Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (1). Организация согласно учетной политике определяет выручку "по оплате".
Распространяются ли на данную организацию положения об отражении в налоговой декларации (расчете) по НДС освобожденных от НДС оборотов по реализации не позднее 60 дней?
 
Распространяется.
У плательщиков, которые в соответствии с учетной политикой выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяют (признают) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав является приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 2 ст. 100 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Данное положение НК предусмотрено для определения момента фактической реализации, который определяет дату включения оборота по реализации в налоговую декларацию (расчет) по НДС. При этом указанный пункт не содержит оговорки о том, что он касается только операций, облагаемых НДС.
Таким образом, положения об отражении в налоговой декларации (расчете) по НДС освобожденных от НДС оборотов по реализации не позднее 60 дней обязательны для применения данной организацией. Отметим, что приведенное положение НК касается любых оборотов по реализации, в т.ч. и оборотов по реализации за пределами Республики Беларусь и др.
2 (2). В каких случаях распределение налоговых вычетов по НДС по удельному весу следует производить нарастающим итогом, а в каких – без нарастающего итога?
В некоторых случаях налоговые вычеты по НДС подлежат распределению. Распределение может быть произведено в различном порядке. Рассмотрим отдельные ситуации.
1. При реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам между этими оборотами плательщик может осуществлять 2 методами: методом удельного веса или методом раздельного учета.
При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эту сумму оборота нужно разделить на общую сумму оборота по реализации и умножить на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации.
 
Справочно: суммой оборота признают сумму налоговой базы и НДС, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумму увеличения (уменьшения) налоговой базы. При определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота нужно включать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, если по таким операциям плательщиком не исчислен НДС. Кроме того, из суммы оборота необходимо исключить налоговую базу и сумму НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ (п. 24 ст. 107 НК).
 
Налоговые вычеты по НДС по удельному весу распределяют нарастающим итогом, поскольку налоговым периодом по НДС является календарный год (п. 1 ст. 108 НК).
2. Суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящиеся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС, относят на увеличение стоимости таких основных средств и нематериальных активов. Данные суммы НДС определяют на основе расчета.
В этом случае распределение нужно производить путем умножения удельного веса суммы таких оборотов в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исходя из итогов работы за предшествующий отчетный период (без нарастающего итога) на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам (п. 7 ст. 107 НК).
Ольга Смольник, экономист
3 (3). Организация содержится за счет отчислений от прибыли подведомственных организаций.
Следует ли облагать НДС средства, полученные от подведомственных организаций?
 
Не следует.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (ст. 93 НК).
При определении налоговой базы НДС не учитывают полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).
Отчисления подведомственных организаций на содержание аппарата управления вышестоящей организации не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, а значит, вышестоящая организация не должна включать их в налоговую базу для целей исчисления НДС.
Вместе с тем, если на основании заключенных договоров вышестоящая организация в адрес подведомственных организаций будет отгружать товары (выполнять работы, оказывать услуги), то обороты по их реализации следует облагать НДС в установленном порядке, а денежные средства, поступившие в их оплату, включать в налоговую базу.
Александр Светлаков, экономист
4 (4). В организации личный транспорт работника используется в служебных целях согласно заключенному договору на использование автомобиля. Ежедневно для него установлен лимит использования топлива в количестве 20 л. Однако этот лимит был превышен и израсходовано 25 л топлива.
Следует ли облагать НДС стоимость топлива, израсходованного сверх установленного лимита в производственных целях организации?
 
Не следует.
Данный перерасход топлива является необходимыми затратами организации.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь, включая прочее выбытие товаров (ст. 93 НК).
Прочим выбытием товаров, основныхсредств и нематериальных активов, неуста-новленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства признают любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи.
Так как потребление топлива осуществляется в интересах организации, то в отношении превышения лимита, установленного организацией в части потребления топлива, объект обложения НДС отсутствует.
Таким образом, превышение лимита расхода топлива, использованного в производственных целях, не является объектом обложения НДС.
Лариса Козич, аудитор
5 (5). В ходе налоговой проверки по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога специалисты налогового органа установили факт неправомерного предоставления сотруднику организации стандартного налогового вычета, предусмотренного подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, за период с марта по ноябрь 2011 г.
Указанный налоговый вычет данному сотруднику как родителю студента дневной формы обучения, получающего первое высшее образование, предоставлялся на основании справки учреждения образования, выданной в сентябре 2010 г.
По мнению специалистов налогового органа, такая справка с марта 2011 г. уже не может являться основанием для предоставления этого налогового вычета.
Правомерны ли действия налогового органа?
 
Правомерны.
Плательщик при определении размера налоговой базы по подоходному налогу в 2011 г. имел право применить стандартный налоговый вычет в размере 81 000 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). Напомним, что иждивенцами для целей НК, в частности для их родителей, признают студентов и учащихся дневной формы обучения старше 18 лет, получающих среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование.
Основанием для предоставления в этом случае стандартного налогового вычета служат (п. 4 ст. 164 НК):
– имеющиеся у налогового агента сведения о наличии у плательщика ребенка (детей), а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка (детей), либо исполнительный лист на взыскание средств на содержание ребенка (детей), либо заявление плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке;
– справка учреждения образования о том, что лица старше 18 лет являются студентами или учащимися дневной формы обучения учреждения образования – для родителей этих лиц. В справках учреждений образования указывают период времени, в течение которого данные лица являлись (являются) студентами и учащимися учреждений образования, а также то, что обучающийся получает среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование.
Указанные документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты, плательщик представляет налоговому агенту по мере возникновения таких прав до первой выплаты дохода, а при утрате права на такие вычеты – не позднее месяца, следующего за месяцем утраты такого права.
Отметим, что НК не установлены требования о периодичности представления справки учреждения образования. Однако в подп. 6.3 п. 6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, указан срок действия справки, подтверждающей, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования (с указанием иных необходимых сведений, которыми располагает учреждение образования). Он составляет 6 месяцев.
Таким образом, в данном случае срок действия справки, которая была выдана в сентябре 2010 г., заканчивается в феврале 2011 г. Соответственно действия налоговых органов правомерны, поскольку эта справка уже не может служить основанием для предоставления стандартного налогового вычета в последующий период.
Анна Павлова, экономист
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6 (6). Организация в 2011 г. имела курсовые разницы, возникшие при переоценке кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, после 24 мая 2011 г. Данные курсовые разницы организация учитывала в 2011 г. по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704).
Не будет ли противоречить законодательству запись в учетной политике организации либо в отдельном решении руководителя о том, что "списание на внереализационные расходы курсовых разниц, отнесенных в дебет счета 97 в соответствии с постановлением № 704, производится в конце отчетного года в размере прибыли, числящейся в бухгалтерском учете на конец года на счетах учета финансовых результатов до списания курсовых разниц; не списанные до 31 декабря 2014 г. курсовые разницы подлежат списанию 31 декабря 2014 г."?
 
Не будет.
Рассмотрим нормы постановления № 704. Им определено, что коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте, по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. (п. 2 постановления № 704).
Таким образом, применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц является правом организации. Порядок и сроки списания курсовых разниц в соответствии с постановлением № 704 устанавливает руководитель организации, и данный порядок может быть таким, как предусмотрено учетной политикой организации или отдельным решением руководителя организации.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
7 (7). Особенности бухгалтерской программы в части учета отдельных хозяйственных операций не позволяют вносить исправления в данные бухгалтерского учета в месяце обнаружения ошибки.
Правомерно ли будет в учетной политике организации сделать запись о том, что исправления в данные бухгалтерского учета будут отражаться в учете в периодах допущения ошибок?
По общему правилу при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация осуществляет разработку соответствующего способа исходя из Инструкции по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями).
Единая методика внесения исправлений в учетные записи организаций в случае обнаружения ошибок и искажений определена Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83 (далее – Инструкция № 83).
При выявлении ошибок в бухгалтерском учете исправления в учет следует вносить в месяце, когда были обнаружены эти ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде искажения были допущены (в текущем отчетном году либо за прошлые годы) (п. 6 Инструкции № 83).
Как видим, Инструкция № 83 содержит единственный вариант внесения исправлений в учет. Следовательно, запись в учетной политике организации о том, что исправления в данные бухгалтерского учета будут отражаться в периодах допущения ошибок, будет противоречить законодательству.
В данном случае организации необходимо внести соответствующие изменения в бухгалтерскую программу.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
 
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
 
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
8 (8). По результатам проведенной в 2011 г. инвентаризации выявлены неучтенные объекты основных средств, используемые в производственной деятельности организации. Для определения их рыночной стоимости в декабре 2011 г. была проведена экспертная оценка сторонней организацией, занимающейся оценочной деятельностью.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
8.1. Какой записью следует отразить стоимость принимаемого на учет основного средства: Д-т 01 – К-т 98 или Д-т 01 – К-т 92?
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке: стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет определяют на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, а соответствующую денежную сумму относят в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации – на увеличение доходов (источников финансирования) (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", с изменениями и дополнениями). Аналогичную норму содержат:
– п. 73 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (с изменениями и дополнениями (далее – Инструкция № 180));
– п. 27 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами (п. 39 Инструкции № 180).
Счет 98 "Доходы будущих периодов" при отражении результатов инвентаризации не используется.
 
8.2. Куда следует отнести понесенные организацией расходы на оплату услуг по оценке выявленных при инвентаризации основных средств?
Стоимость оприходования основных средств следует определять на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность. Включение иных расходов в первоначальную стоимость основных средств при их оприходовании по результатам инвентаризации действующим законодательством не предусмотрено.
Исходя из норм Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (утверждена постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182 (с изменениями и дополнениями)) и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждена постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89) стоимость услуг сторонней организации по оценке выявленных при инвентаризации основных средств следует отразить в бухгалтерском учете организации записями:
Д-т 20, 25, 26 и др. – К-т 60
– на стоимость услуг по проведению оценки без НДС;
Д-т 18 – К-т 60
– на сумму НДС, предъявленную оценщиком.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
 
ПЕРЕОЦЕНКА НА 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА
9 (9). Сохраняется ли требование о проведении переоценки на 1 января года, следующего за отчетным, либо может быть выбрана иная дата в течение года?
 
Сохраняется.
Подпунктом 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 622) по-прежнему установлена одна дата проведения переоценки – 1 января года, следующего за отчетным, которая является общей для всех организаций, как самостоятельно принимающих решение о проведении переоценки, так и проводящих ее в обязательном порядке.
Указом Президента РБ от 21.10.2011№ 476 "О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 476) внесены изменения в Указ № 622. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2012 г. и распространяют свое действие на переоценки, которые организации будут проводить начиная с 1 января 2012 г.
10 (10). Может ли организация принять решение о переоценке зданий, сооружений, передаточных устройств прямым методом при переоценке на 1 января 2012 г.?
 
Может.
Возможность принятия решения о применении любого из 3 методов переоценки, в т.ч. метода прямой оценки, в отношении любого из переоцениваемых объектов организации получили начиная с переоценки на 1 января 2011 г. Такое право сохранено и на 1 января 2012 г. Нормы Указа № 622 в этой части изменений не претерпели (подп. 1.3 п. 1 Указа № 622).
Таким образом, организация на 1 января 2012 г. вправе провести переоценку зданий, сооружений, передаточных устройств методом прямой оценки.
11 (11). Организация производит распределение основных средств по группам (подгруппам) для целей проведения переоценки индексным методом на 1 января 2012 г.
Каким документом, определяющим классификацию основных средств, необходимо пользоваться: Временным классификатором амортизируемых основных средств и нормативными сроками их службы, утвержденными постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 (далее – Временный классификатор), или постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161?
 
Временным классификатором.
Постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" вступило в силу с 1 января 2012 г. и определяет классификацию основных средств начиная с указанной даты.
Вместе с тем переоценка проводится по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного, т.е. 2011, года.
Поскольку в 2011 г. единственным документом, определяющим классификацию основных средств, является Временный классификатор, при переоценке на 1 января 2012 г. индексным методом распределение объектов основных средств по группам (подгруппам, видам) в приложении 1 к Инструкции по переоценке осуществляют в соответствии с шифрами Временного классификатора.
Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
12 (12). Накануне выплаты заработной платы в организации умер работник.
В каком порядке и кому должна быть выплачена его заработная плата?
В такой ситуации заработную плату, не полученную работником, следует выдать членам его семьи или лицам, находившимся на иждивении умершего на день его смерти, не позднее 7 календарных дней со дня подачи нанимателю соответствующих документов (ст. 77 Трудового кодекса РБ). Подоходный налог и все отчисления и страховые взносы из заработной платы умершего работника за отработанные дни месяца необходимо удержать и перечислить на общих основаниях. Если работник имел право на налоговую льготу, то она должна быть применена и в том месяце, когда он умер.
Если никто из членов семьи к нанимателю не обратился, то сумма будет включена в состав наследства, поскольку не полученная в 6-месячный срок со дня открытия наследства заработная плата умершего включается в состав наследства и наследуется на общих основаниях (п. 3 ст. 1090 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
По истечении указанного срока нанимателю целесообразно перечислить причитающиеся умершему неполученные денежные средства на депозит нотариуса по месту открытия наследства.
Право на получение подлежавших выплате гражданину, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий по социальному страхованию, иных пособий и платежей в возмещение вреда жизни или здоровью принадлежит проживавшим совместно с умершим членам семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим (ст. 1090 ГК).
Наниматель выдает заработную плату умершего работника первому обратившемуся лицу, имеющему законные основания на ее получение. Помимо членов семьи заработную плату умершего по упрощенной процедуре вправе получить исполнитель завещания (п. 2 ст. 1053 ГК).
 
Справочно: семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления (ст. 59 Кодекса РБ о браке и семье).
 
Перечень представляемых документов для рассматриваемого случая законодательством не установлен. По мнению автора, к заявлению следует приложить паспорт лица, обратившегося в организацию, копию свидетельства о смерти, копии документов, устанавливающих степень родства (свидетельство о браке, свидетельство о рождении), а также справку с места жительства о совместном проживании.
Анна Шинкевич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
13 (13). Организация прекратила свою деятельность в ноябре 2011 г. и подала документы на ликвидацию.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
13.1. Может ли организация быть ликвидирована при наличии задолженности по платежам в бюджет?
При ликвидации организации ликвидатор (ликвидационная комиссия) до дня представления ликвидационного баланса регистрирующему органу представляет налоговую декларацию (расчет) и уплачивает налог на прибыль исходя из фактической валовой прибыли организации за период до ее ликвидации (п. 6 ст. 143 НК).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 59 ГК).
Таким образом, ликвидационный баланс составляется после того, как организация рассчиталась с бюджетом по своим налоговым обязательствам.
Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности определенных условий, в т.ч. при представлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) ликвидационного баланса. Такая норма предусмотрена п. 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (с изменениями и дополнениями).
Кроме того, отсутствие задолженности перед бюджетом должно быть подтверждено справкой о наличии (отсутствии) у организации задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам. Ее выдают налоговые органы в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления от регистрирующего органа о начале ликвидации организации.
В случае невозможности представления указанной справки налоговые органы направляют в регистрирующий орган информацию о невозможности представления соответствующей справки с указанием причины.
Исключение организации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления налоговыми органами документов, подтверждающих погашение такой задолженности.
13.2. Ликвидационная комиссия в нарушение п. 6 ст. 143 НК не представила налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и не уплачивает налог на прибыль.
Могут ли ее привлечь к административной ответственности?
 
Да, могут.
Налоговое обязательство – это обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных НК, другими законами РБ, международными договорами РБ и (или) актами Президента либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину) (гл. 4 НК).
Исполнением налогового обязательства признают уплату причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
Налоговое обязательство ликвидируемой организации исполняет и причитающиеся к уплате ею пени уплачивает ликвидационная комиссия (ликвидатор) организации, если иное не предусмотрено законодательством, засчет денежных средств этой организации, в т.ч. от реализации ее имущества.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства является основанием для уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Таким образом, неисполнение ликвидационной комиссией (ликвидатором) действий по уплате налога на прибыль и представлению налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в соответствии с п. 6 ст. 143 НК до дня представления ликвидационного баланса регистрирующему органу является нарушением налогового законодательства, которое влечет применение мер административной ответственности по Кодексу РБ об административных правонарушениях.
День представления ликвидационного баланса будет являться в данном случае временем совершения правонарушения.
Следует учитывать, что если по результатам проверки (дополнительной проверки), проведенной налоговым органом в связи с ликвидацией организации, будут выявлены нарушения в части исчисления налога на прибыль (когда декларация по налогу на прибыль была представлена до начала проверки (дополнительной проверки)), то доначисление сумм по данному налогу, применение мер ответственности, а также начисление пени производят в общеустановленном порядке.
13.3. В каком случае ликвидируемая организация может быть проверена расчетным методом или на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке?\
Контролирующий орган применяет расчетный метод или метод, в основе которого лежат сведения о движении денежных средств по счетам в банке, при отсутствии у проверяемой организации документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов (п. 4 Положения № 426*).
 
__________________________
 
* Положение о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 04.03.2010 № 426 (далее – Положение № 426).
При отсутствии на начало проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и при наличии документов, обеспечивающих возможность исчисления налога на прибыль, Положение № 426 контролирующие органы не применяют.
Если на момент проверки отсутствуют документы, обеспечивающие возможность исчисления налога на прибыль, налоговый орган определит суммы налоговых обязательств в порядке, предусмотренном частью первой п. 2 ст. 81 НК. А именно в случаях, установленных Президентом, налоговый орган вправе определять в порядке, предусмотренном Советом Министров, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Налоговый орган может пересмотреть доначисленные суммы налогов при условии восстановления организацией (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее 3 месяцев со дня вручения (направления) организации (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки (часть вторая п. 2 ст. 81 НК).
Александр Светлаков, экономист
14 (14). Организация осуществляет розничную торговлю товарами в районном центре в павильоне площадью 12 м2 с выручкой по торговому объекту за 2011 г. до 15 000 базовых величин.
Обязана ли она установить до 1 июля 2012 г. платежный терминал в соответствии с подп. 2.2 п.2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16?
 
Обязана, но по иным критериям.
 
Дата "1 июля 2012 г." к установке в торговых и иных объектах платежных терминалов не имеет отношения и касается только порядка использования автоматических электронных аппаратов и торговых автоматов.
Основные критерии установки платежных терминалов, в частности, предусмотрены в п. 9 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Положение № 924/16), и п. 1 приложения 1 к данному Положению.
Так, оснащению платежными терминалами подлежат торговые павильоны с торговым залом при получении выручки от реализации товаров за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин.
Таким образом, если организация по торговому объекту за 2011 г. получила выручку в размере менее 15 000 базовых величин, обязанность по оснащению такого торгового объекта платежным терминалом отсутствует.
В то же время организации, создавшие 31 марта 2010 г. или позже в районных центрах павильоны с торговым залом, должны были оснастить их платежными терминалами независимо от полученной выручки на основании:
– части шестой подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (действовал до 14 октября 2011 г.);
– п. 10 Положения № 924/16 (действует с 14 октября 2011 г.).
15 (15). Может ли организация иметь подменный КСА?
 
Может.
Субъект хозяйствования самостоятельно определяет количество кассового оборудования, необходимого как для осуществления своей деятельности, так и для обеспечения подмены на период ремонта неисправного кассового оборудования (п. 23 Положения № 924/16).
Главное условие – кассовое оборудование должно полностью соответствовать требованиям, изложенным в Положении № 924/16. Например, оно должно быть зарегистрировано в налоговом органе по месту постановки юридического лица на учет.
16 (16). Считается ли обязанность по установке в торговом или ином объекте платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, выполненной, если каждая единица кассового оборудования оснащена не платежным терминалом, а считывающим устройством, подключенным к платежному терминалу?
 
Да, если это устройство есть на всех КСА.
Юридические лица при превышении установленных критериев выручки по каждому торговому или иному объекту от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг за предыдущий календарный год, а также при создании объектов согласно приложению 1 к Положению № 924/16 (расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске), включенных в перечень объектов, подлежащих оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, обязаны установить в этих объектах платежные терминалы. При этом в конечном итоге количество устанавливаемых платежных терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству единиц кассового оборудования указанных объектов 100 % (пп. 9 и 10 Положения № 924/16).
В случае использования на торговом или ином объекте платежного терминала со считывающим устройством, подключенным к каждой единице кассового оборудования и обеспечивающим расчеты с покупателями посредством банковских пластиковых карточек на каждом месте проведения расчетов, соблюдается 100%-е оснащение на этом объекте всех используемых единиц кассового оборудования платежными терминалами. То есть нормы, определенные пп. 9 и 10 Положения № 924/16, организацией соблюдены.
17 (17). Организация планирует оказывать помощь по написанию контрольных и курсовых работ, не осуществляя процесса обучения, вне постоянного места осуществления деятельности.
Возможен ли прием наличных денежных средств за оказание услуг без применения КСА?
 
Да, если нет зарегистрированных в налоговом органе КСА.
Юридические лица в случаях выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 31.12 п. 31 Положения № 924/16).
В таких случаях каждый факт приема наличных денежных средств следует оформлять документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 32 Положения № 924/16). Таким документом, например, может быть квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой утверждена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 (приложение 1).
Таким образом, организация при выполнении работ, оказании услуг по написанию контрольных и курсовых работ вне постоянного места осуществления деятельности может осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования.
 
Важно! Если организация для случаев, перечисленных в п. 31 Положения № 924/16, зарегистрировала в налоговом органе кассовое оборудование, то она не имеет права принимать наличные денежные средства с использованием документов с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которых включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (п. 36 Положения № 924/16).
Наталья Рощина, экономист
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
18 (18). Белорусская организация 17 октября 2011 г. при выпуске для внутреннего потребления ввезенного из Германии технологического оборудования для оснащения собственного производства получила отсрочку уплаты НДС по 15 декабря 2011 г., предусмотренную ст. 256–259 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ). Полученная отсрочка погашена 5 декабря 2011 г., а уплата процентов произведена 13 декабря 2011 г.
Какой размер ставки рефинансирования Нацбанка необходимо применить при расчете указанных процентов, если на дату погашения отсрочки она составляла 40 % годовых, а на дату уплаты процентов –45 % годовых (постановление Правления Нацбанка РБ от 06.12.2011 № 564)?
 
40 % годовых.
Для расчета таких процентов предусмотрено применение 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты таможенного платежа, т.е. в данном случае – отсроченного НДС (ст. 259 ТК РБ). Датой его уплаты является 5 декабря 2011 г., а на эту дату ставка рефинансирования Нацбанка была установлена в размере 40 % годовых.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для расчета процентов применима следующая формула:
проценты = (сумма НДС × 40 % × 49 дней) / (100 % × 360 дней).
В данной формуле 49 дней – это период фактического пользования отсрочкой, который исчисляют со дня, следующего за днем выпуска товаров (т.е. с 18 октября 2011 г.), по день погашения отсрочки (т.е. по 5 декабря 2011 г.).
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.