Толкун И. Практические аспекты перехода от Временного классификатора к постановлению № 161 (Комментарий к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161)

Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ
С 1 января 2012 г. вступило в силу постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161). Им отменено действие Временного республиканского классификатора амортизуемых основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 и действовавшего с 2001 г. (далее – Временный классификатор).

Какие моменты следует учесть при использовании нормативных сроков службы объектов основных средств и начислении амортизации по ним при переходе на новый классификатор, разъясняет автор в данном материале, предлагаемом вниманию читателей.
 
Постановление № 161 вступило в силу с 1 января 2012 г. С этой же даты Временный классификатор был признан утратившим силу.

Вместе с тем до 1 января 2012 г. Временный классификатор являлся основным документом, определяющим классификацию основных средств. Соответственно, отчетность по основным средствам за 2011 г. должна была базироваться только на использовании норм Временного классификатора, а не постановления № 161.

Переход к применению постановления № 161 следует осуществить с 1 января 2012 г. (в случае принятия организацией решения о его применении к объектам основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете).
 
Организация приняла решение перейти с 1 января 2012 г. на использование нормативных сроков службы в соответствии с постановлением № 161.

Какие существуют варианты действий организации при пересмотре нормативных сроков службы и сроков полезного использования при переходе к применению указанного нормативного документа?

Организациям предоставлено право (не обязанность) по объектам основных средств, которые на 1 января 2012 г. уже числились в бухгалтерском учете в составе основных средств, перейти к использованию нормативных сроков службы и группировки (шифров) основных средств, установленных постановлением № 161 (подп. 2.1 п. 2 постановления № 161).

Организации, принявшей подобное решение, следует:

1) проанализировать состав основных средств, сопоставить их распределение по конкретным группам (подгруппам, шифрам) в соответствии с Временным классификатором и постановлением № 161;

2) сопоставить нормативные сроки службы, содержащиеся в двух вышеуказанных документах, для каждого конкретного объекта;

3) обратить внимание на срок полезного использования, принятый организаций для каждого объекта.

При этом могут существовать следующие случаи:

1) нормативный срок службы по постановлению № 161 совпадает со сроком, предусмотренным ранее Временным классификатором;

2) нормативный срок службы изменился (в сторону увеличения либо в сторону уменьшения). При этом ранее установленный срок полезного использования находится в рамках нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы;

3) нормативный срок службы изменился (в сторону увеличения либо в сторону уменьшения), но ранее определенный срок полезного использования выходит за пределы нового диапазона срока полезного использования, определенного на базе изменившегося нормативного срока службы.

Организации необходимо во всех рассматриваемых ситуациях отразить новый нормативный срок службы в документах по учету основных средств.

При этом она может сохранить срок полезного использования, ранее определенный ею, если он находится в рамках нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы.

Пример 1

В организации числится объект основных средств, нормативный срок по которому по нормам Временного классификатора составлял 7 лет, а срок полезного использования, принятый организацией при принятии объекта к учету, – 5 лет.

Новый нормативный срок службы данного объекта согласно постановлению № 161 составляет 5 лет.

Срок полезного использования, который организация имеет право установить по отношению к такому объекту в соответствии с нормативным сроком, предусмотренным постановлением № 161, находится в диапазоне от 2,5 до 7,5 лет. Ранее определенный срок полезного использования (5 лет) по-прежнему находится в пределах нового диапазона, и организация вправе продолжить применять его при начислении амортизации после перехода к использованию положений постановления № 161.
 
Если ранее определенный срок полезного использования выходит за пределы нового диапазона срока полезного использования, установленного на базе изменившегося нормативного срока службы, организация должна пересмотреть как нормативный срок, так и срок полезного использования и начислять амортизацию исходя из недоамортизированной стоимости и остаточного срока полезного использования.

Пример 2

В организации числится объект основных средств, нормативный срок по которому в соответствии с Временным классификатором составлял 7 лет, а срок полезного использования, установленный организацией, – 9 лет.

Новый нормативный срок службы согласно постановлению № 161 снижен до 5 лет.

Срок полезного использования, который организация имеет право установить по отношению к такому объекту в соответствии с уточненным нормативным сроком, находится в диапазоне от 2,5 до 7,5 лет. Ранее определенный срок полезного использования (9 лет) выходит за рамки нового диапазона, и поэтому организации следует пересмотреть его в сторону сокращения.
 
По торговому оборудованию, нормативный срок службы которого в соответствии с Временным классификатором составляет 8 лет, постановлением № 161 нормативный срок службы снижен до 5 лет. Организация применяет сроки полезного использования, равные нормативным. При этом срок фактической эксплуатации по отдельным объектам торгового оборудования составляет уже 5 лет и более.

Исходя из какого срока необходимо начислять амортизацию по такому оборудованию после перехода к использованию положений постановления № 161?

Рассматриваемый случай, когда срок фактической эксплуатации основного средства (торгового оборудования) превышает нормативный срок службы, который необходимо установить при переходе к применению постановления № 161 (5 лет), законодательством не оговорен.

В данной ситуации можно провести аналогию с применением п. 18 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

Справочно: по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, комиссия организации по амортизационной политике (далее – комиссия организации) вправе определить в целях амортизации уплаченной стоимости приобретенного объекта основных средств нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
 
Таким образом, при переходе к применению нормативных сроков службы в соответствии с постановлением № 161 комиссия организации может принять решение об установлении срока полезного использования торгового оборудования, срок фактической эксплуатации которого равен или превышает 5 лет, исходя из технического состояния каждого объекта не менее 1 года.
 
При постановке на учет оборудования срок его полезного использования был установлен комиссией организации равным нормативному сроку без применения диапазонов, определенных в приложении 3 к Инструкции № 37/18/6.

Возникают следующие вопросы:

Может ли организация с 1 января 2012 г. пересмотреть срок полезного использования оборудования в сторону уменьшения?
 
Может.

Инструкция № 37/18/6 предусматривает возможность пересмотра нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования в ограниченных случаях, которые определены в п. 24 данного документа.

Среди указанных случаев предусмотрен и пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра.

При изменении порядка начисления амортизации вне зависимости от причин такого изменения базой для расчета амортизационных отчислений является недоамортизированная стоимость объекта. Расчет амортизации производят исходя из остаточного нормативного срока службы/остаточного срока полезного использования объекта (за исключением производительного способа ее начисления) (п. 66 Инструкции № 37/18/6).

Таким образом, срок полезного использования, в т.ч. ранее установленный равным нормативному, может быть пересмотренс 1 января 2012 г. в т.ч. в сторону уменьшения по решению комиссии организации с начала отчетного года, если эта возможность предусмотрена учетной политикой организации, без выполнения каких-либо дополнительных условий (модернизация, реконструкция, ухудшение условий производства и т.п.).
 
Пересчитывают ли амортизацию за период эксплуатации объекта до момента пересмотра исходя из нового срока полезногоиспользования?
 
Не пересчитывают.

Суммы амортизации, ранее начисленные по объекту до момента пересмотра срока полезного использования, не пересчитывают, а в дальнейшем амортизацию рассчитывают исходя из остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточного срока полезного использования объекта, определенного исходя из срока полезного использования с учетом его пересмотра.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 14 апрель 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Можно ли применить аналогичный подход к определению выручки от реализации работ, услуг при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Тарифы и цены

10

Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен на лекарственные средства и внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 февраля 2012 г. № 7 (Постановление Минздрава РБ от 06.03.2012 № 13)

10

бухгалтеру на заметку

11

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

13

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

15

Комментарии

15

Филатова Т. Налогообложение доходов иностранных организаций из источников в Республике Беларусь: новации 2012 года (Комментарий к ст. 146 Налогового кодекса РБ, в ред. Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З)

15

Толкун И. Практические аспекты перехода от Временного классификатора к постановлению № 161 (Комментарий к постановлению Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161)

21

Дубинский Н. Возврат товара иностранному партнеру должен быть аргументированным (Комментарий к Положению о приемке товара по количеству и качеству от 03.09.2008 № 1290)

24

Рощина Н. 2012 год: что изменилось в порядке исчисления пени (Комментарий к изменениям, внесенным в ст. 52 Налогового кодекса РБ)

27

Шулековский В. Некоторые вопросы применения норм валютного законодательства (Комментарий к постановлению Нацбанка РБ от 24.08.2010 № 355)

33

Данилов И. С 27 марта действует Единый перечень административных процедур, осуще­ствляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Ком­ментарий к постановлению Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156)

37

Криштапович М., Хотько А. Что год текущий нам готовит?

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Недоступ А. При ввозе товаров из государств – членов Таможенного союза правильно заполняйте налоговые документы

50

Филатова Т. Во избежание двойного налогообложения иностранная организация должна получить справку об уплате налогов в Бела­руси

56

Павлова А. Подоходный налог при отчуждении имущества

62

У ВАС ПРОВЕРКА

71

Павлова А. Подоходный налог: проверьте правильность предоставления льгот (Окончание)

71

практикум для БУХГАЛТЕРА

78

Жуков В. Стандартные налоговые вычеты: практика применения в 2012 году

78

советы юриста

83

Гринева Т. Возмещаем ущерб, причиненный работником нанимателю

83

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Нехай Н. Сдаем автомобили в финансовый лизинг: в порядке определения налоговой базы для исчисления НДС произошли изме­нения

86

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

91

Жуков В. Понятия объектов обложения налогом на недвижимость "здания" и "сооружения" конкретизированы, но стало ли понятнее?

91

страничка аудитора

93

Рейтинг аудиторских организаций: итоги 2011 года

93

статистическая информация

95

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

95

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

100

книжная лавка

101

налоговый календарь

105

Петрович И. Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на апрель 2012 года

105

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

события. подробности

110

Упрощенная система налогообложения: планы на завтра

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 24 по 30 марта 2012 го­да

112