Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Религиозные организации: порядок представления отдельных налоговых деклараций в 2011 и 2012 годах

 (Комментарий к отдельным нормам Налогового кодекса РБ)

Наталья Рощина, экономист
Для религиозных организаций в 2012 г. обязанность представлять в налоговую инспекцию декларацию по налогу на недвижимость будет отменена, однако… есть вопросы
Религиозными организациями в Республике Беларусь признают добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения (ст. 13 Закона РБ от 17.12.1992 № 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях").
Такие организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.
Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством РБ и своими уставами.
Налоговое законодательство признает плательщиками налога на недвижимость юридические лица (ст. 183 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ)). Следовательно, религиозные организации также являются плательщиками налога на недвижимость.
Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении религиозных организаций.
В то же время налоговое законодательство освобождает от налога на недвижимость культовые здания и сооружения, включая не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей) иным религиозным организациям (подп. 1.8 п. 1 ст. 186 НК РБ).
Однако данное освобождение не распространяется на обязанность представления налоговых деклараций (расчетов). Обоснуем этот вывод.
Налоговой декларацией (расчетом) признают письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК РБ).
Налоговую декларацию (расчет) должен представить каждый плательщик (иное обязанное лицо) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения. Исключения из данного правила составляют:
– коллегии адвокатов, которые освобождены от налогов, сборов (пошлин), установленных НК РБ (п. 1 ст. 329 НК РБ);
– Нацбанк и его структурные подразделения, которые освобождены от налогов, сборов(пошлин, за исключением таможенных), установленных НК РБ (п. 1 ст. 330 НК РБ);
– крестьянские (фермерские) хозяйства, которые освобождены от налогов, сборов (пошлин), установленных НК РБ, в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства (п. 1 ст. 328 НК РБ).
Как видим, религиозные организации в данный перечень исключений не входят.
Таким образом, в связи с тем что религиозную организацию признают плательщиком налога на недвижимость (ст. 183 НК РБ) и у нее есть объекты обложения налогом на недвижимость (ст. 185 НК РБ), она должна представлять в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость, несмотря на освобождение по налогу, установленное ст. 186 НК РБ.
Отметим, что при заполнении декларации у религиозных организаций могут возникнуть проблемы.
Так, плательщики должны заполнять и включать в налоговую декларацию (расчет) только те части, разделы налоговой декларации (расчета) и приложения к форме налоговой декларации (расчету), для заполнения которых у них имеются сведения (п. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция и постановление № 82)).
 
Справочно: порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций (приложение 4 к постановлению № 82) определен в гл. 5 Инструкции.
 
В форме декларации расчет налога на недвижимость начинается сразу с остаточной стоимости зданий и сооружений, подлежащих налогообложению.
Здания же и сооружения, освобождаемые от обложения налогом на недвижимость, указывают только в Справке о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость (приложение 1 к налоговой декларации (расчету) по налогу на недвижимость организаций) (далее – Справка).
Справку плательщик заполняет:
– однократно (если иное не предусмотрено Инструкцией);
– по истечении календарного года при применении налоговой льготы (п. 6 Инструкции).
При этом графы Справки:
– "Код льготы" (гр. 3) – заполняет не плательщик, а налоговая инспекция согласно республиканскому справочнику льгот по налогам;
– "Размер льготируемой налоговой базы" (гр. 4) – не заполняют в случае применения льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (п. 6 Инструкции);
– "Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с использованием льготы" (гр. 7) – отражают сумму налога, не поступившую в бюджет в связи с освобождением от налога, рассчитанную как произведение налоговой базы льготируемого объекта и ставки налога на недвижимость, определенной пропорционально количеству кварталов, в течение которых используется льгота, с учетом увеличения (уменьшения) ставок налога, установленного местными Советами депутатов (подп. 34.3 п. 34 Инструкции).
 
Справочно: в 2012 г. постановление № 82 и Инструкция могут претерпеть изменения.
 
Таким образом, не позднее 20 января 2011 г. религиозные организации должны были представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость организаций за 2011 г., состоящую только из титульного листа и приложения 1 к налоговой декларации. При этом в приложении 1 религиозные организации указывают льготы по налогу на недвижимость, полученные в 2010 г.
Однако многие здания и сооружения религиозных организаций были построены достаточно давно (некоторые – несколько веков назад) и документы, подтверждающие остаточную стоимость церквей, храмов, костелов и т.п., не сохранились.
 
Справочно: в НК РБ и письмах МНС не разъяснен порядок определения остаточной стоимости таких зданий и сооружений.
 
Поэтому религиозным организациям было целесообразно для проведения оценки зданий и сооружений обращаться в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Такую оценку религиозным организациям необходимо было делать каждый год по состоянию на 1 января календарного года.
 
Важно! В проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс планируется исключить из ст. 186 подп. 1.8, в соответствии с которым религиозные организации освобождены от уплаты налога на недвижимость. Вместо указанной льготы культовые здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, будут исключены из объекта обложения налогом на недвижимость (ст. 185 НК РБ).
Таким образом, в 2012 г. религиозные организации не должны будут представлять в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2012 г.
В то же время Справку за 2011 г. религиозные организации должны будут представить в 2012 г.
Однако Справка не может быть представлена в налоговую инспекцию без налоговой декларации.
Как поступить в такой ситуации религиозным организациям, не разъяснено ни в НК РБ, ни в нормативных документах МНС.
Поэтому мы рекомендуем религиозным организациям несмотря на то, что они не будут в 2012 г. являться плательщиками налога на недвижимость, все равно представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2012 г., состоящую из титульного листа и приложения 1.
Пример представления религиозными организациями справки за 2011 г.
Ситуация
Храм религиозной организации расположен в 1-й экономико-планировочной зоне г. Минска. Остаточная стоимость храма по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 10 млрд. руб.
 
На основании ст. 188 НК РБ Минский городской Совет депутатов решением от 24.11.2010 № 62 установил на 2011 г. повышающий коэффициент к ставкам налога на недвижимость для юридических лиц (за исключением указанных в подп. 1.2–1.5 п. 1решения) в зависимости от экономикопланировочных зон: I зона – 2,0; II зона – 1,9; III зона – 1,8; IV–V зона – 1,7.
Сумма налога на недвижимость, не поступившая в бюджет за 2011 г. в связи с предоставлением религиозной организации льготы по налогу на недвижимость, составляет 200 млн. руб. (10 млрд. руб. × 1,0 % × 2).
Религиозная организация по истечении 2011 г. должна представить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет Справку о размере и составе использованных льгот по налогу на недвижимость (приложение 1 к декларации) за 2011 г. следующего содержания:
Приложение 1
к форме налоговой декларации
(расчета) по налогу на недвижимость
организаций
 

 
Справка должна быть представлена в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу на недвижимость на следующий год.
Так как религиозные организации перестанут с 2012 г. быть плательщиками налога на недвижимость, то в 2013 г. они не должны будут представлять Справку за 2012 г.
 
Важно! В 2012 г. планируется перенести срок представления налоговой декларации по налогу на недвижимость за 2012 г. с 20 января 2012 г. на 20 марта 2012 г.
Налог на землю и НДС: 2011 г. и 2012 г.
В 2011 г. религиозные организации освобождены:
– от НДС – в части оборотов по реализации на территории Республики Беларусь религиозными организациями в рамках религиозной деятельности услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий, а также религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных) (подп. 1.9 п. 1 ст. 94 НК РБ);
– от земельного налога – земельные участки религиозных организаций, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (подп. 1.18 п. 1 ст. 194 НК РБ).
И в первом, и во втором случае религиозные организации должны регулярно представлять в налоговую инспекцию:
– налоговую декларацию по НДС по форме, утвержденной постановлением № 82 (приложение 1) и справку о размере и составе использованных льгот по налогу на добавленную стоимость (приложение 1 к форме декларации).
Срок представления декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (месяцем или кварталом) (ст. 108 НК РБ);
– налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций по форме, утвержденной постановлением № 82 (приложение 5), и справку о размере и составе использованных льгот по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций (приложение 1 к форме декларации).
Срок представления декларации в налоговую инспекцию – не позднее 20 февраля 2011 г., а по вновь отведенным после 20 февраля 2011 г. земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202 НК РБ).
С учетом того что религиозные организации признают плательщиками земельного налога и у них присутствуют объекты обложения земельным налогом (земельные участки), они должны узнать кадастровую стоимость земельного участка, ставки земельного налога, повышающие (понижающие) коэффициенты кставкам земельного налога, установленные местными Советами депутатов, и исчислить земельный налог в общеустановленном порядке только для того, чтобы налоговая инспекция узнала, сколько земельного налога не поступило в бюджет в связи с предоставлением религиозным организациям льгот по налогу.
 
Важно! В проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс планируется исключить освобождение религиозных организаций от НДС, предусмотренное подп. 1.9 п. 1 ст. 94 НК РБ.
Вместо этого ожидается, что с 2012 г. в объект обложения НДС не будут включаться обороты по реализации религиозными организациями в рамках религиозной деятельности услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий, а также религиозной литературы и предметов религиозного назначения (кроме подакцизных).
Также планируется отменить для религиозных организаций льготу по земельному налогу, установленную подп. 1.18 п. 1 ст. 194 НК РБ. Вместо этого из объекта обложения земельным налогом будут исключены земельные участки религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений, расположенных на таких земельных участках, иным религиозным организациям (объединениям).
За непредставление деклараций ст. 13.4 КоАП предусмотрен административный штраф
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке не более 3 рабочих дней влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 1 до 10 базовых величин (БВ).
Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки,но не более 10 БВ, а на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
Деяния, предусмотренные ч. 1–2 ст. 13.4 "Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)" КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в т.ч. должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ, а на юридическое лицо – в размере 25 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.