Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Криштапович М., Хотько А. Что год текущий нам готовит?

Михаил Криштапович, член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Александр Хотько, помощник члена Совета Республики, канд. экон. наук, доцент
В основе формирования республиканского бюджета на 2012 г. лежат макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 г.: ВВП – 508 500–512 400 млрд. руб.; индекс роста ВВП – 105,0–105,5 %; сводный индекс цен оптового товарооборота (индекс-дефлятор) ВВП – 171,0–171,5 %; инфляция (в среднем за год) – 164,8 – 165,1 %; индекс роста цен производителей промышленной продукции (в среднем за год) – 172,0–173,0 %; индекс роста реальной заработной платы – 104,2 %; среднемесячный размер заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем за год) – 2 676 тыс. руб.; объем внешней торговли товарами и услугами – 106,3–106,8 %; объем экспорта и импорта товаров и услуг соответственно – 111,6–112,3 % и
101,4–101,6 %.
 
Бюджетно-финансовая и налоговая политика Республики Беларусь на 2012 г. направлена на обеспечение макрофинансовой сбалансированности и достижение параметров финансовой безопасности, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, другими нормативными правовыми актами.

В частности, для уменьшения налоговой нагрузки на экономику и дальнейшего упрощения налоговой системы снижена ставка налога на прибыль с 24 % до 18 %. Одновременно изменены подходы к налоговомустимулированию инвестиций, в т.ч. введены система ускоренной амортизации и механизм переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений.

Для повышения конкурентоспособности экономики, развития рынка ценных бумаг прибыль организаций, полученная от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если удельный вес такой прибыли составляет более 50 %) освобождена от налога на прибыль. Установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % в отношении прибыли организаций, полученной от реализации высокотехнологичной продукции собственного производства. Кроме того, подлежит освобождению от налогообложения эмиссионный доход, полученный при первичном размещении ценных бумаг.

Уменьшена налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на 1 процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (с 8 % до 7 % без уплаты НДС и с 6 % до 5 % с уплатой НДС).

Для дальнейшего совершенствования порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, усиления в бюджете 2012 г. роли ресурсных платежей предусмотрено применение ставки налога за добычу нефти в долларах США в зависимости от уровня мировых цен на нефть.

Введена комбинированная ставка налога за добычу (изъятие) соли калийной, включающая ставку в твердой сумме за добычу 1 т природного ресурса и ставку в процентах от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы Республики Беларусь.

Основные показатели республиканского бюджета на 2012 г. утверждены: по доходам – в сумме 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП), или 186,3 % по отношению к 2011 г.; по расходам соответственно – 92 772 млрд. руб. (18,2 % к ВВП) и 183,3 % к предыдущему году. Предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 0 руб. при 800,0 млрд. руб., или 1,6 % к ВВП, в 2011 г.

Доходы бюджета

Основная доля в доходах республиканского бюджета в 2012 г. приходится на налоговые доходы – 90,0 %, или с ростом на 4,9 пункта по отношению к предыдущему году. Удельный вес неналоговых доходов запланирован на уровне 10,0 % и соответственно на 4,9 пункта ниже 2011 г.

В свою очередь, наибольшую долю в составе налоговых доходов занимают налоги на товары (работы, услуги) – 54,0 %, в т.ч. НДС и акцизы соответственно – 36,0 % и 12,2 %; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 27,4 %, из них на ввозные таможенные пошлины приходится 14,6 %; налоги на доходы и прибыль – 5,14 %, в т.ч. налоги на прибыль – 5,13 %; другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы – 3,5 %.

Расходы бюджета

Расходы республиканского бюджета определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и оптимизации уровня его дефицита.

Согласно действующему законодательству средства республиканского бюджета направляются на финансирование общегосударственных расходов, национальной обороны, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, функционирование и развитие организаций социальной сферы республиканского подчинения, реализацию государственной политики и поддержку отраслей национальной экономики, другие расходы республиканского значения.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на 2012 г. занимают расходы по разделу "Общегосударственная деятельность" – 44 370 млрд. руб., или 47,8 % от его объема. Темпы роста расходов по отношению к прошлому году составят 186,1 %.

Расходы на финансирование государственных органов общего назначения прогнозируются в сумме 2 310 млрд. руб., или с ростом к 2011 г. 179,5 %, и составят 2,5 % от расходов бюджета.

В текущем году расходы республиканского бюджета в сфере международной деятельности определены в сумме 1 435 млрд. руб., или с ростом к прошлому году 173,6 %.

На обслуживание государственного долга в 2012 г. прогнозируются ассигнования в объеме 7 107 млрд. руб. (7,7 % от расходов республиканского бюджета и 16,0 % – от расходов на общегосударственную деятельность), из которых основная часть – 5 937 млрд. руб. направляется на обслуживание внешнего государственного долга (с ростом 246,5 %).

Немногим менее 2/3 (62,0 %) из запланированных на общегосударственную деятельность расходов предусмотрено направить в качестве межбюджетных трансфертов (27 506 млрд. руб., или 162,1 % к уровню 2011 г.).

В 2012 г., как и во все последние годы, расходы государства носят социально ориентированную направленность. Так, в текущем году в социальную сферу Республики Беларусь из средств республиканского бюджета запланировано направить 18 946 млрд. руб.,или 20,4 % от всех его расходов, при 10 637 млрд. руб. и 21,0 % в 2011 г. (без различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.). В силу того что социальная сфера в большей мере финансируется из средств местных бюджетов, объем запланированных расходов на эту сферу существенно возрастает – до 59 462 млрд. руб. (41,9 % от средств консолидированного бюджета). С учетом поступлений из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения (47 246 млрд. руб.) расходы страны на социальную сферу составят 106 708 млрд. руб., или 20,9 % ВВП. С учетом средств, направляемых в социальную сферу субъектами хозяйствования и общественными организациями, названные объемы будут еще более значительны.

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета на социальную сферу в 2012 г. занимают ассигнования по разделу "Социальная политика" – 8 857 млрд. руб., или 9,6 % от его расходов. Весомую долю в данном разделе составляют расходы на помощь в обеспечении жильем, выражающуюся в компенсации банкам потерь, обусловленных предоставлением ими собственных ресурсов на льготное кредитование жилищного строительства, – 4 686 млрд. руб., или 52,9 % от расходов на социальную политику и 5,1 % от расходов бюджета. Значительную часть средств на социальную политику запланировано направить на пенсионное обеспечение военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета госконтроля – 3 697 млрд. руб., что составляет 41,7 % от расходов по разделу "Социальная политика" и 4,0 % всех расходов республиканского бюджета.

Расходы республиканского бюджета на образование прогнозируются в сумме 4 617 млрд. руб., или 5,0 % его расходов. С учетом расходов местных бюджетов размер запланированных бюджетных средств на образование возрастает до 23 752 млрд. руб., т.е. более чем в 5,1 раза.

В области финансирования здравоохранения расходы республиканского бюджета запланированы в размере 3 791 млрд. руб., что составляет 20,9 % от общего объема ассигнований на здравоохранение. Основным источником расходов на здравоохранение являются местные бюджеты – 14 370 млрд. руб.

Расходы республиканского бюджета по разделу "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" предусмотрены в сумме 863 млрд. руб., или 1,7 % от его объема. С учетом расходов местных бюджетов общий объем финансирования по данному разделу составит 4 687 млрд. руб.

В 2012 г. на поддержку отраслей национальной экономики из средств республиканского бюджета запланировано выделить16 880 млрд. руб., что на 83,7 % выше уровня 2011 г. В то же время удельный вес расходов бюджета на национальную экономику уменьшился с 25,5 % в 2010 г. до 18,16 % и 18,19 % соответственно в 2011 г. и 2012 г.

Наибольший удельный вес в расходах на национальную экономику занимают ассигнования на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность. На данное направление из средств республиканского бюджета в текущем году выделяется 6 739 млрд. руб. (с ростом 168,6 % к 2011 г.), что составляет 39,9 % от суммы, направляемой на национальную экономику, и 7,3 % от объема республиканского бюджета.

Основная часть указанных средств (4 580 млрд. руб., или около 68 %) предусматривается на компенсацию потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям АПК, льготирование процентов по кредитам, полученным организациями Минсельхозпрода.

Значительная часть средств – 1 401 млрд. руб. (20,8 %) будет направлена на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, из которых 994 млрд. руб. запланировано на реализацию государственных программ.

На финансирование топлива и энергетики из республиканского бюджета в текущем году направляется 3 582 млрд. руб. (с ростом к 2011 г. 317,4 %), что составляет около 3,9 % его расходов.

В 2012 г. расходы республиканского бюджета на финансирование промышленности, строительства и архитектуры прогнозируются в сумме 2 597 млрд. руб., или 189,4 % к уровню 2011 г. и 237,2 % – к 2010 г. Удельный вес ассигнований по данному подразделу в расходах бюджета 2012 г. предусмотрен на 0,1 процентных пункта выше уровня 2011 г. и на 0,4 процентных пункта ниже 2010 г.

Существенную часть из этих средств (1 584 млрд. руб.) в текущем году предполагается направить на государственную поддержку юридическим лицам отраслей промышленности, строительства и архитектуры в виде возмещения (компенсации) процентов по предоставленным банками кредитам.

На дорожное хозяйство в 2012 г. выделяется 2 127 млрд. руб., или 2,3 % объема средств республиканского бюджета.

Что же касается выделения бюджетных ассигнований на другие отрасли экономики, то следует отметить, что финансирование их планируется в небольших размерах. Так, в 2012 г. на лесное хозяйство запланировано 649 млрд. руб., транспорт и связь – 458 млрд. руб. и 262 млрд. руб., или соответственно 0,7 %, 0,5 % и 0,3 % от расходов республиканского бюджета.

Следует заметить, что незначительное бюджетное финансирование ряда отраслей материального производства в условиях переходной экономики и ограниченности бюджетных средств является вполне обоснованным и закономерным. Ориентация отраслей экономики только на возможности бюджета недопустима. В первую очередь бюджетные ассигнования должны выделяться на финансирование особо важных объектов производственного назначения, ориентированных на выпуск конкурентоспособной по качеству и цене продукции, решение проблем импортозамещения и энергосбережения, разработку и внедрение новых прогрессивных технологий.

На национальную оборону из средств республиканского бюджета в 2012 г. направляется 4 606 млрд. руб., что составляет 4,96 % от объема его расходов. На судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности выделяется 7 374 млрд. руб. (7,95 %). При этом удельный вес расходов на национальную оборону запланирован на 0,08 процентных пункта выше уровня 2011 г.; на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – на 0,11 процентных пункта ниже.

На охрану окружающей среды в республиканском бюджете предусмотрено 532,0 млрд. руб., или 0,57 % его расходов на текущий год.

С учетом средств местных бюджетов общая величина расходов на эти цели возрастает до 962,0 млрд. руб.

Ассигнования республиканского бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство определены в размере64,0 млрд. руб. (0,07 %). Основной объем расходов на эти цели приходится на местные бюджеты – 9 194 млрд. руб.

Дефицит бюджета и государственный долг

На 2012 г. планирование республиканского бюджета произведено на бездефицитной основе.

Размер внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета планируется в объеме 450,3 млрд. руб.

Общая сумма платежей по погашению внутреннего государственного долга составит 2 892,7 млрд. руб.

Объем внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета составит 450,3 млрд. руб. (эквивалентно 53,0 млн. долл. США).

В текущем году предусмотрено использование (привлечение) кредитов международных финансовых организаций (кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС) в размере 7 480,0 млрд. руб., что эквивалентно 880,0 млн. долл. США.

Общая сумма платежей по погашению внешнего государственного долга предусматривается в объеме 918,4 млн. долл. США (эквивалентно 7 806,0 млрд. руб.).

Согласно Закону о республиканском бюджете на 2012 г. лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь утвержден в объеме 34 трлн. руб. (7,0 % к ВВП); лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 20 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь – 14,3 млрд. долл. США (24,9 % к ВВП); лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, – 5 млрд. долл. США.
 
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.