Административная практика, применяемая органами Комитета государственного контроля

Прибытко В.

Предлагаем вниманию читателей окончание "Прямой линии", которая  состоялась 13 декабря 2011 г.  с начальником отделения правовой работы управления ДФР КГК по Минской области и г. Минску Прибытко Виталием Александровичем.
Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2011. – № 48. – С. 48, 65–68.


В каких случаях представители финансовой милиции проверяют на дорогах транспорт?

Органы финансовых расследований КГК вправе проводить внеплановые тематические оперативные проверки, в т.ч. на автомобильных дорогах (п. 10 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510)). Такие проверки назначают при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (подп. 9.2 п. 9 Указа № 510).

На автомобильных дорогах внеплановые тематические оперативные проверки могут проводиться по вопросам:

– соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей;

– соблюдения законодательства в области транспортной деятельности, требований безопасности и экологических требований при эксплуатации транспорта (включая наличие транспортных и иных установленных законодательством документов, техническое состояние транспортных средств) (п. 85 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение № 510)).

Порядок и особенности проведения таких проверок определены гл. 10 Положения № 510.

Так, в частности, по результатам внеплановых тематических оперативных проверок, проводимых органами КГК на автомобильных дорогах по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего порядок приобретения, транспортировки и перемещения товарно-материальных ценностей, записи в книгу учета проверок не вносят, а в случае невыявления нарушений актов законодательства справку проверки не оформляют.
 
Справочно: один и тот же контролирующий (надзорный) орган (его структурное подразделение, территориальный орган, подчиненная организация) не может проводить чаще одного раза в месяц на одной и той же территории внеплановую тематическую оперативную проверку, предусмотренную п. 85 Положения № 510. Исключение составляют проверки, проводимые по поручению Президента, Президиума Совета Министров (п. 87 Положения № 510).
 
Организация осуществляла в 2009 г. сделки с другой белорусской организацией, которую в настоящее время проверяют как "лжеструктуру".

По каким признакам органы финансовых расследований определяют "лжеструктуру" и какие могут быть последствия для организации по ранее совершенным сделкам?

Главой государства в рамках борьбы с преступностью, с целью декриминализации хозяйственной деятельности, исключения осуществления субъектами хозяйствования деятельности, носящей противозаконный характер и причиняющей ущерб гражданам, организациям или государству, поручалось правоохранительным и налоговым органам применить меры по противодействию лжепредпринимательству и незаконной предпринимательской деятельности.

В целях реализации возложенных на налоговые органы функций по соблюдению налогового законодательства и законодательства о предпринимательстве МНС организовано ведение реестра организаций, функционирующих как лжепредпринимательские структуры, в качестве внутреннего информационного ресурса налоговых органов.

В реестр вносится информация о субъектах хозяйствования, деятельность которых осуществлялась без предусмотренной законодательством обязательной государственной регистрации, либо государственная регистрация которых произведена по заведомо не соответствующим действительности сведениям, информации или документам, либо регистрация произведена с целью противозаконной минимизации сумм налоговых обязательств, в т.ч. для третьих лиц.

Накапливаемая в реестре информация в силу ст. 79 Налогового кодекса РБ относится к налоговой тайне, поэтому к содержащимся в нем сведениям нет свободного доступа.

Сам по себе факт нахождения организации в реестре не влечет негативных последствий для ее контрагентов. Вместе с тем при проведении проверок субъектов хозяйствования выявление сделок, совершенных организациями, сведения о которых занесены в реестр, является основанием для пристального внимания к проверке указанных сделок, порядка и самого факта их осуществления.
 
Организация осуществляет внешнеторговую деятельность. В настоящее время ее проверяют представители КГК. В ходе проверки было установлено отсутствие нескольких статдеклараций за 2007 г. и 2009 г. Директор пояснил проверяющим, что они были оформлены, но, очевидно, при смене офиса утеряны.

Имеет ли право организация в ходе проверки (или после проверки) получить в таможенном органе копии этих статдеклараций и представить их проверяющим? Будет ли она привлечена к административной ответственности?\

Организация за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо за ее отсутствие может быть привлечена к административной ответственности (ст. 11.44 КоАП).

Вопрос о том, представила ли организация таможенному органу статдекларацию и в какие сроки, можно уточнить в таможенном органе. Это следует из норм Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, утвержденной постановлением ГТК РБ от 30.04.2009 № 37 (далее – Инструкция).

Так, должностное лицо таможни должно производить регистрацию статистических деклараций в журнале регистрации статистических деклараций (приложение к Инструкции). Ведение журнала регистрации статистических деклараций осуществляют в электронном виде.

В конце рабочего дня (смены) производится распечатка информации о зарегистрированных статистических декларациях либо отказах в регистрации таких деклараций. Распечатанные листы заверяют оттиском личной номерной печати старшего смены и подшивают в дело "Зарегистрированные статистические декларации (отказы в регистрации статистической декларации)" в порядке возрастания нумерации.

Записи в журнале производят в порядке возрастания входящих номеров регистрации принятых статистических деклараций последовательно без пропусков номеров регистрации. Допускается наличие в журналах регистрации статистических деклараций дополнительных сведений (п. 6 Инструкции).

Таким образом, возможны следующие варианты развития создавшейся ситуации:

– проверяющие вправе истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы (п. 4 Положения № 510);

– организация может самостоятельно воспользоваться общеустановленной процедурой обращения в таможенные органы, определенной Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц", и представить проверяющим информацию по утерянным статдекларациям.

Вопрос о привлечении организации к административной ответственности будет разрешен после окончания всех проверочных мероприятий.
 
Предприятие в июле 2011 г. экспортировало свою продукцию в Российскую Федерацию. Выручка в установленные Указом № 178 сроки не поступила. Специалист, направленный в командировку в Россию, привез справку, выданную российским налоговым органом, что организация, которой белорусское предприятие экспортировало продукцию, не состоит на налоговом учете в Российской Федерации.

Как в этом случае поступить предприятию и будет ли оно привлечено к административной ответственности?

Резиденты при экспорте обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме. Причем в срок не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (в ред. от 09.08.2011, далее – Указ № 178)).

Данное правило не распространяется на случаи:

– предусмотренные в части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.

Так, внешнеторговая операция может быть завершена путем:

признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);

исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;

принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров;

– предусмотренные в части первой подп. 1.5 п. 1 Указа № 178.

Совет Министров совместно с Нацбанком вправе по отдельным видам внешнеторговых договоров устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций, чем указанные в части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.

Как видим, в части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178 есть норма, в соответствии с которой внешнеторговая операция может быть завершена путем исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации.

Таким образом, при наличии документально подтвержденного факта исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации внешнеторговая операция будет завершена.

Статьей 11.37 КоАП административная ответственность установлена за превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Вопрос о наличии превышения сроков проведения внешнеторговой операции при экспорте в данном случае зависит от даты принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, если оно имело место.

При установлении факта наличия просрочки организация может быть привлечена к административной ответственности.
 
Обязаны ли органы финансовых расследований в ходе проверки проверять наличие и порядок заполнения книги замечаний и предложений?

Обязаны.

Это определено подп. 2.7 п. 2 Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением". Так, контролирующие органы, органы прокуратуры, лицензирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением технических регламентов, должны при проведении проверок (ревизий) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей проверять соблюдение требований названного Декрета.
 
Справочно: перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом № 510.
 
Статьей 9.24 КоАП установлена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин:

– за отсутствие книги замечаний и предложений;

– нарушение руководителем государственного органа, иной организацией или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг);

– непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина;

– нарушение установленного срока рассмотрения замечаний и предложений, изложенных в данной книге;

– неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.

Отметим, что типичными нарушениями законодательства о книге замечаний и предложений является нарушение порядка ее ведения, выражающееся в незаполнении отдельных реквизитов книги (например, реквизита "Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений, дата назначения") либо отсутствии нумерации замечаний и (или) предложений (должны нумероваться порядковыми номерами с начала календарного года).

Тем самым организации нарушают требования, определенные подп. 2.5.1 п. 2 Декрета № 2 и п. 14 Положения о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2005 № 285.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 1 январь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Упростило ли представление отчетности электронное декларирование?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 

9

Комментарии

14

Порядок начисления и учета амортизации: что учесть с 1 января 2012 года

14

С 22 января 2012 года нарушителей порядка подачи или рассмотрения обращений будут привлекать к ответственности 

18

Религиозные организации: порядок представления отдельных налоговых деклараций в 2011 и 2012 годах

23

В порядке заполнения, приема и передачи форм ПУ-6 произошли изменения

28

Необоснованный рост цен на фрукты и овощи будут сдерживать

30

Взаимозачет при уплате таможенных платежей

31

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

35

ВОПРОС – ОТВЕТ

37

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Ресурсные платежи: порядок исчисления  и уплаты в бюджет в 2011 году

52

Административная практика, применяемая органами Комитета государственного контроля

52

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

56

УСН и кассовые операции: все ли так просто?

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

59

Вендинг: розничная торговля товарами через торговые автоматы

59

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Тарифы и цены

65

Новогодние мероприятия: налоги исчисляйте правильно

65

типичные нарушения

73

Цены на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования города Минска, сформированы с ошибками

73

Труд и социальная защита

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

77

Разбираем практическую ситуацию

77

Реализация природного и сжатого газа, электрической и тепловой энергии: в порядке исчисления налогов есть особенности

77

Комментарии

78

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

79

Кто платит за экспертизу проекта?

79

книжная лавка

80

статистическая информация

83

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

83

ВОПРОС – ОТВЕТ

85

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

88

за рубежом

89

Образование далекое и близкое

89

события. подробности

92

Изменения в Общую часть Налогового кодекса РБ в 2012 году

92

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

94

Реформа оплаты труда бюджетников

94

РЕКЛАМА

95

события. подробности

95

Уже 3 января нужно представить статистическую отчетность

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 24 по 30 декабря 2011 го­да

96

РЕКЛАМА

110