Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Комментируемое постановление изменило порядок применения нормы п. 5 ст. 137 НК: ее могут применять только учреждения образования, признаваемые бюджетными организациями)

Иван Данилов, экономист

Статьи по теме

08.09.2017
08.09.2017
15.09.2017
15.09.2017
15.09.2017

eщё 700 материалов по теме

Изменился порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд
 
Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд изложен в гл. 4 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция) (пп. 26–31).
Комментируемым постановлением внесены изменения в абз. 1 подп. 29.2 п. 29 Инструкции. Это связано с изменениями, внесенными с 1 января 2012 г. в п. 5 ст. 137 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Справочно: п. 5 ст. 137 НК регулирует порядок определения валовой прибыли для учреждений образования и Департамента охраны МВД и его подразделений.
 
В 2011 г. валовая прибыль (превышение доходов над расходами) определялась в виде превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами:
– дошкольными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, учреждениями, обеспечивающими получение специального образования, учреждениями внешкольного воспитания и обучения, финансируемыми из бюджета, учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, – в части осуществления видов деятельности по перечню, утвержденному Советом Министров.
Перечень из 195 видов деятельности, осуществляемых вышеперечисленными учреждениями образования, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 110.
При этом учет расходов указанными плательщиками должен был осуществляться в соответствии с расходной частью смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, составленных и утвержденных в порядке, установленном законодательством;
– Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении, – в части оказания охранных (платных) услуг организациям, не являющимся бюджетными организациями.
При этом учет расходов данными плательщиками осуществляется по перечню расходов органов внутренних дел в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и сметой расходов, включая отчисления на содержание аппарата Департамента охраны МВД, его областных (Минского городского) управлений.
В связи с этим в подп. 29.2 п. 29 Инструкции было разъяснено, что часть I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд заполняют с учетом ряда особенностей.
Так, указанные организации, определяющие налоговую базу с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 137 НК и (или) Президентом, отражали в разд. I декларации показатели:
– фактически полученных в течение налогового периода доходов по стр. 1 "Выручка (доходы) от реализации: выручка (доходы) от реализации произведенных товаров (работ, услуг); товаров, приобретенных для последующей реализации; имущественных прав, ценных бумаг (доходы от погашения ценных бумаг)";
– фактически произведенных в течение налогового периода расходов по стр. 2 "Затраты по производству и реализации произведенных товаров (работ, услуг), товаров приобретенных; имущественных прав, ценных бумаг, учитываемые при налогообложении, покупная стоимость товаров приобретенных, цена приобретения ценных бумаг";
– суммы превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами по стр. 10 "Налоговая база".
С 1 января 2012 г. валовая прибыль (превышение доходов над расходами) определяется в виде превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами:
– учреждениями образования;
– Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении, – в части оказания охранных услуг (работ) организациям, не являющимся бюджетными организациями.
С учетом изменений, внесенных постановлением МНС РБ от 12.04.2012 № 17 (далее – постановление № 17), вышеуказанные особенности заполнения стр. 1, 2 и 10 части I разд. I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд распространяются:
– на учреждения образования, являющиеся бюджетными организациями;
– Департамент охраны МВД и его подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении, в части оказания (выполнения) охранных услуг (работ) организациям, не являющимся бюджетными организациями.
Как видим, МНС в постановлении № 17уточнило новую редакцию нормы п. 5 ст. 137 НК в части учреждений образования.
Это связано с тем, что п. 5 ст. 137 НК существенно упрощает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль и значительно уменьшает сумму налога на прибыль. Поэтому планировалось, что в 2012 г. данный порядок будет действовать, как и ранее, только для бюджетных учреждений образования. Однако в Беларуси наряду с бюджетными учреждениями образования действуют и негосударственные учреждения образования. Чтобы исправить ошибку, допущенную в НК, в постановлении № 17 указано, что пользоваться нормами п. 5 ст. 137 НК могут только учреждения образования, признаваемые бюджетными организациями, а не все учреждения образования, как указано в НК.
Постановление № 17 в соответствии с Законом РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" имеет меньшую силу, чем НК. Однако это постановление прошло экспертизу в Минюсте и зарегистрировано в НРПА. Поэтому негосударственным учреждениям образования следует учитывать, что, по мнению МНС, они не имеют права пользоваться нормами п. 5 ст. 137 НК и должны определять налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном:
– п. 2 ст. 126 НК для белорусских организаций.
В этом случае валовой прибылью признают сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;
– п. 1 ст. 137 НК для некоммерческих организаций.
Валовая прибыль определяется как сумма полученной от осуществления предпринимательской деятельности прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Приопределении прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются затраты, связанные с предпринимательской деятельностью этих организаций (объединений). Некоммерческие организации должны вести раздельный учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью.
 
Справочно: учреждение образования – это юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
К образовательной деятельности относят деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемую учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
Учреждением признают организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РБ).
Таким образом, учреждениями образования могут быть не только бюджетные организации, но и негосударственные организации, нефинансируемые из бюджета.
Определение бюджетной организацией содержит п. 1 ст. 16 НК.
При этом к бюджетным организациям не относят организации:
– получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
– получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
Изменился порядок заполнения формы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций
Порядок заполнения формы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций определен в гл. 6 Инструкции (пп. 35–37).
Со 2 февраля до 8 мая 2012 г. Инструкция действовала в редакции постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1, которое дополнило Инструкцию новым подп. 36.11-2. С указанной даты в гр. 7–18 части II декларации (приложение 5 к постановлению № 82) и в гр. 3–14 таблицы "Сведения о суммах арендной платы за земельные участки с организаций, подлежащих зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения" (приложение 5 к декларации, далее – Сведения), плательщики должны были самостоятельно указывать сроки уплаты арендной платы за земельные участки в соответствии:
– с Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101);
– с договорами аренды земельных участков, зарегистрированными в установленном законодательством порядке до вступления в силу данного Указа.
С 8 мая т.г. этот подпункт следует применять в редакции постановления № 17. Он дополнен нормой, изменяющей порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.
Теперь при наличии в аренде нескольких земельных участков, находящихся в государственной собственности, за пользование которыми договорами аренды установлены сроки уплаты арендной платы, не поименованные в части II декларации и в Сведениях заполнению подлежит количество частей II и сведений, соответствующее количеству договоров аренды, устанавливающих разные сроки уплаты арендной платы.
Обращаем внимание на неточность, допущенную постановлением № 17 в абз. 1 подп. 36.11-2 п. 36 Инструкции. Дело в том, что в части II и в Сведениях сроки уплаты арендной платы не поименованы.
В абз. 2 этого же подп. 36.11-2 Инструкции указано, что в гр. 7–18 части II декларации и в гр. 3–14 Сведений плательщики должны самостоятельно указывать сроки уплаты арендной платы за земельные участки в соответствии с Указом № 101 и в соответствии с договорами аренды земельных участков, зарегистрированными в установленном законодательством порядке до вступления в силу данного Указа.
Напомним, что согласно подп. 1.10 п. 1 Указа № 101 арендная плата за земельные участки юридические лица уплачивают в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных ими в расчетах суммы арендной платы на текущий год, которые подаются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года.
Организации арендную платы за земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства, за земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы, уплачивают не позднее 15 ноября текущего года.
Садоводческие товарищества уплачивают арендную плату 1 раз в год не позднее 22 августа текущего года.
Арендная плата может быть внесена арендатором единовременно за весь период аренды земельного участка.
В то же время согласно п. 3 Указа № 101 договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления его в силу, действуют на определенных в них условиях и не требуют приведения в соответствие с этим Указом. Исключение – случаи обращения арендаторов за приведением таких договоров аренды земельных участков в соответствие с Указом № 101. При продлении таких договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 101.
Таким образом, в договорах аренды земельных участков, зарегистрированных в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 101, могут быть установлены иные сроки уплаты арендной платы за землю – ежемесячно, ежеквартально не позднее 20-го числа первого (второго, третьего) месяца каждого квартала и др.
В таких случаях (как указано в постановлении № 17) организации теперь должны будут заполнять столько частей II декларации и Сведений, сколько имеется договоров аренды, устанавливающих разные сроки уплаты арендной платы за землю.
 
Важно! По новым правилам необходимо заполнять налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2013 г., а также уточненные декларации за 2012 г., представляемые после вступления в силу постановления № 17.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.