Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Ввоз в Беларусь оборудования в качестве вклада в уставный фонд: основные таможенные правила

(Комментарий к отдельным нормам таможенного законодательства)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Создаваемые в Республике Беларусь предприятия нередко для формирования уставного фонда ввозят из-за рубежа иностранное оборудование. В настоящем материале на ситуациях рассмотрены основные таможенные правила, с которыми столкнутся указанные предприятия при ввозе данной категории товаров в Беларусь из третьих стран (имеется в виду не из Казахстана или России) с учетом вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), а также иных актов таможенного законодательства таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Ситуация 1
Совместное белорусско-германское предприятие в качестве вклада иностранного участника в уставный фонд ввозит из Германии в Беларусь оборудование для производства детского питания.
1. С применением каких таможенных процедур возможен ввоз указанного оборудования в Беларусь?
Действующее законодательство не ограничивает применение при ввозе оборудования в качестве вклада в уставный фонд какой-то определенной процедуры. В связи с этим при ввозе в Беларусь указанного оборудования применима одна из следующих таможенных процедур:
– выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 ТК ТС);
– временный ввоз – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС).
2. Каковы отличия условий помещения оборудования под вышеуказанные таможенные процедуры?
В отношении оборудования, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, на практике применимы 2 условия: уплата таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений (ст. 210 ТК ТС).
Вместе с тем условием помещения товаров под такую процедуру является также соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст. 210 ТК ТС). Однако такое условие в отношении оборудования на практике не применимо,так как указанные меры предусмотрены законодательством в отношении товаров иного характера – преформ, карамели и стеклосеток (указы Президента РБ от 29.10.2007 № 543 "О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь" и от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)"; постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 "О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь").
В свою очередь временный ввоз оборудования допускается при соблюдении таких условий, как уплата таможенных платежей и возможность идентификации товаров при их последующем таможенном декларировании с целью завершения такой процедуры (ст. 278 ТК ТС).
Возможные способы вышеуказанной идентификации определены ст. 109 ТК ТС. В отношении оборудования таковая может производиться, в частности, путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, проставления штампов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации.
Отметим, что законодательство (ст. 278 ТК ТС) ограничивает помещение под указанную процедуру товаров, характер которых не предполагает их временное использование (пищевые продукты, напитки, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, отходы и т.п.). Оборудование к таким товарам не относится.
3. В случае намерения передачи в пользование совместным предприятием ввезенного оборудования третьему лицу какие ограничения предусматривают вышеуказанные таможенные процедуры?
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления не предполагает каких-либо ограничений в части пользования и (или) распоряжения ввезенным технологическим оборудованием (ст. 210 ТК ТС). Исключение составляют случаи условного выпуска такого оборудования с использованием льгот по уплате таможенных платежей.
Таможенная процедура временного ввоза (допуска) предусматривает возможность использования технологического оборудования в пределах 2-годичного срока (ст. 280 ТК ТС), а также только декларантом данной процедуры (ст. 279 ТК ТС). Основания для установления в отношении технологического оборудования более продолжительного срока временного ввоза законодательство не предусматривает (ст. 280 ТК ТС), а передача такого оборудования во владение и пользование иному лицу допускается только в целях технического обслуживания, ремонта (кроме капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также с разрешения таможенного органа – в иных целях (ст. 279 ТК ТС).
Обращаем внимание, что временно ввезенное технологическое оборудование должно оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа при нормальных условиях использования (эксплуатации) (ст. 279 ТК ТС).
4. В каком размере и в какие сроки уплачиваются таможенные платежи в отношении рассматриваемого оборудования в зависимости от применяемой процедуры?
При ввозе в Беларусь оборудования потребуется уплатить:
– таможенные сборы за таможенное оформление. Ставка таких сборов в отношении технологического оборудования установлена Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" в размере 35 евро (в эквиваленте) (группы 84, 85 ТН ВЭД ТС);
– ввозную таможенную пошлину. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее – ЕТТ ТС). Обратите внимание, что на многие товары, классифицируемые в группах 84, 85 ТН ВЭД ТС, размер таких ставок составляет 0 %;
– НДС. На оборудование НДС исчисляется по ставке 20 % (ст. 102 Налогового кодекса РБ).
Вышеуказанные таможенные платежи подлежат уплате в зависимости от заявляемой таможенной процедуры:
– выпуск для внутреннего потребления – в полном объеме до помещения товаров под такую процедуру (ст. 245 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ), ст. 211 ТК ТС);
– временный ввоз: таможенные сборы за таможенное оформление – в полном объеме до помещения товаров под такую процедуру (ст. 245 ТК РБ), а ввозная таможенная пошлина, НДС – в размере 3 % за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза от суммы таких пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, – по выбору плательщика в полном объеме за весь установленный период срока действия процедуры или периодически, но не реже чем раз в 3 месяца (ст. 282 ТК ТС).
Ситуация 2
Белорусское предприятие, осуществляющее деятельность в сельской местности по производству продуктов питания, ввозит из Италии для формирования уставного фонда оборудование для переработки молока.
1. Предусмотрены ли законодательством льготы по уплате таможенных платежей при ввозе указанных товаров?
При ввозе такого оборудования плательщиком может быть истребовано освобождение от ввозных таможенных пошлин, НДС. Предоставление такого освобождения регулируется ст. 5 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 и Декретом Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет № 1) или Декретом от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9).
Так, в Декрете № 1 речь идет об оборудовании, ввозимом в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций, созданных (за исключением созданных путем реорганизации) с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451. Этот перечень включает в себя такие города, как Барановичи, Брест и Пинск (Брестская область), Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк (Витебская область), Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск (Гомельская область), Гродно и Лида (Гродненская область), Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск (Минская область), Бобруйск и Могилев (Могилевская область), Минск.
На данную льготу не вправе претендовать банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, резиденты свободных экономических зон и Парка высоких технологий, коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также коммерческие организации,осуществляющие следующие виды деятельности:
– производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве этой организации, и (или) труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек;
– производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– деятельность в сфере игорного бизнеса;
– деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
– деятельность, связанную с обороной государства, в части инвестиций, предпринимательства и другой экономической деятельности;
– переработку, хранение, реализацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
– переработку, хранение, обезвреживание, реализацию радиоактивных и иных опасных материалов;
– переработку, хранение, реализацию наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
– посев, выращивание, переработку, хранение, реализацию культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
– производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий;
– изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
– издательскую деятельность, учреждение средств массовой информации, производство и выпуск массовой информации, включая деятельность в области радиовещания и телевидения, в т.ч. подготовку и трансляцию радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
– лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
– лечение животных с особо опасными заболеваниями.
Под данное освобождение на основании Декрета № 9 подпадает оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный фонд организаций, филиалов, представительств, иных обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сельской местности. При этом под сельской местностью понимается территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения.
На данную льготу не вправе претендовать организации, осуществляющие производство подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, осуществляющие лотерейную, туристическую (за исключением агроэкотуризма, международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания), риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
2. Каковы условия получения вышеназванных льгот?
Для получения вышеуказанных льгот (в первом и во втором случаях):
– оборудование должно классифицироваться согласно ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7309 00,7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531,8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032;
– его суммарная стоимость не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах вышеназванных организаций;
– должно иметь место подтверждение определенного согласно законодательству регистрирующего органа о том, что на организацию, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, распространяются положения Декрета № 1 либо Декрета № 9 соответственно.
Обращаем внимание, что технологическое оборудование, в отношении которого использованы вышерассмотренные льготы, должно на протяжении 3 лет находиться во владении и (или) пользовании организации, получившей льготы. В связи с этим при ликвидации такой организации до истечения указанного срока, осуществлении этой организацией в течение такого срока сделок, предусматривающих переход права собственности на технологическое оборудование, либо передаче в этот же срок такого технологического оборудования во временное пользование иным лицам потребуется возместить полученные льготы. Исключение составляют случаи передачи оборудования в пользование лицам, имеющим право на применение льгот, предусмотренных декретами № 1 или № 9.
3. Каким образом осуществить классификацию ввозимых частей единым кодом ТН ВЭД ТС, предусмотренным для оборудования и подпадающим под действие Декрета № 1 или Декрета № 9, если белорусское предприятие рассматривает вопрос ввоза оборудования частями с разбивкой по времени?
Для классификации указанных частей единым кодом ТН ВЭД ТС и применения вышеназванного освобождения возможны по выбору предприятия:
– поэтапная поставка отдельных компонентов технологического оборудования, их накопление на таможенном складе и последующий выпуск в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления как одного товара с классификацией по коду, предусмотренному ТН ВЭД ТС для такого товара;
– предварительное получение импортером заключения о классификации поставляемых отдельных компонентов по единому коду ТН ВЭД ТС. При наличии такого заключения каждая отдельная поставляемая партия выпускается в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (без необходимости его накопления на таможенном складе). При этом заявляется единый код ТН ВЭД ТС.
Возможность классификации товаров, поставляемых в республику в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, единым кодом ТН ВЭД ТС предусмотрена Основным правилом интерпретации 2а и примечаниями к разд. XVI ТН ВЭД ТС. Применение таких правил регулируется постановлением ГТК РБ от 23.11.2007 № 117 (далее – постановление № 117).
Товары групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС (в законодательстве такие товары именуются "машины"), ввозимые в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, могут классифицироваться на основании примечания 4 к разд. XVI ТН ВЭД ТС, т.е. по единому коду ТН ВЭД ТС. Для применения такого правила должны быть одновременно соблюдены следующие условия:
– все отдельные компоненты, ввезенные в течение определенного периода времени, будучи собранными вместе, должны образовывать машину, предназначенную для выполнения четко определенной единой функции, указанной в какой-либо товарной позиции групп 84, 85 или 90 ТН ВЭД ТС;
– отдельные компоненты ввозятся в срок, не превышающий 1 года со дня регистрации таможенным органом первой таможенной декларации в отношении отдельных компонентов;
– все отдельные компоненты ввозятся в адрес одного резидента РБ по одному внешнеторговому договору, условиями которого предусматривается поставка отдельных компонентов несколькими партиями в течение определенного периода времени;
– предоставление для целей выпуска всех отдельно ввозимых компонентов машины производится одному таможенному органу;
– наличие в отношении машины, ввозимой в виде отдельных компонентов в течение определенного периода времени, заключения о возможности применения примечания 4 к разд. XVI ТН ВЭД ТС.
Заключение о возможности применения примечания 4 к разд. XVI ТН ВЭД ТС выдается ГТК РБ или таможней по поручению последней без взимания какой-либо платы. Обращаем внимание, что соответствующее обращение подается только в адрес указанного Комитета и до предоставления с целью выпуска первой партии компонентов. Порядок обращения за получением вышеуказанного заключения определен постановлением № 117, а ГТК РБ находится по адресу: 220007, г. Минск, ул. Могилевская 45/1.
 
Ситуация 3
Иностранное предприятие реализует в Республике Беларусь инвестиционный договор, заключенный между польской фирмой и Республикой Беларусь, по строительству логистического центра.
Для оснащения указанного объекта планируется ввоз иностранного складского оборудования.
1. Предусмотрены ли льготы по уплате таможенных платежей в отношении таких товаров?
Освобождение от ввозных таможенных пошлин, НДС оборудования, ввозимого для целей реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров, предусмотрено и регулируется решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (далее – Декрет № 10).
Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта освобождается от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта. Это следует из норм Декрета № 10.
2. Каковы условия применения вышеназванных льгот?
Для целей получения таких льгот подтверждающим документом является перечень ввозимых товаров, согласованный исполнительным комитетом или государственным органом, принявшим решение о заключении инвестиционного договора, или государственным органом, уполномоченным Советом Министров РБ на его согласование. Порядок этого согласования определен постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2009 № 1450 "Об утверждении Положения о порядке согласования перечня оборудования и (или) запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь".
Отметим, что при получении рассматриваемой льготы по уплате ввозной таможенной пошлины к оборудованию относятся товары, классифицируемые согласно ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7309, 7311, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603–8605, 8608, 9010–9013, 9015, 9016, 9022–9024, 9026, 9027, 9030–9032, а также иные товары при подтверждении отраслевого органа государственного управления, концерна либо иной организации, подчиненной Правительству РБ, облисполкома либо Мингорисполкома.
Обращаем внимание, что ввозимое оборудование, в отношении которого плательщиком применены льготы, должно использоваться исключительно для реализации инвестиционного проекта. В случае совершения в течение 5 лет с таким оборудованием иных действий потребуется возмещение использованной льготы (ст. 211 ТК ТС, Декрет № 10).
3. Учитывая, что иностранное предприятие будет в последующем обеспечивать сопровождение работы такого оборудования, предусмотрена ли законодательством возможность его временного вывоза за пределы Беларуси на ремонт?
Да, такое возможно. Для этих целей предназначена таможенная процедура переработки вне таможенной территории. Она представляет собой процедуру, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 252 ТК ТС).
Алгоритм совершения действий при осуществлении вышеуказанного вывоза следующий:
– вывоз оборудования в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории. При этом в качестве документа об условиях переработки применяется таможенная декларация (ст. 257 ТК ТС), уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление;
– обратный ввоз оборудования. В случае безвозмездного (гарантийного) ремонта обратный ввоз оборудования осуществляется на основаниитаможенной процедуры реимпорта. При этом уплачиваются таможенные сборы за таможенноеоформление, а ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются (ст. 260, 293 ТК ТС). В случае же возмездного ремонта обратный ввоз оборудования производится согласно таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (ст. 260 ТК ТС). При этом уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление, ввозные таможенные пошлины, НДС.
Особенности их расчета определены ст. 262 ТК ТС.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.