Куда отнести госпошлину при государственной регистрации недвижимого имущества?

Владимир Васильев, экономист

Многие операции в бухгалтерском и налоговом учете проводят по-разному. При этом различий с каждым годом становится все больше. Но всегда ли это оправданно? Об этом размышляет автор статьи на примере учета госпошлины при государственной регистрации недвижимого имущества.

Сплошь и рядом ведутся строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов недвижимости, купля-продажа, обмен помещениями на вторичном рынке недвижимости.
В результате обладатель недвижимого имущества должен узаконить право собственности на приобретенное тем либо иным способом помещение в установленном законодательством порядке, поскольку государственной регистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РБ).
Вопросы регистрации права собственности на объекты недвижимости регулирует Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон № 133-З).
Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, в т.ч. жилые, причисляют к объектам недвижимости, в отношении которых осуществляется процедура государственной регистрации (п. 1 ст. 3 Закона № 133-З).
При этом удостоверение регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также выдача регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним дубликатов удостоверенных документов являются объектами обложения государственной пошлиной (подп. 1.6 п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств признают сумму фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию (п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001№ 118 (далее – Инструкция № 118)).
Расходы по регистрации объектов недвижимости можно признать иными затратами, которые непосредственно связаны с приобретением и доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Таким образом, расходы по государственной регистрации объекта недвижимости, понесенные до даты принятия объекта в состав основных средств, в бухгалтерском учете организации должны отражаться на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" и затем включаться в первоначальную стоимость объекта недвижимости.

Отметим, что расходы по регистрации объектов недвижимости, включенные в первоначальную стоимость объекта основных средств, в целях налогообложения прибыли признают затратами, связанными с приобретением и (или) созданием амортизируемого имущества, и не учитывают при налогообложении прибыли в составе текущих затрат на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК.

При этом такие расходы могут быть впоследствии учтены при исчислении налога на прибыль посредством начисления амортизационных отчислений по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации.

Как уже было отмечено выше, законодательство о бухгалтерском учете точно определяет, что расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при регистрации объекта недвижимости до его ввода в эксплуатацию, следует включать в его первоначальную стоимость.

А что говорит по этому поводу налоговое законодательство?

Пунктом 1 ст. 260 НК установлено, что суммы государственной пошлины организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

При этом данная норма при отнесении расходов на затраты не устанавливает зависимости от объекта обложения государственной пошлиной и не дает отсылочных норм на иные статьи НК, а четко предусматривает порядок учета государственной пошлины в налоговом учете.

Таким образом, существует различие в применении норм бухгалтерского и налогового учета государственной пошлины в соответствии с п. 1 ст. 260, подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК и Инструкцией № 118.

Отметим, что исходя из норм ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" НК имеет бóльшую юридическую силу по отношению к Инструкции № 118. Исходя из этого нет гарантии, что при проверке отнесенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на увеличение стоимости недвижимого имущества государственная пошлина по его регистрации не будет единовременно отнесена на затраты организации, учитываемые при налогообложении.

По мнению автора, решение данной проблемы довольно простое: достаточно внести соответствующие изменения в ст. 260 НК и более четко определить, какие суммы государственной пошлины можно не относить на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

В качестве примера можно привести ст. 203 НК, определяющую порядок налогового учета земельного налога. В соответствии с указанной статьей суммы земельного налога организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав, учитываемые при на-логообложении. Однако по возводимым объек-там суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.

Так почему бы не предусмотреть нечто подобное и в отношении государственной пошлины?

Понятно, что бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций могут различаться. Но все же насколько оправданно разводить "по разным углам" эти 2 учета и делать наше законодательство более сложнымдля бухгалтера?
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 22 июнь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

Прямая линия

9

Отчисления в ФСЗН: поможем найти правильное решение

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

13

Бухгалтерский учет

13

О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 4  

13

Государственное регулирование

14

О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329

14

Труд и социальная защита

23

О введении корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

23

Комментарии

25

Формирование розничных цен на продукты, реализуемые в розлив в объектах общественного питания учреждений образования Минска

25

Предварительное информирование о ввозе товаров: с 17 июня это обязательно для всех транспортных организаций – перевозчиков

29

МНС РБ разъясняет

33

Налогообложение стоимости детских путевок

33

О налогообложении товаров, реализованных населению на выставках-ярмарках в Российской Федерации

35

Минстройархитектуры РБ разъясняет

38

Об отчислениях в инновационный фонд

38

О расчетах за выполненные работы при превышении сроков строительства

39

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

41

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

43

Бухгалтерский и налоговый учет процентов по кредитам и займам

43

ВОПРОС – ОТВЕТ

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на прибыль и налог на недвижимость: особенности исчисления

50

Налог на прибыль: типичные нарушения, совершаемые плательщиками при исчислении налога

53

Бытовое обслуживание: практика применения налоговых льгот, установленных Президентом

57

Правильно исчисляйте налог при УСН: практические рекомендации бухгалтеру

60

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО-2012

72

Актуальные вопросы приема наличных денежных средств

72

практикум для БУХГАЛТЕРА

79

Особенности зачета (возврата) излишне удержанного и удержания неудержанного (не полностью удержанного) подоходного налога

79

Обороты за пределами Республики Беларусь: порядок заполнения строки 9 налоговой декларации по НДС

84

мнения специалистов

91

Законодательство не запрещает внесение дополнений в учетную политику

91

У ВАС ПРОВЕРКА

93

Административная ответственность за нарушения налогового законодательства: налоговая практика

93

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

98

Разбираем практическую ситуацию

98

Не во всех случаях организации должны были составлять статистический отчет 1-отходы за 2011 год

98

Налогообложение выручки при переходе с 1 января 2012 года с упрощенной системы налогообложения на общую

100

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

106

Куда отнести госпошлину при государственной регистрации недвижимого имущества?

106

события. подробности

108

статистическая информация

108

Организациям игорного бизнеса необходимо доплатить налог!

108

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

108

РЕКЛАМА

110

бухгалтеру на заметку

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

110

Курсы валют за период с 19 мая по 8 июня 2012 года

111