Криштапович М., Хотько А. Что год текущий нам готовит?

Михаил Криштапович, член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Александр Хотько, помощник члена Совета Республики, канд. экон. наук, доцент
В основе формирования республиканского бюджета на 2012 г. лежат макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 г.: ВВП – 508 500–512 400 млрд. руб.; индекс роста ВВП – 105,0–105,5 %; сводный индекс цен оптового товарооборота (индекс-дефлятор) ВВП – 171,0–171,5 %; инфляция (в среднем за год) – 164,8 – 165,1 %; индекс роста цен производителей промышленной продукции (в среднем за год) – 172,0–173,0 %; индекс роста реальной заработной платы – 104,2 %; среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем за год) – 2 676 тыс. руб.; объем внешней торговли товарами и услугами – 106,3–106,8 %; объем экспорта и импорта товаров и услуг соответственно – 111,6–112,3 % и
101,4–101,6 %.
 
Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь на 2012 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, другими нормативными правовыми актами.

В частности, для уменьшения налоговой нагрузки на экономику и дальнейшего упрощения налоговой системы снижена ставка налога на прибыль с 24 % до 18 %. Одновременно изменены подходы к налоговомустимулированию инвестиций, в т.ч. введены система ускоренной амортизации и механизм переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений.

Для повышения конкурентоспособности экономики, развития рынка ценных бумаг прибыль организаций, полученная от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если удельный вес такой прибыли составляет более 50 %) освобождена от налога на прибыль. Установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % в отношении прибыли организаций, полученной от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства. Кроме того, подлежит освобождению от налогообложения эмиссионный доход, полученный при первичном размещении ценных бумаг.

Уменьшена налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на 1 процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 % до 7 % без уплаты НДС и с 6 % до 5 % с уплатой НДС).

Для дальнейшего совершенствования порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, усиления в бюджете 2012 г. роли ресурсных платежей предусмотрено применение ставки налога за добычу нефти в долларах США в зависимости от уровня мировых цен на нефть.

Введена комбинированная ставка налога за добычу (изъятие) соли калийной, включающая ставку в твердой сумме за добычу 1 т природного ресурса и ставку в процентах от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь.

Основные показатели республиканского бюджета на 2012 г. утверждены: по доходам – в сумме 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП), или 186,3 % по отношению к 2011 г.; по расходам соответственно – 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП) и 183,3 % к предыдущему году. Предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 0 руб. при 800,0 млрд. руб., или 1,6 % к ВВП, в 2011 г.

Доходы бюджета

Основная доля в доходах республиканского бюджета в 2012 г. приходится на налоговые доходы – 90,0 %, или с ростом на 4,9 пункта по отношению к предыдущему году. Удельный вес неналоговых доходов запланирован на уровне 10,0 % и соответственно на 4,9 пункта ниже 2011 г.

В свою очередь, наибольшую долю в составе налоговых доходов занимают налоги на товары (работы, услуги) – 54,0 %, в т.ч. НДС и акцизы соответственно – 36,0 % и 12,2 %; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 27,4 %, из них на ввозные таможенные пошлины приходится 14,6 %; налоги на доходы и прибыль – 5,14 %, в т.ч. налоги на прибыль – 5,13 %; другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы – 3,5 %.

Расходы бюджета

Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и оптимизации уровня его дефицита.

Согласно действующему законодательству средства республиканского бюджета направляются на финансирование общегосударственных расходов, национальной обороны, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, функционирование и развитие организаций социальной сферы республиканского подчинения, реализацию государственной политики и поддержку отраслей национальной экономики, другие расходы республиканского значения.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на 2012 г. занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность" – 44 370 млрд. руб., или 47,8 % от его объема. Темпы роста расходов по отношению к прошлому году составят 186,1 %.

Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 2 310 млрд. руб., или с ростом к 2011 г. 179,5 %, и составят 2,5 % от расходов бюджета.

В текущем году расходы республиканского бюджета в сфере международной деятельности определены в сумме 1 435 млрд. руб., или с ростом к прошлому году 173,6 %.

На обслуживание государственного долга в 2012 г. прогнозируются ассигнования в объеме 7 107 млрд. руб. (7,7 % от расходов республиканского бюджета и 16,0 % – от расходов на общегосударственную деятельность), из которых основная часть – 5 937 млрд. руб. направляется на обслуживание внешнего государственного долга (с ростом 246,5 %).

Немногим менее 2/3 (62,0 %) из запланированных на общегосударственную деятельность расходов предусмотрено направить в качестве межбюджетных трансфертов (27 506 млрд. руб., или 162,1 % к уровню 2011 г.).

В 2012 г., как и во все последние годы, расходы государства носят социально ориентированную направленность. Так, в текущем году в социальную сферу Республики Беларусь из средств республиканского бюджета запланировано направить 18 946 млрд. руб.,или 20,4 % от всех его расходов, при 10 637 млрд. руб. и 21,0 % в 2011 г. (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). В силу того что социальная сфера в большей мере финансируется из средств местных бюджетов, объем запланированных расходов на эту сферу существенно возрастает – до 59 462 млрд. руб. (41,9 % от средств консолидированного бюджета). С учетом поступлений из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (47 246 млрд. руб.) расходы страны на социальную сферу составят 106 708 млрд. руб., или 20,9 % ВВП. С учетом средств, направляемых в социальную сферу субъектами хозяйствования и общественными организациями, названные объемы будут еще более значительны.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу в 2012 г. занимают ассигнования по разделу "Социальная политика" – 8 857 млрд. руб., или 9,6 % от его расходов. Весомую долю в данном разделе составляют расходы на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации банкам потерь, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 4 686 млрд. руб., или 52,9 % от расходов на социальную политику и 5,1 % от расходов бюджета. Значительную часть средств на социальную политику запланировано направить на пенсионное обеспечение военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета госконтроля – 3 697 млрд. руб., что составляет 41,7 % от расходов по разделу "Социальная политика" и 4,0 % всех расходов республиканского бюджета.

Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 4 617 млрд. руб., или 5,0 % его расходов. С учетом расходов местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств на образование возрастает до 23 752 млрд. руб., т.е. более чем в 5,1 раза.

В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в размере 3 791 млрд. руб., что составляет 20,9 % от общего объема ассигнований на здравоохранение. Основным источником расходов на здравоохранение являются местные бюджеты – 14 370 млрд. руб.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" предусмотрены в сумме 863 млрд. руб., или 1,7 % от его объема. С учетом расходов местных бюджетов общий объем финансирования по данному разделу составит 4 687 млрд. руб.

В 2012 г. на поддержку отраслей национальной экономики из средств республиканского бюджета запланировано выделить16 880 млрд. руб., что на 83,7 % выше уровня 2011 г. В то же время удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 25,5 % в 2010 г. до 18,16 % и 18,19 % соответственно в 2011 г. и 2012 г.

Наибольший удельный вес в расходах на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление из средств республиканского бюджета в текущем году выделяется 6 739 млрд. руб. (с ростом 168,6 % к 2011 г.), что составляет 39,9 % от суммы, направляемой на национальную экономику, и 7,3 % от объема республиканского бюджета.

Основная часть указанных средств (4 580 млрд. руб., или около 68 %) предусматривается на компенсацию потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям АПК, льготирование процентов по кредитам, полученным организациями Минсельхозпрода.

Значительная часть средств – 1 401 млрд. руб. (20,8 %) будет направлена на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, из которых 994 млрд. руб. запланировано на реализацию государственных программ.

На финансирование топлива и энергетики из республиканского бюджета в текущем году направляется 3 582 млрд. руб. (с ростом к 2011 г. 317,4 %), что составляет около 3,9 % его расходов.

В 2012 г. расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры прогнозируются в сумме 2 597 млрд. руб., или 189,4 % к уровню 2011 г. и 237,2 % – к 2010 г. Удельный вес ассигнований по данному подразделу в расходах бюджета 2012 г. предусмотрен на 0,1 процентных пункта выше уровня 2011 г. и на 0,4 процентных пункта ниже 2010 г.

Существенную часть из этих средств (1 584 млрд. руб.) в текущем году предполагается направить на государственную поддержку юридическим лицам отраслей промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения (компенсации) процентов по предоставленным банками кредитам.

На дорожное хозяйство в 2012 г. выделяется 2 127 млрд. руб., или 2,3 % объема средств республиканского бюджета.

Что же касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли экономики, то следует отметить, что финансирование их планируется в небольших размерах. Так, в 2012 г. на лесное хозяйство запланировано 649 млрд. руб., транспорт и связь – 458 млрд. руб. и 262 млрд. руб., или соответственно 0,7 %, 0,5 % и 0,3 % от расходов республиканского бюджета.

Следует заметить, что незначительное бюджетное финансирование ряда отраслей материального производства в условиях переходной экономики и ограниченности бюджетных средств является вполне обоснованным и закономерным. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима. В первую очередь бюджетные ассигнования должны выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентоспособной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.

На национальную оборону из средств республиканского бюджета в 2012 г. направляется 4 606 млрд. руб., что составляет 4,96 % от объема его расходов. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделяется 7 374 млрд. руб. (7,95 %). При этом удельный вес расходов на национальную оборону запланирован на 0,08 процентных пункта выше уровня 2011 г.; на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – на 0,11 процентных пункта ниже.

На охрану окружающей среды в республиканском бюджете предусмотрено 532,0 млрд. руб., или 0,57 % его расходов на текущий год.

С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастает до 962,0 млрд. руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере64,0 млрд. руб. (0,07 %). Основной объем расходов на эти цели приходится на местные бюджеты – 9 194 млрд. руб.

Дефицит бюджета и государственный долг

На 2012 г. планирование республиканского бюджета произведено на бездефицитной основе.

Размер внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета планируется в объеме 450,3 млрд. руб.

Общая сумма платежей по погашению внутреннего государственного долга составит 2 892,7 млрд. руб.

Объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета составит 450,3 млрд. руб. (эквивалентно 53,0 млн. долл. США).

В текущем году предусмотрено использование (привлечение) кредитов международных финансовых организаций (кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС) в размере 7 480,0 млрд. руб., что эквивалентно 880,0 млн. долл. США.

Общая сумма платежей по погашению внешнего государственного долга предусматривается в объеме 918,4 млн. долл. США (эквивалентно 7 806,0 млрд. руб.).

Согласно Закону о республиканском бюджете на 2012 г. лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в объеме 34 трлн. руб. (7,0 % к ВВП); лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 20 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 14,3 млрд. долл. США (24,9 % к ВВП); лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 5 млрд. долл. США.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 14 апрель 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли применить аналогичный подход к определению выручки от реализации работ, услуг при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Тарифы и цены

10

Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства и внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 февраля 2012 г. № 7 (Постановление Минздрава РБ от 06.03.2012 № 13)

10

бухгалтеру на заметку

11

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Комментарии

15

Филатова Т. Налогообложение доходов иностранных организаций из источников в Республике Беларусь: новации 2012 года (Комментарий к ст. 146 Налогового кодекса РБ, в ред. Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З)

15

Толкун И. Практические аспекты перехода от Временного классификатора к постановлению № 161 (Комментарий к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161)

21

Дубинский Н. Возврат товара иностранному партнеру должен быть аргументированным (Комментарий к Положению о приемке товара по количеству и качеству от 03.09.2008 № 1290)

24

Рощина Н. 2012 год: что изменилось в порядке исчисления пени (Комментарий к изменениям, внесенным в ст. 52 Налогового кодекса РБ)

27

Шулековский В. Некоторые вопросы применения норм валютного законодательства (Комментарий к постановлению Нацбанка РБ от 24.08.2010 № 355)

33

Данилов И. С 27 марта действует Единый перечень административных процедур, осуще­ствляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Ком­ментарий к постановлению Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156)

37

Криштапович М., Хотько А. Что год текущий нам готовит?

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Недоступ А. При ввозе товаров из государств – членов Таможенного союза правильно заполняйте налоговые документы

50

Филатова Т. Во избежание двойного налогообложения иностранная организация должна получить справку об уплате налогов в Бела­руси

56

Павлова А. Подоходный налог при отчуждении имущества

62

У ВАС ПРОВЕРКА

71

Павлова А. Подоходный налог: проверьте правильность предоставления льгот (Окончание)

71

практикум для БУХГАЛТЕРА

78

Жуков В. Стандартные налоговые вычеты: практика применения в 2012 году

78

советы юриста

83

Гринева Т. Возмещаем ущерб, причиненный работником нанимателю

83

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Нехай Н. Сдаем автомобили в финансовый лизинг: в порядке определения налоговой базы для исчисления НДС произошли изме­нения

86

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

91

Жуков В. Понятия объектов обложения налогом на недвижимость "здания" и "сооружения" конкретизированы, но стало ли понятнее?

91

страничка аудитора

93

Рейтинг аудиторских организаций: итоги 2011 года

93

статистическая информация

95

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

95

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

100

книжная лавка

101

налоговый календарь

105

Петрович И. Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2012 года

105

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

события. подробности

110

Упрощенная система налогообложения: планы на завтра

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 24 по 30 марта 2012 го­да

112