Амортизационная политика организации. Решения приняты: возможно и нужно ли их оспаривать?

Сергей Большаков, экономист

На практике весьма не редки ситуации, когда в организации приняты решения об установлении нормативных сроков службы основных средств или иные решения в отношении основных средств, а в ходе проводимых контролирующими органами проверок высказываются мнения о неправильности таких решений. Сегодня мы попытаемся разобраться с этой проблемой.

Полномочия комиссии организации определены законодательно

Для проведения амортизационной политики в организации создают комиссию из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации (далее – комиссия) (п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Таким образом, в состав комиссии входят специалисты с соответствующим специальным образованием, и они, по определению, должны быть компетентны в решении возложенных на них функций и задач. Для полноценной работы комиссии руководитель организации утверждает ее состав и соответствующее положение. Результаты работы комиссии оформляют протоколами, в которых содержатся ссылки на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы.

Из вышесказанного явно следует, что процесс принятия решения комиссией всесторонне регламентирован.

Комиссии предоставлены достаточно широкие полномочия, в т.ч.:

1) выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам);

2) разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функций объекта;

3) распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств;

4) выбор и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта исходя из установленных базовых режимов работы;

5) принятие решения о порядке распределения сумм начисленной амортизации в течение отчетного года (исходя из месячной нормы или суммы);

6) распределение месячных норм (сумм) амортизационных отчислений на протяжении года при сезонном характере работы организации исходя из годовой нормы (суммы) амортизации и длительности срока (количества месяцев) эксплуатации в течение года, утверждение сезонных месячных норм (приложение 1 к Инструкции № 37/18/6).

На практике оформлением и сопровождением работы комиссии в организации занимаются работники бухгалтерской службы.

Таким образом, необходимо провести достаточно большую и кропотливую работу по реализации полномочий, возложенных на комиссию, члены которой вместе с работниками бухгалтерии должны наряду с основной работой много времени тратить на выполнение этих функций и задач.

Назрела необходимость в методологической базе по формированию амортизационной политики организаций

Вместе с тем при проведении проверок нередко ставится под сомнение правильность принятых комиссией решений. Причем обращаем внимание, что перечень объектов основных средств, уже имеющихся или приобретаемых в организациях, довольно велик. Ввиду этого большое количество решений этой комиссии может быть признано неверными.

Не оспаривая компетентность работников контролирующих органов, как правило, имеющих одно или несколько профильных образований, возьмем на себя смелость утверждать, что компетенция комиссии, состоящей из узких специалистов с соответствующим образованием, все же выше.

По мнению автора, назрела необходимость в наличии четкой методологической основы при принятии решений комиссией, например при отнесении однотипных объектов к основным и оборотным средствам и др. Поэтому полагаем целесообразным:

1) закрепить в законодательстве исключительную компетенцию комиссии в пределах функций, установленных Инструкцией № 37/18/6. Для исключения случаев сговора либо невозможности принятия согласованных решений в спорных вопросах возможно привлечение в состав комиссии независимых экспертов;

2) разработать и утвердить рекомендации по принятию решений комиссией, в т.ч. установить конкретные критерии отнесения основных средств к тем или иным группам и позициям. В данных рекомендациях возможно привести наиболее сложные ситуации, возникающие в практике работы комиссии.

Появление таких рекомендаций поможет организациям в принятии обоснованных решений в пределах компетенции образованных ими комиссий, а также позволит избежать возможных споров с контролирующими органами.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 13 апрель 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Возможно ли произвести трансформацию данных 2011 года в соответствии с методологией 2012 года для составления статистической отчетности?

9

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

10

Интернет-линия: налогообложение-2012*

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

19

Бухгалтерский учет

19

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда 

19

Комментарий (Учет доходов и расходов по договору строительного подряда – теперь по строгим правилам)

25

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

30

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

32

Комментарии

32

2 апреля – предельный срок подачи сведений в налоговые органы за 2011 год по отдельным категориям плательщиков подоходного налога

32

Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестиции из Республики Беларусь за рубеж: заполняем статистическую отчетность

35

Ремонт оборудования и транспорта в Казахстане или России: таможенные аспекты 

38

МНС РБ разъясняет: реализация транспортных средств по договорам лизинга в 2012 году имеет особенности в налогообложении

43

Минторг РБ разъясняет

45

О предоставлении скидок 

45

Минстройархитектуры РБ разъясняет

48

Об отчислениях в инновационный фонд 

48

Об отчислениях на содержание РУП "Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры" 

49

практикум для БУХГАЛТЕРА

50

Результаты инвентаризации товаров требуют правильного отражения в учете

50

ВОПРОС – ОТВЕТ

60

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

70

Учет денежных документов

70

Мониторинг поднятых вопросов

72

советы юриста

75

Как правильно пользоваться счетами, открытыми в зарубежных банках?

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

79

Разбираем практическую ситуацию

79

Корректировка проектно-сметной документации: отражение в бухгалтерском и налоговом учете

79

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

82

Амортизационная политика организации. Решения приняты: возможно и нужно ли их оспаривать?

82

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Выплата дивидендов юридическим лицам – резидентам и нерезидентам РБ: как исчислить налоги

84

за рубежом

88

Контроль за трансфертным ценообразованием в России

88

события. подробности

92

Органы статистики изучают распространение информационно-коммуника­ци­он­ных технологий

92

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 17 по 23 марта 2012 го­да

96