Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Ресурсные платежи: порядок исчисления  и уплаты в бюджет в 2011 году

Трашкова А.

В редакции "ГБ" состоялась "Прямая линия", в ходе которой читатели получили ответы на вопросы, касающиеся исчисления и уплаты ресурсных платежей в бюджет. Гостем "Прямой линии" была Алла Николаевна Трашкова.
Алла Николаевна Трашкова в 1974 г. окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В.В. Куйбышева, сотрудник МНС РБ в 1993–2011 гг., специалист с большим практическим опытом в области налогообложения.

 

Налог на недвижимость
Организация выполняет работы по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.
Включают ли в выручку от реализации продукции, товаров (работ, услуг) обороты по счету 91 "Операционные доходы и расходы" при применении льготы по экологическому и земельному налогам в соответствии с Указом Президента РБ от 22.01.1999 № 53 "Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений" (далее – Указ № 53)?
Не включают.
В отношении работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения предусмотрена льгота.
Льготу предоставляют путем уменьшения сумм налогов, сборов (пошлин), включаемых в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и подлежащих уплате в бюджет, на суммы, исчисленные пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме полученной выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС (подп. 1.11 п. 1 Указа № 53).
В бухгалтерском учете счет 90 "Реализация" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражают выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг и себестоимость данных объектов.
На счете 91 обобщают информацию об операционных доходах и расходах отчетного периода, а именно: о доходах и расходах, связанных с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием и др.) принадлежащих организации запасов, иных активов, а также для определения финансовых результатов от их выбытия (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89).
Таким образом, применяя льготы по экологическому и земельному налогам, организация при определении удельного веса выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общий объем полученной выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) не включает обороты по реализации приобретенных строительных и иных материалов, отраженных на счете 91.
 
Организация в 2011 г. приобрела здание по договору купли-продажи.
С какого момента следует исчислить и уплатить налог на недвижимость: с момента отражения стоимости здания в бухгалтерском учете или с момента его государственной регистрации?
С момента приобретения здания.
Организации определяют налоговую базу налога на недвижимость исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
При приобретении организациями в течение года зданий, сооружений либо возникновении зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, годовую сумму налога на недвижимость увеличивают на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий, сооружений либо стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, остающихся до окончания календарного года (п. 7 ст. 189 НК).
По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 520 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).
 
Важно! Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 522 ГК).
 
Основанием для записей на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций с основными средствами являются первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.
Объекты недвижимости, подлежащие обязательной государственной регистрации, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы о приемке-передаче, принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с отражением на отдельном субсчете к счету 01 "Основные средства" в момент приобретения (пп. 4, 16 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127).
Таким образом, с момента оформления акта приема-передачи приобретенного здания и до осуществления государственной регистрации права собственности покупателя на него здание учитывают в составе основных средств покупателя на отдельном субсчете счета 01.
Следовательно, при приобретении здания по договору купли-продажи покупатель обязан исчислять и уплачивать налог на недвижимость по данному зданию, в т.ч. до государственной регистрации.
 
У организаций не признают объектом обложения налогом на недвижимость здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК).
Включают ли в объект для исчисления налога на недвижимость стоимость незавершенного строительства, выполненного хозяйственным способом, если часть работ по этому объекту выполнена с привлечением сторонних строительных организаций и сроки строительства просрочены?
Не включают.
Хозяйственный способ строительства – организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняют без заключения договора строительного подряда собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании работ.
В случае строительства с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу относят ту часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика (п. 5 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).
При строительстве объекта, относимого к объектам сверхнормативного незавершенного строительства, стоимость работ, выполненных собственными силами застройщика, не облагают налогом на недвижимость.
Экологический налог
К ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, установлен понижающий коэффициент 0,27.
До 1 января 2011 г. указанный коэффициент применяли при использовании топлива для обогрева административных зданий, организаций торговли, предприятий общественного питания, организаций коммунального хозяйства, службы быта, вокзалов, а также на коммунально-бытовые нужды всех организаций.
Применялся ли коэффициент 0,27 при расчете сумм экологического налога от использования топлива по указанным объектам в 2011 г.?
Не применялся.
С 1 января 2011 г. указанный коэффициент при исчислении экологического налога не применялся, так как для целей применения коэффициента 0,27 в 2011 г. под выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующимися при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, понимали выбросы от использования топлива для отопления и горячего водоснабжения населения, в т.ч. для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения (подп. 3.2 п. 3 ст. 207 НК).
Земельный налог
Организация пользуется земельным участком, целевое назначение которого, установленное в решении исполкома, частично не соответствует его фактическому использованию.
Может ли организация исчислить и уплатить земельный налог исходя из фактического использования земельного участка или следует внести соответствующие изменения в решение исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка?
Следует внести изменения в решение исполкома и подать уточненную декларацию по налогу.
Налоговую базу земельного налога определяют в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст. 195 НК (п. 1 ст. 195 НК).
Кадастровую стоимость земельных участков определяют согласно сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, зарегистрированного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяют их целевым назначением в приложении 4 к НК.
Целевое назначение земельного участка указывают в решении местного исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка (п. 31 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков").
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также ставки земельного налога на земельные участки нужно руководствоваться исключительно целевым назначением земельного участка, определенным решением исполкома.
 
Важно! На земельные участки, используемые не по целевому назначению, применяют ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10 (п. 4 ст. 196, п. 2 ст. 197, п. 5 ст. 198, п. 3 ст. 199, п. 3 ст. 200, п. 2 ст. 201 НК).
 
Если же фактическое использование земельного участка не совпадает с его целевым назначением, установленным решением местного исполкома, плательщику необходимо обратиться в соответствующие органы для внесения изменений в данное решение. После этого нужно подать налоговую декларацию (расчет) земельного налога с внесенными изменениями.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.