможенные представители дол­жны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Отходы производства: соблюдайте нормы законодательства

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость: налоговая практика 2011 года

50

Международное налоговое соглашение с КНР: правила его применения

53

Распределение вычетов по основным средствам при наличии оборотов, облагаемых НДС в различном порядке

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Учет контрольных (идентификационных) знаков имеет свои особенности

75

мнения специалистов

84

Курсовые разницы могут быть учтены при применении льготы по налогу на прибыль при приобретении основных средств

84

У ВАС ПРОВЕРКА

86

Необходимость исчисления НДС при безвозмездной передаче объектов в соответствии с подп. 2.3 и 2.6 п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РБ

86

советы юриста

91

О введении процедуры примирения в Международном арбитражном суде при БелТПП

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

94

Оформлять путевой лист необходимо, а его форму можно разработать самостоятельно

94

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

101

Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях?

101

книжная лавка

103

за рубежом

106

Доступность финансов для малого бизнеса: мировая практика и белорусские перспективы

106

статистическая информация

109

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп на­селения

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 30 июля по 5 августа 2011 го­да

112