101

Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях?

Сергей Большаков, магистр экон. наук

Довольно часто приходится слышать заявления об упрощении порядка формирования условий оплаты труда работников коммерческих организаций. Однако на практике все происходит иначе и в качестве рекомендаций специалисты по данному вопросу дают противоположные комментарии с отсылкой на нормы уже давно забытых документов. Такая ситуация происходит и с порядком определения норм управляемости структурных подразделений коммерческих организаций, о чем и пойдет речь в настоящей статье.


Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее – Инструкция № 60 и постановление № 60 соответственно), были установлены следующие требования к нормам управляемости структурных подразделений коммерческих организаций:

1) управление – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
2) отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;
3) сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя (п. 12 Инструкции № 60).

С 29 июня 2011 г. действуют новые условия определения норм управляемости

С 1 июня 2011 г. коммерческим организациям Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.

В развитие этой нормы с 29 июня 2011 г. постановление № 60 утратило силу. Соответственно отменены установленные ранее нормы управляемости структурных подразделений коммерческих организаций. В настоящее время действуют рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67. При этом в данныхрекомендациях о нормах управляемости речи уже не идет.

Таким образом, в связи с отменой постановления № 60 в коммерческих организациях возможно определить применяемые в организации нормы управляемости, предусмотрев их в локальных нормативных актах. К примеру:

1) управление – при наличии в его штате не менее 5 штатных единиц, включая должность руководителя;

2) отдел – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя;

3) сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 2 штатных единиц, включая должность руководителя.

На практике существуют разные мнения по вопросу норм управляемости в коммерческих организациях

Вместе с тем специалисты в этой области дают ссылки на нормы рекомендаций по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25).

Целью данных рекомендаций являлась необходимость к 1 июня 2004 г. привести в соответствие структуру коммерческих организаций, входящих в состав органов государственного управления, со структурой этих органов.

При этом Рекомендации № 25 применяют исключительно при разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 %. При разработке структуры аппарата управления рекомендовано учитывать следующие нормы управляемости:

1) управление, службу создают при численности работников в их штате не менее 7 человек (включая должность руководителя);

2) отдел создают при численности работников в его штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;

3) сектор (бюро, группу) создают при численности работников в его штате не менее 3 человек, включая должность руководителя;

4) при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:

– в управлении (службе) – отделы, секторы (бюро, группы);

– в отделе – секторы (группы) (п. 14 Рекомендаций № 25).

Данные нормы управляемости должны применять министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполком при согласовании структуры подведомственных организаций в виде схемы, которую в равной мере распространяют на все подчиненные организации (п. 13 Рекомендаций № 25).

Таким образом, если коммерческая организация является государственной или организацией с долей собственности государства в уставном фонде более 50 %и ей не доведена органом госуправления структура управления по организации в целом и обособленнымструктурным подразделениям с учетом определенного норматива и норм управляемости, то организация вправе разрабатывать и устанавливать свои нормативы управляемости в локальных нормативных правовых актах.

На основе согласованной структуры рекомендовано разрабатывать типовые схемы управления по подотраслям и группам организаций, объединенных по определенным видам деятельности, типам и объемам производства (работ, услуг) и т.д. (п. 13 Рекомендаций № 25).

Например, такое решение было принято еще в 2004 г. в целях дифференциации штатных нормативов численности работников аппарата управления и утверждения их по конкретным организациям системы Минстройархитектуры.

В этих целях организациями системы Минстройархитектуры на основе согласованной структуры были разработаны структуры управления по организации в целом и обособленным структурным подразделениям с учетом отраслевой специфики, установленного норматива и норм управляемости и представлены на утверждение в названное министерство (письмо Минстройархитектуры РБ от 14.05.2004 № 04-1-12/2045 "Об утверждении штатных нормативов численности аппарата управления и типовых структурах").

В настоящее время данная работа завершена. В связи с этим с учетом изменившихся норм законодательства у министерств и других органов государственного управления есть возможность пересмотреть разработанные структуры подчиненных организаций и тем самым расширить права подчиненных организаций при формировании структуры этих организаций.

Кроме того, существуют мнения, что при разработке норм управляемости возможно применять нормы постановления Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление № 6):

1) должность начальника управления вводят при наличии в штате не менее 7 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника управления;

2) должность начальника отдела – при наличии в штате не менее 4 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника отдела;

3) должность заведующего сектором – при наличии в штате не менее 3 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность заведующего сектором.

Однако отметим, что постановление № 6 устанавливает условия оплаты труда исключительно для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Выводы

На основании изложенного считаем необоснованным стремление к тому, чтобы структуры бюджетных организаций и органов государственного управления становились эталоном при разработке структур коммерческих организаций по причине различных целей их создания. Напомним, что основной целью создания коммерческих организаций является необходимость получения прибыли.

В связи с этим предлагаем дать возможность коммерческим организациям, в т.ч. государственным, устанавливать нормы управляемости своих структурных подразделений самостоятельно с учетом производственной необходимости, а не с учетом рекомендаций 7-летней давности.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 30 август 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли использовать разъясняющие письма, расширяющие нормы НК, а также противоречащие ему?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Валютное регулирование

10

О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты

10

события. подробности

11

Бюджетная политика: "расписание" на завтра

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Тарифы и цены

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121

12

Строительство

14

О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396

14

Комментарий к Указу № 324 от 19 июля 2011 г

21

МНС РБ разъясняет

22

О начислении пеней

22

Комментарии

23

С 1 августа установлены новые размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей

23

Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась

25

Учет работы аккумуляторных ба­тарей – на основе технического кодекса

29

С 27 июля действуют новации в сфере таможенного дела

32

Таможенные представители дол­жны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 1 млн. евро

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

42

перечень документов, посвященных одному вопросу

44

Отходы производства: соблюдайте нормы законодательства

44

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на недвижимость: налоговая практика 2011 года

50

Международное налоговое соглашение с КНР: правила его применения

53

Распределение вычетов по основным средствам при наличии оборотов, облагаемых НДС в различном порядке

59

ВОПРОС – ОТВЕТ

65

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

75

Учет контрольных (идентификационных) знаков имеет свои особенности

75

мнения специалистов

84

Курсовые разницы могут быть учтены при применении льготы по налогу на прибыль при приобретении основных средств

84

У ВАС ПРОВЕРКА

86

Необходимость исчисления НДС при безвозмездной передаче объектов в соответствии с подп. 2.3 и 2.6 п. 2 ст. 31 Налогового кодекса РБ

86

советы юриста

91

О введении процедуры примирения в Международном арбитражном суде при БелТПП

91

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

94

Оформлять путевой лист необходимо, а его форму можно разработать самостоятельно

94

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

101

Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях?

101

книжная лавка

103

за рубежом

106

Доступность финансов для малого бизнеса: мировая практика и белорусские перспективы

106

статистическая информация

109

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп на­селения

109

Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 30 июля по 5 августа 2011 го­да

112