Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Комментируемое постановление изменило порядок применения нормы п. 5 ст. 137 НК: ее могут применять только учреждения образования, признаваемые бюджетными организациями)

Иван Данилов, экономист
Изменился порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд
 
Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд изложен в гл. 4 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция) (пп. 26–31).
Комментируемым постановлением внесены изменения в абз. 1 подп. 29.2 п. 29 Инструкции. Это связано с изменениями, внесенными с 1 января 2012 г. в п. 5 ст. 137 Налогового кодекса РБ (далее – НК).

Справочно: п. 5 ст. 137 НК регулирует порядок определения валовой прибыли для учреждений образования и Департамента охраны МВД и его подразделений.
 
В 2011 г. валовая прибыль (превышение доходов над расходами) определялась в виде превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами:
– дошкольными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, учреждениями, обеспечивающими получение специального образования, учреждениями внешкольного воспитания и обучения, финансируемыми из бюджета, учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, – в части осуществления видов деятельности по перечню, утвержденному Советом Министров.
Перечень из 195 видов деятельности, осуществляемых вышеперечисленными учреждениями образования, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 28.01.2009 № 110.
При этом учет расходов указанными плательщиками должен был осуществляться в соответствии с расходной частью смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, составленных и утвержденных в порядке, установленном законодательством;

– Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении, – в части оказания охранных (платных) услуг организациям, не являющимся бюджетными организациями.

При этом учет расходов данными плательщиками осуществляется по перечню расходов органов внутренних дел в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и сметой расходов, включая отчисления на содержание аппарата Департамента охраны МВД, его областных (Минского городского) управлений.
В связи с этим в подп. 29.2 п. 29 Инструкции было разъяснено, что часть I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд заполняют с учетом ряда особенностей.
Так, указанные организации, определяющие налоговую базу с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 137 НК и (или) Президентом, отражали в разд. I декларации показатели:
– фактически полученных в течение налогового периода доходов по стр. 1 "Выручка (доходы) от реализации: выручка (доходы) от реализации произведенных товаров (работ, услуг); товаров, приобретенных для последующей реализации; имущественных прав, ценных бумаг (доходы от погашения ценных бумаг)";
– фактически произведенных в течение налогового периода расходов по стр. 2 "Затраты по производству и реализации произведенных товаров (работ, услуг), товаров приобретенных; имущественных прав, ценных бумаг, учитываемые при налогообложении, покупная стоимость товаров приобретенных, цена приобретения ценных бумаг";
– суммы превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами по стр. 10 "Налоговая база".
С 1 января 2012 г. валовая прибыль (превышение доходов над расходами) определяется в виде превышения фактически полученных в течение налогового периода доходов над фактически произведенными в течение налогового периода расходами:

– учреждениями образования;

– Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении, – в части оказания охранных услуг (работ) организациям, не являющимся бюджетными организациями.
С учетом изменений, внесенных постановлением МНС РБ от 12.04.2012 № 17 (далее – постановление № 17), вышеуказанные особенности заполнения стр. 1, 2 и 10 части I разд. I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд распространяются:

– на учреждения образования, являющиеся бюджетными организациями;

– Департамент охраны МВД и его подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении, в части оказания (выполнения) охранных услуг (работ) организациям, не являющимся бюджетными организациями.

Как видим, МНС в постановлении № 17уточнило новую редакцию нормы п. 5 ст. 137 НК в части учреждений образования.
Это связано с тем, что п. 5 ст. 137 НК существенно упрощает порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль и значительно уменьшает сумму налога на прибыль. Поэтому планировалось, что в 2012 г. данный порядок будет действовать, как и ранее, только для бюджетных учреждений образования. Однако в Беларуси наряду с бюджетными учреждениями образования действуют и негосударственные учреждения образования. Чтобы исправить ошибку, допущенную в НК, в постановлении № 17 указано, что пользоваться нормами п. 5 ст. 137 НК могут только учреждения образования, признаваемые бюджетными организациями, а не все учреждения образования, как указано в НК.

Постановление № 17 в соответствии с Законом РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" имеет меньшую силу, чем НК. Однако это постановление прошло экспертизу в Минюсте и зарегистрировано в НРПА. Поэтому негосударственным учреждениям образования следует учитывать, что, по мнению МНС, они не имеют права пользоваться нормами п. 5 ст. 137 НК и должны определять налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном:

– п. 2 ст. 126 НК для белорусских организаций.

В этом случае валовой прибылью признают сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

– п. 1 ст. 137 НК для некоммерческих организаций.

Валовая прибыль определяется как сумма полученной от осуществления предпринимательской деятельности прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Приопределении прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются затраты, связанные с предпринимательской деятельностью этих организаций (объединений). Некоммерческие организации должны вести раздельный учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью.
 
Справочно: учреждение образования – это юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).

К образовательной деятельности относят деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемую учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Учреждением признают организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РБ).

Таким образом, учреждениями образования могут быть не только бюджетные организации, но и негосударственные организации, нефинансируемые из бюджета.

Определение бюджетной организацией содержит п. 1 ст. 16 НК.

При этом к бюджетным организациям не относят организации:

– получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

– получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

Изменился порядок заполнения формы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций

Порядок заполнения формы налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций определен в гл. 6 Инструкции (пп. 35–37).

Со 2 февраля до 8 мая 2012 г. Инструкция действовала в редакции постановления МНС РБ от 02.01.2012 № 1, которое дополнило Инструкцию новым подп. 36.11-2. С указанной даты в гр. 7–18 части II декларации (приложение 5 к постановлению № 82) и в гр. 3–14 таблицы "Сведения о суммах арендной платы за земельные участки с организаций, подлежащих зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения" (приложение 5 к декларации, далее – Сведения), плательщики должны были самостоятельно указывать сроки уплаты арендной платы за земельные участки в соответствии:

– с Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101);

– с договорами аренды земельных участков, зарегистрированными в установленном законодательством порядке до вступления в силу данного Указа.

С 8 мая т.г. этот подпункт следует применять в редакции постановления № 17. Он дополнен нормой, изменяющей порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций.

Теперь при наличии в аренде нескольких земельных участков, находящихся в государственной собственности, за пользование которыми договорами аренды установлены сроки уплаты арендной платы, не поименованные в части II декларации и в Сведениях заполнению подлежит количество частей II и сведений, соответствующее количеству договоров аренды, устанавливающих разные сроки уплаты арендной платы.

Обращаем внимание на неточность, допущенную постановлением № 17 в абз. 1 подп. 36.11-2 п. 36 Инструкции. Дело в том, что в части II и в Сведениях сроки уплаты арендной платы не поименованы.

В абз. 2 этого же подп. 36.11-2 Инструкции указано, что в гр. 7–18 части II декларации и в гр. 3–14 Сведений плательщики должны самостоятельно указывать сроки уплаты арендной платы за земельные участки в соответствии с Указом № 101 и в соответствии с договорами аренды земельных участков, зарегистрированными в установленном законодательством порядке до вступления в силу данного Указа.

Напомним, что согласно подп. 1.10 п. 1 Указа № 101 арендная плата за земельные участки юридические лица уплачивают в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных ими в расчетах суммы арендной платы на текущий год, которые подаются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года.

Организации арендную платы за земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства, за земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы, уплачивают не позднее 15 ноября текущего года.

Садоводческие товарищества уплачивают арендную плату 1 раз в год не позднее 22 августа текущего года.

Арендная плата может быть внесена арендатором единовременно за весь период аренды земельного участка.

В то же время согласно п. 3 Указа № 101 договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до вступления его в силу, действуют на определенных в них условиях и не требуют приведения в соответствие с этим Указом. Исключение – случаи обращения арендаторов за приведением таких договоров аренды земельных участков в соответствие с Указом № 101. При продлении таких договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 101.

Таким образом, в договорах аренды земельных участков, зарегистрированных в установленном законодательством порядке до вступления в силу Указа № 101, могут быть установлены иные сроки уплаты арендной платы за землю – ежемесячно, ежеквартально не позднее 20-го числа первого (второго, третьего) месяца каждого квартала и др.

В таких случаях (как указано в постановлении № 17) организации теперь должны будут заполнять столько частей II декларации и Сведений, сколько имеется договоров аренды, устанавливающих разные сроки уплаты арендной платы за землю.
 
Важно! По новым правилам необходимо заполнять налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2013 г., а также уточненные декларации за 2012 г., представляемые после вступления в силу постановления № 17.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.