9

Могут ли министерства своими письмами изменять сроки, которые установлены ука­зом Президента РБ или законом?

Письма министерств и ведомств, публикуемые в различных изданиях, в т.ч. ведомственных, в последнее время вызывают у читателей много вопросов.
Из-за некорректных формулировок у плательщиков возникает двойственность их понимания. Так, в письме министерства "О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420" не указаны точные сроки представления уточненных налоговых деклараций и доплаты платежей за землю.
В нем обтекаемо сказано о ближайшем сроке, установленном для уплаты платежей за землю. Соответственно у плательщиков земельного налога сразу возникает ассоциация: если налоговики не указали 22 ноября, как определено в Налоговом кодексе, значит, это другая дата.
Или еще одна фраза из этого же письма "…откорректировать суммы иных налогов и обязательных платежей, уплатить и внести соответствующие изменения в налоговые декларации (расчеты) не позднее ближайших сроков, установленных для их уплаты". Что в данном случае имели в виду специалисты министерства: представление уточненных деклараций по налогу на прибыль  и сбору на развитие территорий (при квартальной отчетности) или внесение изменений в рамках Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87?
Ну а после того, как другое письмо этого же министерства определило для садоводческих товариществ новые сроки уплаты земельного налога, причем после исполнения ими налогового обязательства в сроки, установленные Налоговым кодексом, бухгалтеры хотят знать:

 


МОГУТ ЛИ МИНИСТЕРСТВА СВОИМИ ПИСЬМАМИ ИЗМЕНЯТЬ СРОКИ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РБ ИЛИ ЗАКОНОМ?

 


Специалист Палаты представителей:

 


– Нет, не могут. В правовом государстве отношения строятся на безусловном исполнении законодательства и на признании приоритета нормативных правовых актов над любыми ведомственными документами. Даже персонифицированные письма, принятые с учетом особенностей деятельности определенного субъекта хозяйствования, не вправе изменять условия, установленные законодательством.

Специалист Аппарата Совета Министров:

– Министерства посредством писем не вправе изменять законодательство. Они могут только разъяснять и конкретизировать положения нормативных правовых актов.
 
Если же для отдельных плательщиков письмами вводятся "особые условия" хозяйствования, они могут обжаловать такое решение. Это право дает им Указ Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

Специалист КГК:

– Письма ничего не устанавливают! При неоднозначности прочтения отдельных норм, противоречиях в практике применения и т.п. официальное толкование возложено законодательством на орган (должностное лицо), принявший этот документ. Но делать это министерства должны не письмами, а путем внесения изменений или принятия нового нормативного правового акта.

Специалист Минюста:

– Письма нельзя игнорировать, поскольку их функция – в разъяснении законодательства. Так, Закон об авторском праве и смежных правах к числу официальных документов относит также "...тексты законодательного, административного характера" – документы государственных органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями, которые носят исполнительный, распорядительный, управленческий характер.

Специалист Минэкономики:

– Закон о нормативных правовых актах признает за министерствами право принимать (издавать) письма и разъяснения, не являющиеся нормативными правовыми актами. Бухгалтерам нужно знать эти письма, но применять их следует только в части, не противоречащей законодательству.

Судья ВХС:

– Пора ограничить поток писем! Хозяйственный процессуальный кодекс разрешает каждому обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, который не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы граждан или юрлиц.

Зоя Васильевна, главный бухгалтер:

– Что бы не говорили, а нам приходится не просто "быть в курсе", но и исполнять требования писем! Все-таки до Совета Министров далеко, а судиться с проверяющими не очень-то хочется…

Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 40 октябрь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Могут ли министерства своими письмами изменять сроки, которые установлены ука­зом Президента РБ или законом?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287

10

Комментарий (В перечень про­довольственных товаров и товаров для де­тей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, внесены изменения)

11

Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы

12

Комментарий (При экспорте лесоматериалов организации с 18 октября будут уплачивать вывозные таможенные пошлины)

13

Государственное регулирование

17

О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи

17

Бухгалтерский учет

29

Об установлении норм расхода топлива на механические транспортные средства, су­да, машины, механизмы и оборудование

29

Труд и социальная защита

42

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122

42

Комментарии

43

Всем специалистам бюджетных организаций, имеющим квалификационные категории, должны быть установлены надбавки

43

В сфере образования по многим услугам применяется освобождение от НДС

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

49

Выручка определяется по мере оплаты: исчисляем НДС

49

Доходы, полученные в иностранном государстве, облагаются налогом на прибыль в Республике Беларусь

52

Доходы иностранных организаций в виде роялти облагаются налогом на доходы

56

Налог на услуги в туристической деятельности: порядок исчисления и упла­ты не изменился по сравнению с 2009 годом

61

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Исполнение республиканского бюджета в 2009 году: анализ бюджетно-финансовой и налоговой политики

65

Ввоз в Беларусь оборудования в качестве вклада в уставный фонд: основные таможенные правила

68

Минстройархитектуры РБ разъяняет

74

О документах, представляемых для оплаты работ, выполняемых хозяйственным способом за счет бюджетных средств

74

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

76

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

При реализации объекта незавершенного жилищного строительства НДС исчислять не следует

78

перечень документов, посвященных одному вопросу

80

Воспользуемся льготой по на­логу на прибыль на финансирование капитальных вложений

80

ВОПРОС – ОТВЕТ

80

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

97

Приобрели производственное здание на аукционе – учтите его как основное средство, а расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка – как затраты

97

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

100

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

103

Получая иностранную безвозмездную помощь, учтите последние изменения законодательства

103

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

109

события. подробности

109

Чем подтвердить безопасность и качество реализуемого товара?

109

РЕКЛАМА  

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 16 по 22 октября 2010 года

112