Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Предварительное информирование о ввозе товаров: с 17 июня это обязательно для всех транспортных организаций –
перевозчиков

(Комментарий к решению КТС № 899 и иным документам, регулирующим таможенное законодательство)

Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист

Белорусские организации уже не первый год знают о возможности представления предварительной информации о ввозимых товарах (далее – предварительная информация). На сегодняшний день такую информацию представляют примерно в 35 % случаев ввоза товаров.
Однако с 17 июня 2012 г. представление предварительной информации станет не возможностью, а обязанностью. Это связано со вступлением в силу с указанной даты решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом" (далее – решение № 899), которым и вводится данное обязательство. В комментарии рассмотрены порядок и особенности представления такой информации.

 

Статьи по теме

eщё 700 материалов по теме

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА ТАМОЖЕННОМУ ОРГАНУ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 2 ЧАСА ДО ПРИБЫТИЯ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Рассмотрим подробнее, какие требования необходимо будет выполнить белорусским транспортным организациям при представлении предварительной информации. При этом следует учитывать положения не только решения № 899, но и Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21.05.2010 (далее – Соглашение).
Соглашение содержит общую норму о том, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в т.ч. таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица (далее – заинтересованные лица), могут представлять таможенным органам государств – членов Таможенного союза в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории (далее – предварительная информация).
 
Соглашение устанавливает также исключительные случаи, когда представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется. Это касается:
1) товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
2) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
3) товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 Таможенного кодекса Таможенного союза (к таким категориям лиц относят дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, а также отдельные категории иностранных лиц, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами);
4) товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
5) воинских грузов.
Предварительная информация должна быть представлена на языке государства – члена Таможенного союза, за исключением условных обозначений, используемых таможенными органами в качестве классификаторов.
Справочно: таможенные органы используют классификаторы, утвержденные решением КТС от 20.09.2010 № 378 и постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48.
 
Одной из важнейших норм Соглашения и решения № 899 является то, что предварительная информация должна быть представлена не менее чем за 2 часа до прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Соглашением и решением № 899 предусмотрены различия в объеме сведений, которые должны быть представлены в предварительной информации, в зависимости от того, где товары, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, будут помещены под таможенную процедуру таможенного транзита:
– в месте прибытия;
– в ином месте.
Рассмотрим различия в таком объеме сведений в виде таблицы.
 
В месте прибытия товаров таможенные органы государств – членов Таможенного союза сопоставляют предварительную информацию со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах.
В случае несоответствия сведений, содержащихся в базах данных предварительной информации таможенных органов государств – членов Таможенного союза, сведениям, содержащимся в документах, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются при принятии решения о применении форм таможенного контроля в отношении представленных товаров с использованием системы управления рисками.
Важно! При представлении предварительной информации в объеме, установленном для помещения ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия, и отсутствии расхождения предварительной информации и сведений, содержащихся в документах, применяемых в качестве транзитной декларации, представленную предварительную информацию используют в качестве электронной копии транзитной декларации.
Для сроков доставки грузов важным является положение решения № 899 о том, что принятие решения о выпуске данных товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется не позднее 2 часов с момента регистрации транзитной декларации при условии отсутствия риска несоблюдения норм законодательства Таможенного союза.
Могут возникнуть ситуации, когда:
1) заинтересованное лицо не представило предварительную информацию и прибыло в место прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
В данном случае заинтересованное лицо должно представить в информационную систему таможенных органов государства – члена Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, информацию в зависимости от предполагаемых в дальнейшем таможенных операций в объеме, установленном решением № 899, в течение ближайших 2 часов. Только после этого таможенные органы будут принимать решение о проведении таможенного контроля (на основе результатов анализа представленных сведений);
2) предварительная информация не может быть по техническим причинам получена таможенным органом государства – члена Таможенного союза.
Таможенные операции в отношении представленных товаров в этом случае проводятся в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННЫЙ БЕЛОРУССКИМ ТАМОЖЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
В Республике Беларусь порядок представления предварительной информации определен постановлением ГТК РБ от 04.09.2007 № 95 (далее – постановление № 95).
Данную процедуру условно можно разделить на предварительный этап – получение допуска для использования процедуры – и основной – непосредственное представление таможенным органам информации о товарах.
Порядок действий заинтересованного лица на этапе получения допуска к процедуре представления предварительной информации
Начальным этапом получения допуска к данной процедуре является подача в ГТК письменного заявления произвольной формы, в котором сообщается о готовности информационного взаимодействия с таможенными органами РБ. В заявлении необходимо указать наличие аппаратных, программных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения и средств защиты информации, удовлетворяющих техническим условиям.
Далее ГТК в течение 15 рабочих дней рассматривает поданное заявление. В случае если на основании заявления делается вывод о соответствии технических возможностей заинтересованного лица техническим условиям, ему сообщают о дате проверки готовности его информационной системы к организации взаимодействия с информационной системой таможенных органов.
Если проверка дала положительный результат, данные о лице включают в специальный реестр заинтересованных лиц, который ведет ГТК. При этом лицу присваивают уникальный код идентификации (далее – УКИ), который оно будет в дальнейшем использовать при представлении предварительной информации. УКИ носит конфиденциальный характер и предоставляется исключительно заинтересованному лицу.
Алгоритм действий заинтересованного лица непосредственно при представлении предварительной информации о товарах
Обращаем особое внимание на то, что представлять предварительную информацию необходимо в Минскую центральную таможню.
В постановлении № 95 перечислены случаи, когда представленная предварительная информация может быть не принята:
1) представление информации менее чем за 2 часа до перемещения товаров через границу;
2) отсутствие необходимых сведений, об объеме которых шла речь выше;
3) представление предварительной информации в структуре и формате, не соответствующих техническим условиям;
4) выявление иных ошибок.
При непринятии таможенными органами представленной предварительной информации заинтересованному лицу направляют электронное сообщение с указанием причин такого непринятия.
Если же представленная информация принимается и результат форматно-логического контроля положительный, то ей присваиваютуникальный идентификационный номер перевозки (далее – УИНП).
После присвоения УИНП заинтересованному лицу направляют электронное сообщение, в котором и содержится этот номер.
Далее полученная предварительная информация пересылается на ПТО, через который будут перемещаться товары.
Таким образом, схема передачи информации выглядит следующим образом.
 
Из данной схемы становится понятным, что к моменту перемещения товаров через таможенную границу сведения о них уже будут на том ПТО, на котором и будет проходить их таможенное оформление.
УИНП для идентификации информации должен быть указан на товарно-транспортной накладной, которая представляется в пункте ввоза при перемещении товаров.
Если УИНП на товарно-транспортной накладной и в базе данных таможенных органов соответствуют друг другу, то в отношении товаров осуществляют следующие операции контроля:
1) сравнение сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах (далее – документы), представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации;
2) проверка соблюдения запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также проведение контроля в рамках системы анализа и управления рисками.
 
Справочно: запреты и ограничения в рамках Таможенного союза установлены Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденным решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
 
3) выполнение иных действий, установленных законодательством РБ.
 
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.