65

Исполнение республиканского бюджета в 2009 году: анализ бюджетно-финансовой и налоговой политики

Криштапович М., Хотько А.

Глава государства подписал Закон “Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год”. Бюджетно-финансовая политика страны, проводимая Правительством, получила по итогам 2009 г. одобрение парламента и Президента Беларуси.
Основываясь на итоговых цифрах исполнения доходной и расходной частей бюджета, можно предметно говорить о качестве бюджетного планирования, результативности принимаемых мер и эффективности работы народного хозяйства.

 


В соответствии с Законом "О республиканском бюджете на 2009 год" республиканский бюджет был утвержден по доходам в объеме 54 899 млрд. руб., расходам – 57 699 млрд. руб., предельному размеру дефицита – 2 800 млрд. руб.

Характеризуя исполнение бюджета в 2009 г., следует отметить отрицательное воздействие на экономику страны, ее финансовую систему внешних факторов, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, обусловившим снижение внешнего и внутреннего спроса, замедление темпов экономического роста и др.
Вместе с тем реализация комплекса мер по дальнейшему упрощению налоговой системы и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов позволила обеспечить в прошлом году снижение налоговой нагрузки на 1,3 % ВВП и оставить в ведении субъектов хозяйствования республики более 2 трлн. руб., а упрощение порядка налогообложения доходов граждан и соответствующее снижение налоговой нагрузки – оставить в их распоряжении более 600 млрд. руб.

Все вышеизложенное наряду с другими факторами обусловило необходимость соответствующего внесения изменений в доходную и расходную части бюджета.

С учетом внесенных изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета на 2009 г. составил 45 667 млрд. руб., расходам – 46 567 млрд. руб., дефициту бюджета – 900 млрд. руб.

Доходы республиканского бюджета за прошлый год исполнены в сумме 46 819 млрд. руб., или 102,5 % к уточненному годовому плану.

Анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о практически не изменившейся в 2009 г. структуре его доходной части. Как и в предыдущие годы, доминирующее положение в доходах бюджета занимали налоговые доходы – 56,6 %. Удельный вес взносов на государственное социальное страхование составлял 33,7 %, неналоговых доходов – 9,7 %. В предшествующем году структура доходов бюджета была соответственно 63,9 %, 29,6 % и 6,5 %.

Поступления налоговых доходов в отчетном году сложились в сумме 26 471 млрд. руб., или 101,6 % к уточненному годовому плану.

Как и прежде, одним из наиболее стабильных источников доходов бюджета, оказавшим существенное влияние на его наполняемость (в 2009 г. 31 % объема налоговых доходов и 17,5 % доходов республиканского бюджета), был НДС. За прошлый год в республиканский бюджет поступило 8 198 млрд. руб. НДС, или 100,3 % к уточненному годовому плану. По сравнению с 2008 г. поступления НДС увеличились на 132 млрд. руб. (1,6 %), что было обусловлено главным образом увеличением объема валового внутреннего продукта (в текущих ценах на 5,4 %).

Поступления акцизов в республиканский бюджет в 2009 г. составили 3 475 млрд. руб. (7,4 % объема доходов бюджета), или 102,2 % по отношению к уточненному годовому плану. По сравнению с 2008 г. данные поступления снизились на 5,2 %.

По итогам работы за прошлый год в бюджет поступило 2,2 трлн. руб. акцизов по автомобильному топливу. Уточненный годовой план по акцизам на топливо исполнен на 102,2 %. По отношению к 2008 г. названные поступления составили 85,5 %, что явилось следствием снижения облагаемых объемов реализации нефтепродуктов.

Поступления в бюджет акцизов на водку, ликероводочные изделия и спирт в 2009 г. составили 830,7 млрд. руб., или 102,4 % уточненного годового плана и 108,1 % объема предшествующего года. Увеличение платежей обеспечено как за счет роста реализации данных товарных групп, так и за счет увеличения с июля прошлого года ставок акцизов.

За 2009 г. в бюджет поступило 174,6 млрд. руб. акцизов на табачные изделия, что на 17,5 % выше уровня 2008 г. Уточненный годовой план по данным изделиям исполнен на 102,1 %. Рост поступлений обусловлен увеличением объемов производства сигарет, а также изменением удельного веса ассортиментных групп в общем объеме произведенных в стране табачных изделий в сторону увеличения производства более качественных сигарет, т.е. облагаемых более высокими ставками акцизов.

Росту поступлений в бюджет акцизов способствовало принятие Указа Президента РБ от 25.06.2009 № 332, согласно которому с 1 июля прошлого года ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию были увеличены на 14,8 %.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности за 2009 г. составили 7 970 млрд. руб., или 103,6 % к уточненному годовому плану. В отчетном году на их долю приходилось 30,1 % налоговых доходов и 17,0 % всех доходов республиканского бюджета. Более 70 % этих доходов обеспечено за счет вывозных таможенных пошлин.

По сравнению с 2008 г. данные поступления уменьшились на 30 %, в т.ч. по вывозным таможенным пошлинам при экспорте нефтепродуктов – на 40 %. Причинами уменьшения поступлений явились сокращение объемов внешнеторговых операций, снижение цен на нефть и, как следствие,  уменьшение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

За 2009 г. в республиканский бюджет поступило 2 713 млрд. руб. налога на прибыль, или 100,8 % к уточненному плану. По сравнению с предшествующим годом поступления налога на прибыль снизились на 17 %, что главным образом явилось следствием ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования нашей страны, обусловленным в значительной мере снижением платежеспособного спроса на белорусскую продукцию и уменьшением цен на внешних рынках на главные экспортные позиции (калийные удобрения, нефть и нефтепродукты).

Поступления взносов на государственное социальное страхование за 2009 г. сложились в сумме 15 799 млрд. руб., или 101,3 % уточненного годового плана.

Объем неналоговых доходов за отчетный год составил 4 549 млрд. руб. (113,2 % уточненного плана). Основная часть неналоговых доходов сформирована за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 3 110 млрд. руб. (68,4 %).

Задолженность налогоплательщиков перед бюджетом на 1 января 2010 г. составила 59 млрд. руб. и по сравнению с началом года сохранилась на прежнем уровне.

В 2009 г. расходная часть республиканского бюджета профинансирована в сумме 46 326 млрд. руб., или 99,5 % уточненного годового плана.

Исполнение расходов республиканского бюджета в отчетном году осуществлялось исходя из приоритетов бюджетно-финансовой политики страны на 2009 г. Бюджет 2009 г. сохранил свою социальную направленность. Расходы бюджета на социальную сферу и социальную политику были приоритетными направлениями реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики в прошлом году. В полном объеме от заявленного профинансированы расходы на выплату заработной платы, пенсий, стипендий, оплату питания, коммунальных услуг.

Кредиторская задолженность на начало 2010 г. по республиканскому бюджету (без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН)) составляла 127 млрд. руб. (5,0 % среднемесячных расходов бюджета) и носила главным образом текущий характер.

Анализ исполнения республиканского бюджета за 2009 г. свидетельствует о некотором изменении по сравнению с предшествующим годом его расходов.

При финансировании расходной части республиканского бюджета в целом на 99,5 % выполнение годового плана расходов в разрезе разделов функциональной бюджетной классификации составляло от 97,4 % до 106,1 %.

Более высокий уровень исполнения уточненного годового плана расходов сложился по разделу "Общегосударственная деятельность" – 106,1 % (8 732 млрд. руб.). В отчетном году на долю данного раздела приходилось 18,8 % расходов республиканского бюджета при 25,1 % в 2008 г.

На финансирование расходов по подразделу "Межбюджетные трансферты", на долю которых приходилось немногим более 65 % расходов раздела, направлено 5 690 млрд. руб., или 99,7 % годового плана. Трансферты местным бюджетам переданы в 2009 г. в полном объеме, в т.ч. дотации бюджетам регионов составили 3,6 трлн. руб., или 100 % уточненного годового плана.

В форме целевых субвенций местным бюджетам переданы средства в сумме 2,0 трлн. руб. для реализации важнейших государственных программ.

В течение года на финансирование временных кассовых разрывов бюджетам областей и г. Минска были выделены бюджетные кредиты на общую сумму 493 млрд. руб.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Национальная экономика", составлявшие 29,2 % всех его расходов, профинансированы в сумме 13 528 млрд. руб., или 97,4 % уточненного плана.

Наибольший удельный вес в расходах данного раздела занимали ассигнования подраздела "Топливо и энергетика" (13,0 % от расходов республиканского бюджета). В 2009 г. расходы по этому подразделу профинансированы в объеме 6 047 млрд. руб., что составляло 99,4 % уточненных плановых назначений. 4,5 трлн. руб. из этих средств направлено на удешевление ввозимого в Беларусь углеводородного сырья, что позволило ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" сохранить объемы загрузки и обеспечить поступление в республику иностранной валюты от реализации на экспорт нефтепродуктов, а также платежей в бюджет.

На финансирование расходов по подразделу "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" было израсходовано 3 583,0 млрд. руб., или 98,4 % уточненного плана. Из всего объема средств подраздела более 72 % составляли средства республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Расходы по подразделу "Дорожное хозяйство" на 99,9 % профинансированы за счет республиканского дорожного фонда (1 975 млрд. руб.) и составляли 99,9 % уточненных годовых назначений.

Расходы республиканского бюджета по подразделу "Промышленность, строительство и архитектура" составили 1 196 млрд. руб., или 85,6 % к уточненному годовому плану. Основные средства были направлены на финансирование модернизации линий по производству цемента за счет кредитов Китайской Народной Республики (715,8 млрд. руб.).

В отчетном году на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности из средств республиканского бюджета направлено 2 072 млрд. руб., или 99,35 % плана.

Расходы по разделу "Национальная оборона" профинансированы в сумме 1 306 млрд. руб., или 99,1 % уточненных плановых назначений.

Социальная сфера в 2009 г. профинансирована в объеме 2 026 млрд. руб. (98,3 % уточненного годового плана), что составило 43,7 % всех расходов республиканского бюджета. Выделение средств позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы, укрепление их материальной базы, выполнить государственные программы в области социальной защиты и социальных гарантий населения республики.

На финансирование учреждений здравоохранения направлено 1 164 млрд. руб., или 99,7 % уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" в 2009 г. составили 522 млрд. руб., или 98,8 % уточненного плана.

На финансирование в прошлом году расходов на образование, выполняемых за счет средств республиканского бюджета, было направлено 1 273 млрд. руб., что составляло 99,0 % к плану.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Социальная политика", на долю которых приходилось 37,4 % всех его расходов, профинансированы в сумме 17 303 млрд. руб., или 98,2 % уточненного годового плана. Из этих средств 14 679 млрд. руб., или 98,2 %, составляли расходы ФСЗН.

Государственный долг Республики Беларусь на начало 2010 г. составил 44,6 трлн. руб., что равно 32,6 % к ВВП (пороговое значение – 40 % к ВВП).

В 2009 г. выполнены все обязательства государства по погашению внутреннего и внешнего государственного долга.

В общей структуре государственного долга Республики Беларусь внутренний государственный долг составил 49,4 % (22,0 трлн. руб.).

В составе внутреннего государственного долга наибольший удельный вес составили гарантии Правительства РБ и гарантии органов местного управления и самоуправления по кредитам, выданным банками страны, – 78,5 % и государственные ценные бумаги и ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления, – 14,0 %.

По состоянию на 1 января 2010 г. внешний государственный долг составил 7,9 млрд. долл. США (при утвержденном лимите 8,5 млрд. долл.).

Наибольшую долю в кредитном портфеле страны занимали кредиты Российской Федерации (41,9 %), МВФ (36,3 %), Китая (10,0 %).

По состоянию на начало 2010 г. просроченной задолженности по внешним государственным займам не имелось.

По результатам исполнения в 2009 г. республиканского бюджета за счет превышения доходов целевых бюджетных фондов и ФСЗН над их расходами, экономии в расходах получен профицит бюджета в размере 492,5 млрд. руб., или по отношению к ВВП – 0,4 %.
 
Михаил Криштапович, член Совета Республики Национального собрания РБ
 
 
Александр Хотько, помощник члена Совета Республики Национального собрания РБ, доцент, канд. экон. наук

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 40 октябрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Могут ли министерства своими письмами изменять сроки, которые установлены ука­зом Президента РБ или законом?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287

10

Комментарий (В перечень про­довольственных товаров и товаров для де­тей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, внесены изменения)

11

Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы

12

Комментарий (При экспорте лесоматериалов организации с 18 октября будут уплачивать вывозные таможенные пошлины)

13

Государственное регулирование

17

О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи

17

Бухгалтерский учет

29

Об установлении норм расхода топлива на механические транспортные средства, су­да, машины, механизмы и оборудование

29

Труд и социальная защита

42

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122

42

Комментарии

43

Всем специалистам бюджетных организаций, имеющим квалификационные категории, должны быть установлены надбавки

43

В сфере образования по многим услугам применяется освобождение от НДС

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

49

Выручка определяется по мере оплаты: исчисляем НДС

49

Доходы, полученные в иностранном государстве, облагаются налогом на прибыль в Республике Беларусь

52

Доходы иностранных организаций в виде роялти облагаются налогом на доходы

56

Налог на услуги в туристической деятельности: порядок исчисления и упла­ты не изменился по сравнению с 2009 годом

61

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Исполнение республиканского бюджета в 2009 году: анализ бюджетно-финансовой и налоговой политики

65

Ввоз в Беларусь оборудования в качестве вклада в уставный фонд: основные таможенные правила

68

Минстройархитектуры РБ разъяняет

74

О документах, представляемых для оплаты работ, выполняемых хозяйственным способом за счет бюджетных средств

74

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

76

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

При реализации объекта незавершенного жилищного строительства НДС исчислять не следует

78

перечень документов, посвященных одному вопросу

80

Воспользуемся льготой по на­логу на прибыль на финансирование капитальных вложений

80

ВОПРОС – ОТВЕТ

80

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

97

Приобрели производственное здание на аукционе – учтите его как основное средство, а расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка – как затраты

97

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

100

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Получая иностранную безвозмездную помощь, учтите последние изменения законодательства

103

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

события. подробности

109

Чем подтвердить безопасность и качество реализуемого товара?

109

РЕКЛАМА  

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 16 по 22 октября 2010 года

112