Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Могут ли министерства своими письмами изменять сроки, которые установлены ука­зом Президента РБ или законом?

Письма министерств и ведомств, публикуемые в различных изданиях, в т.ч. ведомственных, в последнее время вызывают у читателей много вопросов.
Из-за некорректных формулировок у плательщиков возникает двойственность их понимания. Так, в письме министерства "О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420" не указаны точные сроки представления уточненных налоговых деклараций и доплаты платежей за землю.
В нем обтекаемо сказано о ближайшем сроке, установленном для уплаты платежей за землю. Соответственно у плательщиков земельного налога сразу возникает ассоциация: если налоговики не указали 22 ноября, как определено в Налоговом кодексе, значит, это другая дата.
Или еще одна фраза из этого же письма "…откорректировать суммы иных налогов и обязательных платежей, уплатить и внести соответствующие изменения в налоговые декларации (расчеты) не позднее ближайших сроков, установленных для их уплаты". Что в данном случае имели в виду специалисты министерства: представление уточненных деклараций по налогу на прибыль  и сбору на развитие территорий (при квартальной отчетности) или внесение изменений в рамках Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87?
Ну а после того, как другое письмо этого же министерства определило для садоводческих товариществ новые сроки уплаты земельного налога, причем после исполнения ими налогового обязательства в сроки, установленные Налоговым кодексом, бухгалтеры хотят знать:

 

МОГУТ ЛИ МИНИСТЕРСТВА СВОИМИ ПИСЬМАМИ ИЗМЕНЯТЬ СРОКИ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РБ ИЛИ ЗАКОНОМ?

 


Специалист Палаты представителей:


– Нет, не могут. В правовом государстве отношения строятся на безусловном исполнении законодательства и на признании приоритета нормативных правовых актов над любыми ведомственными документами. Даже персонифицированные письма, принятые с учетом особенностей деятельности определенного субъекта хозяйствования, не вправе изменять условия, установленные законодательством.

Специалист Аппарата Совета Министров:

– Министерства посредством писем не вправе изменять законодательство. Они могут только разъяснять и конкретизировать положения нормативных правовых актов.
 
Если же для отдельных плательщиков письмами вводятся "особые условия" хозяйствования, они могут обжаловать такое решение. Это право дает им Указ Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

Специалист КГК:

– Письма ничего не устанавливают! При неоднозначности прочтения отдельных норм, противоречиях в практике применения и т.п. официальное толкование возложено законодательством на орган (должностное лицо), принявший этот документ. Но делать это министерства должны не письмами, а путем внесения изменений или принятия нового нормативного правового акта.

Специалист Минюста:

– Письма нельзя игнорировать, поскольку их функция – в разъяснении законодательства. Так, Закон об авторском праве и смежных правах к числу официальных документов относит также "...тексты законодательного, административного характера" – документы государственных органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями, которые носят исполнительный, распорядительный, управленческий характер.

Специалист Минэкономики:

– Закон о нормативных правовых актах признает за министерствами право принимать (издавать) письма и разъяснения, не являющиеся нормативными правовыми актами. Бухгалтерам нужно знать эти письма, но применять их следует только в части, не противоречащей законодательству.

Судья ВХС:

– Пора ограничить поток писем! Хозяйственный процессуальный кодекс разрешает каждому обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, который не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы граждан или юрлиц.

Зоя Васильевна, главный бухгалтер:

– Что бы не говорили, а нам приходится не просто "быть в курсе", но и исполнять требования писем! Все-таки до Совета Министров далеко, а судиться с проверяющими не очень-то хочется…

Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.