Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Данилов И. С 27 марта действует Единый перечень административных процедур, осуще­ствляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Ком­ментарий к постановлению Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156)

Иван Данилов, экономист

Статьи по теме

08.09.2017
08.09.2017
15.09.2017
15.09.2017
15.09.2017

eщё 700 материалов по теме

27 марта вступило в силу постановление Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – постановление № 156). Оно утвердило Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Единый перечень). Отметим, что в указанный документ вошли не все административные процедуры, применяемые до 27 марта т.г. Кроме того, постановление № 156 регулирует не все процедуры. Некоторые из них регламентируются иными актами законодательства.

Единый перечень объединил все ранее действовавшие перечни административных процедур

В Едином перечне объединены и систематизированы ранее действовавшие перечни административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности:

– налоговыми и таможенными органами;

– Минфином и подчиненными ему государственными организациями;

– Минторгом;

– Минюстом и подчиненными ему организациями;

– Минсельхозпродом и подчиненными ему государственными организациями;

– Минприроды и его территориальными органами;

– Минкультуры;

– Минобразованием и подчиненными ему государственными организациями;

– Минстройархитектуры и подчиненными ему государственными организациями;

– Минэкономики;

– Минздравом и подчиненными ему государственными организациями, территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;

– МВД и территориальными органами внутренних дел;

– Мининформом;

– Минспорта;

– Госкомимуществом и подчиненными ему организациями;

– МЧС;

– Минтруда и соцзащиты;

– МИД;

– Минтрансом и подчиненными ему государственными организациями;

– Госкомстандартом и подчиненными ему государственными организациями;

– Госкомитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями;

– организациями Минлесхоза;

– Управлением делами Президента РБ и подчиненными ему организациями;

– Минсвязи и подчиненными ему государственными организациями;

– концернами "Белгоспищепром", "Белнефтехим", "Беллегпром";

– органами государственной статистики;

– Белорусским государственным объединением по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов и организациями, входящими в его состав;

– государственными организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго" и государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз".
 
Справочно: процедуры, осуществляемые налоговыми органами, изложены в гл. 1 Единого перечня (например, порядок постановки на учет в налоговых органах с выдачей извещения о присвоении УНП для некоторых иностранных организаций, порядок выдачи справок об уплате налогов и сроки их действия и т.д.)

Постановлением № 156 определен перечень процедур, не подпадающих под его действие

Не все осуществляемые на территории Республики Беларусь административные процедуры вошли в Единый перечень. Действие постановления № 156 не распространяется на целый ряд отношений, среди которых, в частности, отношения:

1) возникающие в связи с осуществлением деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами).

Данные вопросы регулируются указами Президента РБ:

– от 16.02.2012 № 71 "О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)" (вступает в силу с 1 мая 2012 г.);

– от 07.12.2009 № 593 "О некоторых вопросах деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), и экспортного контроля";

– от 17.07.2006 № 460 "О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)".
 
Справочно: Указом № 460 утверждены, в частности, Положение о порядке лицензирования в Республике Беларусь ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг) и Положение о порядке оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг);
 
2) связанные с изъятием и предоставлением земельных участков.

Эти вопросы регулируются Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" и утвержденными им положениями:

– о порядке изъятия и предоставления земельных участков;

– порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);

– порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;

– порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;

3) связанные с лицензированием отдельных видов деятельности.

Данные вопросы регулируются Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 и утвержденным им Положением о лицензировании отдельных видов деятельности;

4) связанные с государственной регистрацией юридических лиц.

Такие вопросы регулируются Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" и утвержденными им положениями:

– о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

– ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования;

5) регулируемые Гражданским и Хозяйственным процессуальными кодексами, Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях;

6) регулируемые гражданским законодательством в части договорных и иных обязательств, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами;

7) регулируемые банковским, налоговым, таможенным законодательством, законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Важно! Несмотря на оговорку в п. 2 постановления № 156 о нераспространении действия этого постановления на процедуры, регулируемые налоговым и таможенным законодательством, в Единый перечень включены многие (хотя и не все) административные процедуры, совершаемые налоговыми и таможенными органами. Например, подп. 1.9 п. 1 Единого перечня содержит порядок получения иностранной организацией или ее налоговым агентом справки об уплате налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Ранее такой порядок определялся п. 34 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399.

В подп. 1.10 п. 1 Единого перечня для иностранной организации определен порядок получения справки, подтверждающей сумму уплаченного в бюджет налога на прибыль иностранной организацией. Ранее такой порядок определялся п. 35 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 № 1399;
 
8) возникающие при организации и проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности (в т.ч. налоговых).

Данные отношения регулируются, в частности, Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", Налоговым кодексом РБ (далее – НК) и иными актами законодательства;

9) связанные с оказанием индивидуальной государственной поддержки.

Такие вопросы регулируются Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" и утвержденными им положениями:

– о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита;

– порядке установления нормативного распределения выручки;

– порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи;

– порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды;

– порядке понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставления отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;

– порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами;

10) связанные с государственными закупками, а также предоставлением прав, имущества и (или) услуг, осуществляемым посредством проведения конкурсов или аукционов.

Данные вопросы регулируются, в частности, постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок", которым утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;
 
От редакции:

Через 3 месяца после официального опубликования вступает в силу постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств". Исключение – пп. 4–6, 8, 11, вступающие в силу после официального опубликования (п. 11 постановления № 229).

Действие документа распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, госорганы и другие юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, а также на организации, в уставных фондах которых более 25 % акций находятся в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальной единицы.

Указанные  юрлица самостоятельно определяют порядок организации и проведения процедур закупок. При этом они обязаны учитывать  требования постановления.

Например,  при применении процедуры закупки из одного источника организация обязана осуществлять закупки у производителей, их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны и невозможны, а  при применении конкурентной процедуры и участия в ней производителя или его сбытовой организации (официального торгового представителя) организация обязана отстранить от участия в процедуре закупки посредника, если цена его продукции не ниже цены продукции, предлагаемой производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем).
 
11) связанные с предоставлением юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям денежных средств из республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.

Эти отношения регулируются Бюджетным кодексом РБ и иными акты бюджетного законодательства.
 
Важно! Государственным органам предписано не допускать установления и осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах и международных договорах Республики Беларусь, решениях Президента и Совета Министров (подп. 3.2 п. 3 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь").

Не все ранее действовавшие административные процедуры вошли в Единый перечень

Отметим, что число процедур в Едином перечне по сравнению с ранее действовавшим законодательством сокращено.

Например, в него не включены такие процедуры, совершаемые налоговыми органами, как принятие решения о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) и принятие решения о возможности уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Связано это с изменениями, внесенными в НК Законом РБ от 30.12.2011 № 330-З (далее – Закон № 330-З).

Так, согласно Закону № 330-З, вступившему в силу с 1 января 2012 г., принимать решение о переходе на УСН можно до самого конца года, предшествующего году, с которого планируется ее применение. О своем решении о переходе на УСН достаточно не позднее 31 декабря уведомить налоговый орган по форме, приведенной в приложении 21 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами)" (далее – постановление № 82).
 
Справочно: ранее плательщики были обязаны не позднее 30 ноября подать в налоговый орган соответствующее заявление, на основании которого налоговым органом принималось административное решение о переходе на УСН.
 
Похожее изменение произошло и в отношении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции. Так, до 2012 г. организация, изъявившая желание применять единый налог, была обязана не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого она желала применять данный налог, представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление и необходимые сведения по установленной форме. На основании поданного заявления налоговый орган в 10-дневный срок со дня подачи организацией заявления и сведений принимал решение о возможности применения организацией единого налога или мотивированно отказывал в его применении (если не были соблюдены необходимые условия), о чем извещалась организация. В настоящее время организации, желающей применять единый налог, достаточно не позднее 15-го числа 1-го месяца квартала, с которого она желает применять единый налог, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции по форме, установленной в приложении 20 к постановлению № 82.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.