Взаимозачет при уплате таможенных платежей

 (Таможенные аспекты применения постановления МНС РБ от 28.02.2011 № 12)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Хозяйствующие субъекты, занятые в сфере внешнеэкономической деятельности, сталкиваются с необходимостью уплаты таможенных платежей при ввозе товаров из-за пределов таможенной территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России либо вывозе товаров за пределы этой территории. Для данных целей действующее законодательство, а точнее ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) и ст. 254 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ), предусматривает следующие формы уплаты таможенных платежей:

– безналичный порядок уплаты;
– уплата наличными денежными средствами;
– зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, обращение сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, а также взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

Рассмотрим последнюю из указанных форм.

С 18 марта 2011 г. порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком регулируют постановление МНС РБ от 28.02.2011 № 12 и утвержденная им Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) (далее – постановление № 12, Инструкция № 12).
 
Справочно: до 18 марта такой порядок регулировали постановление Минфина, МНС и ГТК РБот 26.12.2003 № 180/119/82 и утвержденная им Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) (далее – постановление № 180/119/82, Инструкция № 180/119/82).

Порядок взаимозачета, который действовал до 18 марта 2011 г.

Действовавший до 18 марта 2011 г. порядок взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком предусматривал следующий алгоритм действий (см. схему 1).
 

Участником рассматриваемого взаимозачета могла выступать таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) выдавшая свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим (таможенную процедуру) с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, налогового кредита (Инструкция № 180/119/82). Это ограничивало возможность, в частности, применения взаимозачета при уплате таможенных платежей непосредственно при помещении товаров под заявленный таможенный режим (таможенную процедуру).

Кроме того, Инструкцией № 180/119/82 была исключена возможность проведения взаимозачета при исполнении обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Изложенное было обусловлено вступлением в силу с 1 сентября 2010 г. Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее – Соглашение), которым такая форма уплаты ввозных таможенных пошлин, как взаимозачет, не предусмотрена. Отметим, что данное ограничение распространяется только на суммы ввозных таможенных пошлин, обязанность уплаты которых возникла с 1 сентября 2011 г., т.е. с момента вступления в силу Соглашения.

С 18 марта общие подходы проведения взаимозачета сохранены

С 18 марта 2011 г. порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком регулирует Инструкция № 12. Вместе с тем общие подходы при применении рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей не изменились. Как и ранее, Инструкция № 12 предусматривает следующее:

– участником рассматриваемого взаимозачета может выступать таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей.

Пример 1

Белорусская организация импортирует из Германии в Беларусь для учреждения здравоохранения партию оборудования, поставка которого оплачивается за счет средств республиканского бюджета. В отношении части оборудования есть возможность получить рассрочку по уплате НДС, предусмотренную Декретом Президента РБ от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему". По оставшемуся оборудованию такая рассрочка использована быть не может.

В данной ситуации рассматриваемой формой уплаты таможенных платежей можно воспользоваться только в отношении той части оборудования, по которой будет использована указанная рассрочка. Так, белорусская организация впоследствии может обратиться за проведением взаимозачета своей обязанности по уплате НДС и обязанности учреждения здравоохранения по оплате за счет средств республиканского бюджета поставленного оборудования.

В свою очередь, применение рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей непосредственно при выпуске товаров, т.е. в отношении оставшейся части оборудования, Инструкцией № 12 не предусмотрено;
 
– таким взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, после вступления в силу Соглашения, т.е. с 1 сентября 2010 г.

Пример 2

Белорусская организация в 2011 г. осуществляет поставки иностранных товаров в рамках международного договора РБ. При выпуске таких товаров организация использует отсрочку по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, предусмотренную Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 и ст. 256–259 ТК РБ. Применение рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей возможно только при погашении указанной отсрочки, используемой по уплате НДС. Как отмечалось выше, указанную форму уплаты не применяют при исполнении обязанности плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, возникшей в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, с 1 сентября 2010 г. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст. 211 ТК ТС). В данном случае такая регистрация осуществляется в 2011 г., т.е. уже в период действия Соглашения;
 
– рассматриваемый взаимозачет производит Минфин, так как речь идет о взаимозачете по средствам республиканского бюджета.
 
Справочно: таможенные пошлины, таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, отнесены Налоговым кодексом к республиканским налогам, сборам (пошлинам) и соответственно перечисляются в республиканский бюджет;
 
– для целей проведения взаимозачета предусмотрено представление в Минфин письма-ходатайства.

С 18 марта уже не требуется представлять совместно с таким обращением подтверждение получателя бюджетных средств об остатках бюджетных ассигнований (его форма раньше определялась приложением 1 к Инструкции № 180/119/82). С указанной даты заинтересованное лицо должно подтвердить только наличие неисполненных обязательств перед плательщиком путем представления неоплаченных платежных документов получателя бюджетных средств, зарегистрированных в автоматизированной системе государственного казначейства;

– Минфин (не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения письма-ходатайства и необходимых документов) запрашивает у таможни сведения о подлежащих уплате плательщиком таможенных платежах. Сведения должны быть представлены не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса Минфина.
 
Форма сведений, представляемых таможней по запросу Минфина, определена приложением 1 к Инструкции № 12. Ранее такая форма определялась приложением 2 к Инструкции № 180/119/82. По содержанию она не изменилась;

– не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления вышеуказанных сведений, Минфин принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в его проведении, о чем сообщает обратившемуся за взаимозачетом лицу.

Форма извещения о проведении взаимозачета определена приложением 2 к Инструкции № 12. Ранее такая форма определялась приложением 3 к Инструкции № 180/119/82. По содержанию она не изменилась.

Прочие вопросы применения взаимозачета

В заключение отметим, что для целей отражения в таможенных документах рассмотренной формы уплаты таможенных платежей решениями Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 20.09.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" предусмотрены следующие особенности указания в графе "В" "Подробности подсчета" декларации на товары сведений о примененной форме уплаты и реквизитах документов, подтверждающих уплату таможенных платежей по такой форме (см. схему 2).

Кроме того, в указанной графе при корректировке декларации после номера документа, подтверждающего уплату таможенного платежа, через знак разделителя "/" дополнительно указывают дату принятия корректирующей декларации (постановление ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары").
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 1 январь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Упростило ли представление отчетности электронное декларирование?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 

9

Комментарии

14

Порядок начисления и учета амортизации: что учесть с 1 января 2012 года

14

С 22 января 2012 года нарушителей порядка подачи или рассмотрения обращений будут привлекать к ответственности 

18

Религиозные организации: порядок представления отдельных налоговых деклараций в 2011 и 2012 годах

23

В порядке заполнения, приема и передачи форм ПУ-6 произошли изменения

28

Необоснованный рост цен на фрукты и овощи будут сдерживать

30

Взаимозачет при уплате таможенных платежей

31

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

35

ВОПРОС – ОТВЕТ

37

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Ресурсные платежи: порядок исчисления  и уплаты в бюджет в 2011 году

52

Административная практика, применяемая органами Комитета государственного контроля

52

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

56

УСН и кассовые операции: все ли так просто?

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

59

Вендинг: розничная торговля товарами через торговые автоматы

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Тарифы и цены

65

Новогодние мероприятия: налоги исчисляйте правильно

65

типичные нарушения

73

Цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, сформированы с ошибками

73

Труд и социальная защита

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

77

Разбираем практическую ситуацию

77

Реализация природного и сжатого газа, электрической и тепловой энергии: в порядке исчисления налогов есть особенности

77

Комментарии

78

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

79

Кто платит за экспертизу проекта?

79

книжная лавка

80

статистическая информация

83

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

83

ВОПРОС – ОТВЕТ

85

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

88

за рубежом

89

Образование далекое и близкое

89

события. подробности

92

Изменения в Общую часть Налогового кодекса РБ в 2012 году

92

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

94

Реформа оплаты труда бюджетников

94

РЕКЛАМА

95

события. подробности

95

Уже 3 января нужно представить статистическую отчетность

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 24 по 30 декабря 2011 го­да

96

РЕКЛАМА

110