32

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

(Комментарий к Указу Президента РБ от 18.07.2011 № 319)

Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист

Справочная информация

С 27 июля 2011 г. начал действовать Указ Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (далее – Указ № 319). Он содержит:

– комплекс мероприятий, позволяющий применять таможенное законодательство РБ до его приведения в соответствие с таможенным законодательством таможенного союза;
– Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела (далее – Положение № 1);
– Положение о порядке выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и его отзыве (далее – Положение № 2);
– некоторые нормы в отношении таможенных процедур переработки товаров на таможенной территории, переработки товаров для внутреннего потребления, уничтожения товаров, порядка возврата задержанных товаров и еще ряд положений таможенного регулирования.

Большая часть норм Указа № 319 и Положения № 1 регулирует вопросы деятельности соответствующих лиц в сфере таможенного дела, а именно:

1) таможенных представителей;

2) таможенных перевозчиков;

3) владельцев складов временного хранения;

4) владельцев таможенных складов.

С 27 июля таможенные представители несут солидарную обязанность по уплате таможенных платежей с их плательщиком

Наиболее значимые положения предусмотрены Указом № 319 в отношении таможенных представителей (до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) в Республике Беларусь они именовались таможенными агентами (представителями)).

С момента принятия ТК ТС одним из самых обсуждаемых вопросов был вопрос предоставления таможенными представителями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 1 000 000 евро.

Данное обеспечение таможенные представители обязаны предоставить в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).

В отношении таможенных представителей Указ № 319 закрепил требования ТК ТС в части солидарной обязанности. Так, при совершении таможенных операций таможенный представитель и плательщик таможенных пошлин, налогов будут нести солидарную обязанность (ответственность) по уплате таможенных пошлин, налогов (т.е. на таможенные сборы солидарная обязанность не распространяется).

Ранее солидарная обязанность не была установлена белорусским законодательством. Солидарная обязанность (ответственность) у таможенного представителя наступала лишь в том случае, если это прямо предусматривал договор между указанным представителем и декларантом.
 
Справочно: при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью (ст. 304 Гражданского кодекса РБ).
 
Солидарную обязанность не применяют к таможенному представителю, если обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов связана:

1) с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур;

2) изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные перевозчики

Обязанность по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ТК ТС существует и в отношении таможенных перевозчиков в сумме 200 000 евро.

Поэтому таможенные перевозчики должны представить данное обеспечение:

– в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся;

– не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).

Законодательно определено 4 способа предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Таможенным законодательством предусмотрены следующие способы предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

1) внесение денежных средств;

2) банковская гарантия;

3) поручительство;

4) залог имущества.

Заинтересованное лицо вправе выбрать любой из вышеуказанных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Поручительство как форма предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов уже известна белорусским организациям, поскольку еще до вступления в силу ТК ТС в соответствии с таможенным законодательством РБ существовало требование о предоставлении таможенными перевозчиками подобного обеспечения в форме поручительства.
 
Важно! Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Нацбанком на день предоставления такого обеспечения.

Страхование – новация в белорусском таможенном законодательстве

Новым для субъектов хозяйствования РБ было требование ТК ТС о страховании владельцами складов временного хранения и таможенных складов риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Данные лица должны представить соответствующие договоры страхования на сумму не менее 100 000 базовых величин:

– в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого они находятся;

– не позднее 27 октября 2011 г. (т.е. в течение 3 месяцев с даты вступления в силу Указа № 319).

Порядок и условия включения заинтересованных лиц в реестры

Лица, заинтересованные в осуществлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада, должны быть включены соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения и реестр владельцев таможенных складов.

Порядок и условия включения (исключения) в такие реестры определены Положением № 1.

Так, заинтересованные лица должны оформить и представить в ГТК:

– заявление о включении их в соответствующий реестр.

Форма такого заявления приведена в приложении 1 к Положению № 1;

– необходимые документы, перечень которых определен Положением № 1. Срок рассмотрения ГТК заявления и документов – месяц с даты их поступления. В то же время ГТК при рассмотрении пакета документов вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов и иных организаций документы, подтверждающие сведения, указанные заинтересованным лицом. Срок рассмотрения документов может быть продлен на период представления запрашиваемых документов, но не более чем на один месяц, с информированием об этом заинтересованного лица в письменной форме и указанием причин продления.

Кроме того, Положение № 1 регулирует требования и условия осуществления лицами, включенными в реестры, деятельности в сфере таможенного дела; требования к складам временного хранения и таможенным складам, порядок их учреждения и функционирования; квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению и некоторые вопросы их деятельности.

Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности с 27 июля стал называться уполномоченным экономическим оператором

Для регулирования особенностей деятельности уполномоченных экономических операторов Указом № 319 утверждено Положение № 2.

Так, лица, обладающие на дату вступления в силу Указа № 319 статусом "добросовестный участник внешнеэкономической деятельности", со дня вступления в силу Указа № 319 признаются уполномоченными экономическими операторами (далее – УЭО). При этом ГТК должен не позднее 27 октября 2011 г. выдать всем этим лицам свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Кроме того, Указ № 319 содержит норму о том, что УЭО до 6 января 2012 г. обязаны предоставить таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого они находятся, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 000 000 евро. Требование о наличии у данных лиц обеспечения на указанную сумму содержит ТК ТС.

Исключение из данного правила составляют лица, осуществляющие деятельность по производству и (или) экспорту товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии их критериям, установленным Решением Комиссии таможенного союза. Для таких лиц сумма обеспечения установлена в размере 150 000 евро.

Для присвоения статуса УЭО необходимо представить в ГТК заявление произвольной формы и документы, перечень которых определен Положением № 2. Как правило, срок рассмотрения указанных документов – месяц со дня их принятия. Но при необходимости этот срок может быть продлен еще на месяц. Заявитель должен быть письменно проинформирован о продлении срока рассмотрения с указанием причин.

Если документы будут представлены с нарушением требований Положения № 2, ГТК не позднее 5 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов письменно должен проинформировать заинтересованное лицо об оставлении заявления без рассмотрения с указанием причин.

Таможенное сопровождение и электронное декларирование

Указ № 319 содержит ряд норм в отношении осуществления таможенного сопровождения транспортных средств, перевозящих товары автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, определено, что таможенное сопровождение в Республике Беларусь осуществляют без взимания таможенных сборов за таможенное сопровождение:

– Департамент охраны МВД;

– республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис".

В отношении электронного декларирования важным является следующее положение. Документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, поданная в электронной форме, и которые ранее не представлялись в таможенный орган, должны быть представлены ему, когда в отношении товара необходимо проведение форм таможенного контроля, выбор которых определен с использованием системы управления рисками. Указ № 319 определил ряд конкретных случаев, когда данные документы необходимо будет представлять таможенному органу.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 30 август 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Валютное регулирование

10

О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты

10

события. подробности

11

Бюджетная политика: "расписание" на завтра

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Тарифы и цены

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121

12

Строительство

14

О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396

14

Комментарий к Указу № 324 от 19 июля 2011 г

21

МНС РБ разъясняет

22

О начислении пеней

22

Комментарии

23

С 1 августа установлены новые размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей

23

Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

25

Учет работы аккумуляторных ба­тарей – на основе технического кодекса

29

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

32

Таможенные представители дол­жны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Отходы производства: соблюдайте нормы законодательства

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость: налоговая практика 2011 года

50

Международное налоговое соглашение с КНР: правила его применения

53

Распределение вычетов по основным средствам при наличии оборотов, облагаемых НДС в различном порядке

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Учет контрольных (идентификационных) знаков имеет свои особенности

75

мнения специалистов

84

Курсовые разницы могут быть учтены при применении льготы по налогу на прибыль при приобретении основных средств

84

У ВАС ПРОВЕРКА

86

Необходимость исчисления НДС при безвозмездной передаче объектов в соответствии с подп. 2.3 и 2.6 п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РБ

86

советы юриста

91

О введении процедуры примирения в Международном арбитражном суде при БелТПП

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

94

Оформлять путевой лист необходимо, а его форму можно разработать самостоятельно

94

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

101

Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях?

101

книжная лавка

103

за рубежом

106

Доступность финансов для малого бизнеса: мировая практика и белорусские перспективы

106

статистическая информация

109

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп на­селения

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 30 июля по 5 августа 2011 го­да

112