Ситуация 1
Организация осуществляет деятельность как в сельской местности, так и в городе. По деятельности в сельской местности она пользуется льготой по налогу на прибыль, установленной Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9).
У организации образовались курсовые разницы, связанные с деятельностью в сельской местности, которые отнесены на внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении.
Как организации правильно определить льготируемую прибыль – с учетом курсовых разниц или нет?
Льготируемая прибыль определяется без учета курсовых разниц.
В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9 установлено, что организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее – организации), находящиеся в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет в соответствии с этим Декретом (далее – особый порядок).
Справочно: для целей Декрета № 9 под сельской местностью понимается территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения.
Организации при одновременном осуществлении деятельности в сельской местности и за ее пределами, а также торговой посреднической деятельности имеют право на применение особого порядка при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности.
Организации, имеющие право на применение особого порядка, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности, за исключением прибыли, полученной от торговой посреднической деятельности (подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9).
Для белорусских организаций валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) определяют как положительную (отрицательную) разницу между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемыми при налогообложении (п. 1 ст. 127 НК).
Для целей НК внереализационными расходами признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).
Внереализационные расходы определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражают, как правило, в том налоговом периоде, в котором они фактически были понесены плательщиком.
В частности, в состав внереализационных расходов включают отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном Декретом Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц".
Таким образом, для целей налогообложения курсовые разницы, связанные с деятельностью организации в сельской местности, не уменьшают льготируемую согласно Декрету № 9 прибыль, а относятся на уменьшение прибыли, подлежащей налогообложению.
Ситуация 2
У организации на балансе находится общежитие, которое является структурным подразделением без обособленного баланса. Организация в апреле 2012 г. огородила забором земельный участок, на котором находится здание общежития.
Может ли организация по построенному забору применить амортизационную премию?
Нет, не может.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяют на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражают в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом ряда особенностей (п. 2 ст. 130 НК).
В составе затрат, учитываемых при налогообложении, отражают амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации (подп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК).
Кроме того, плательщик имеет право на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (за исключением принятия в качестве объекта по договорам аренды (лизинга), доверительного управления) и (или) нематериальных активов включить в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, часть их первоначальной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете на дату принятия к учету.
Таким образом, применение амортизационной премии возможно только по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности.
При налогообложении не учитывается ряд затрат, в т.ч. суммы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, неиспользуемым в предпринимательской деятельности, а также по основным средствам, не находящимся в эксплуатации (подп. 1.14 п. 1 ст. 131 НК).
Поэтому амортизационные отчисления по забору не следует включать в затраты, учитываемые при налогообложении, и по данному забору организация не может применить амортизационную премию.
Ситуация 3
Государственный концерн за счет средств инновационного фонда построил производственное здание и безвозмездно передал его для эксплуатации РУП, входящему в состав концерна.
Кто имеет право на льготу по налогу на недвижимость, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК?
В данной ситуации никто не имеет права на льготу.
От налога на недвижимость освобождаются впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение 1 года с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК).
Приемку в эксплуатацию объектов необходимо оформить актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 6 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее – Положение)).
Датой приемки в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (п. 8 Положения). Поэтому по зданиям и сооружениям, впервые введенным в действие, льгота, установленная подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, может быть применена только один раз с даты подписания акта приемки завершенного строительством объекта приемочной комиссией.
Причем право на указанную льготу имеют только те организации, которые впервые ввели в эксплуатацию здания и сооружения.
Такая льгота не предоставляется организациям, получившим на основании договоров куплипродажи, мены или безвозмездной передачи здания и сооружения у организаций, которые впервые ввели их в эксплуатацию.
Следовательно, в данной ситуации право на льготу по налогу на недвижимость, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, имеет государственный концерн, который ввел в эксплуатацию построенное здание. Однако он не сможет воспользоваться льготой, так как после ввода здания в эксплуатацию оно было безвозмездно передано РУП.
РУП, получившее здание, не сможет воспользоваться льготой, поскольку не оно впервые ввело это здание в эксплуатацию.
Для того чтобы получить льготу в полном объеме, государственному концерну надо было построенное здание передать безвозмездно РУП как объект незавершенного строительства. РУП при вводе здания в эксплуатацию могло бы не платить налог на недвижимость по этому зданию в течение года с момента его ввода в эксплуатацию.
Ситуация 4
Организация подрядным способом строит водонапорную башню за счет собственных средств. Сроки строительства превысили нормативные.
Должна ли она в данном случае уплачивать налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство?
Нет, не должна.
Не признают объектом обложения налогом на недвижимость у организаций здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства в части стоимости строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК).
Водонапорная башня строится не за счет бюджетных средств и не собственными силами, поэтому она является объектом обложения налогом на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство.
В то же время следует учитывать, что на основании подп. 1.5 п. 1 ст. 186 НК от налога на недвижимость освобождаются здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Президентом.
Такой перечень утвержден Указом Президента РБ от 20.03.2009 № 144 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Указ № 144). В частности, в него входят здания и сооружения систем оборотного и повторного водоснабжения, предназначенные для сбора, хранения, накопления, перекачки и транспортировки воды, в т.ч. приемные камеры, резервуары, баки, водонапорные башни, пруды, бассейны, насосные станции и другие подобные сооружения, сети водопроводные (трубопроводы) и водоводы с колодцами, камерами, колонками, гидрантами и прочим оборудованием (подп. 1.3 п. 1 перечня, утвержденного Указом № 144).
На практике возникает вопрос: касается ли эта льгота только налога на недвижимость за здания, сооружения, машино-места или распространяется в т.ч. на налог на недвижимость за сверхнормативное незавершенное строительство?
Для ответа на него обратимся к определению объекта обложения налогом на недвижимость.
Объектами обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
Таким образом, под зданиями и сооружениями понимаются в т.ч. здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства.
Справочно: зданиями и сооружениями сверхнормативного незавершенного строительства являются здания и сооружения, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией (п. 1 ст. 185 НК).
Исходя из вышеизложенного здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Указом № 144, в т.ч. водонапорная башня, освобождаются от налога на недвижимость.