Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

(Комментарий к Указу Президента РБ от 18.07.2011 № 319)

Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист
Справочная информация
С 27 июля 2011 г. начал действовать Указ Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (далее – Указ № 319). Он содержит:
– комплекс мероприятий, позволяющий применять таможенное законодательство РБ до его приведения в соответствие с таможенным законодательством таможенного союза;
– Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела (далее – Положение № 1);
– Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве (далее – Положение № 2);
– некоторые нормы в отношении таможенных процедур переработки товаров на таможенной территории, переработки товаров для внутреннего потребления, уничтожения товаров, порядка возврата задержанных товаров и еще ряд положений таможенного регулирования.
Большая часть норм Указа № 319 и Положения № 1 регулирует вопросы деятельности соответствующих лиц в сфере таможенного дела, а именно:
1) таможенных представителей;
2) таможенных перевозчиков;
3) владельцев складов временного хранения;
4) владельцев таможенных складов.
С 27 июля таможенные представители несут солидарную обязанность по уплате таможенных платежей с их плательщиком
Наиболее значимые положения предусмотрены Указом № 319 в отношении таможенных представителей (до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) в Республике Беларусь они именовались таможенными агентами (представителями)).
С момента принятия ТК ТС одним из самых обсуждаемых вопросов был вопрос предоставления таможенными представителями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 1 000 000 евро.
Данное обеспечение таможенные представители обязаны предоставить в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).
В отношении таможенных представителей Указ № 319 закрепил требования ТК ТС в части солидарной обязанности. Так, при совершении таможенных операций таможенный представитель и плательщик таможенных пошлин, налогов будут нести солидарную обязанность (ответственность) по уплате таможенных пошлин, налогов (т.е. на таможенные сборы солидарная обязанность не распространяется).
Ранее солидарная обязанность не была установлена белорусским законодательством. Солидарная обязанность (ответственность) у таможенного представителя наступала лишь в том случае, если это прямо предусматривал договор между указанным представителем и декларантом.
 
Справочно: при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью (ст. 304 Гражданского кодекса РБ).
 
Солидарную обязанность не применяют к таможенному представителю, если обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов связана:
1) с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур;
2) изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;
3) пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенные перевозчики
Обязанность по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ТК ТС существует и в отношении таможенных перевозчиков в сумме 200 000 евро.
Поэтому таможенные перевозчики должны представить данное обеспечение:
– в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся;
– не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).
Законодательно определено 4 способа предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
Таможенным законодательством предусмотрены следующие способы предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:
1) внесение денежных средств;
2) банковская гарантия;
3) поручительство;
4) залог имущества.
Заинтересованное лицо вправе выбрать любой из вышеуказанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Поручительство как форма предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов уже известна белорусским организациям, поскольку еще до вступления в силу ТК ТС в соответствии с таможенным законодательством РБ существовало требование о предоставлении таможенными перевозчиками подобного обеспечения в форме поручительства.
 
Важно! Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения.
Страхование – новация в белорусском таможенном законодательстве
Новым для субъектов хозяйствования РБ было требование ТК ТС о страховании владельцами складов временного хранения и таможенных складов риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Данные лица должны представить соответствующие договоры страхования на сумму не менее 100 000 базовых величин:
– в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся;
– не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).
Порядок и условия включения заинтересованных лиц в реестры
Лица, заинтересованные в осуществлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада, должны быть включены соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения и реестр владельцев таможенных складов.
Порядок и условия включения (исключения) в такие реестры определены Положением № 1.
Так, заинтересованные лица должны оформить и представить в ГТК:
– заявление о включении их в соответствующий реестр.
Форма такого заявления приведена в приложении 1 к Положению № 1;
– необходимые документы, перечень которых определен Положением № 1. Срок рассмотрения ГТК заявления и документов – месяц с даты их поступления. В то же время ГТК при рассмотрении пакета документов вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов и иных организаций документы, подтверждающие сведения, указанные заинтересованным лицом. Срок рассмотрения документов может быть продлен на период представления запрашиваемых документов, но не более чем на один месяц, с информированием об этом заинтересованного лица в письменной форме и указанием причин продления.
Кроме того, Положение № 1 регулирует требования и условия осуществления лицами, включенными в реестры, деятельности в сфере таможенного дела; требования к складам временного хранения и таможенным складам, порядок их учреждения и функционирования; квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению и некоторые вопросы их деятельности.
Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности с 27 июля стал называться уполномоченным экономическим оператором
Для регулирования особенностей деятельности уполномоченных экономических операторов Указом № 319 утверждено Положение № 2.
Так, лица, обладающие на дату вступления в силу Указа № 319 статусом "добросовестный участник внешнеэкономической деятельности", со дня вступления в силу Указа № 319 признаются уполномоченными экономическими операторами (далее – УЭО). При этом ГТК должен не позднее 27 октября 2011 г. выдать всем этим лицам свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
Кроме того, Указ № 319 содержит норму о том, что УЭО до 6 января 2012 г. обязаны предоставить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 000 000 евро. Требование о наличии у данных лиц обеспечения на указанную сумму содержит ТК ТС.
Исключение из данного правила составляют лица, осуществляющие деятельность по производству и (или) экспорту товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии их критериям, установленным Решением Комиссии таможенного союза. Для таких лиц сумма обеспечения установлена в размере 150 000 евро.
Для присвоения статуса УЭО необходимо представить в ГТК заявление произвольной формы и документы, перечень которых определен Положением № 2. Как правило, срок рассмотрения указанных документов – месяц со дня их принятия. Но при необходимости этот срок может быть продлен еще на месяц. Заявитель должен быть письменно проинформирован о продлении срока рассмотрения с указанием причин.
Если документы будут представлены с нарушением требований Положения № 2, ГТК не позднее 5 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов письменно должен проинформировать заинтересованное лицо об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин.
Таможенное сопровождение и электронное декларирование
Указ № 319 содержит ряд норм в отношении осуществления таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, определено, что таможенное сопровождение в Республике Беларусь осуществляют без взимания таможенных сборов за таможенное сопровождение:
– Департамент охраны МВД;
– республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис".
В отношении электронного декларирования важным является следующее положение. Документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, поданная в электронной форме, и которые ранее не представлялись в таможенный орган, должны быть представлены ему, когда в отношении товара необходимо проведение форм таможенного контроля, выбор которых определен с использованием системы управления рисками. Указ № 319 определил ряд конкретных случаев, когда данные документы необходимо будет представлять таможенному органу.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.