Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Как повлияет работа со лжеструктурами на ответственность организаций в свете нового Указа Президента). 

Дмитрий Семашко и Наталья Шекина, адвокаты адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Комментируемый документ внес значительные изменения в работу контролирующих органов и организаций при возникновении подозрения о лжепредпринимательских структурах.

На этой неделе редакция вместе с авторами разбиралась, насколько оптимистичны такие изменения? Действительно ли можно избежать ответственности в случаях, если твой контрагент признан лжеструктурой?

С 1 января 2013 г. в стране действует Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). За этот период достаточное количество организаций пострадало от сделок со лжеструктурами.

19 января 2016 г. Президент подписал Указ № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14), который вступает в силу 23 апреля 2016 г. Документ в значительной степени уточняет нормы Указа № 488 и, на первый взгляд, вселяет оптимизм в работу компаний.

Указом № 14 определен механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций со лжеструктурой по предписанию органа финансовых расследований КГК.

Субъекты хозяйствования, исполнившие предписания и добровольно уплатившие налоги, будут освобождаться от административной ответственности.

Для признания невиновности появилось больше оснований

Нормы Указа № 14 фактически расширяют перечень оснований для освобождения субъекта хозяйствования от административной ответственности.

Напомним, что размер штрафа за неуплату либо неполную уплату налога составляет 20 % от неуплаченной суммы.

Указанные нормы касаются лишь ответственности плательщика, т.е. юридического лица или индивидуального предпринимателя, и не распространяются на должностных лиц юридического лица – директора, главного бухгалтера, в обязанности которых входит обеспечение налогового учета и контроля внутри организации.

Это означает, что должностные лица будут продолжать нести административную ответственность.

Как отреагировать на полученное заключение органов КГК?

Указом № 14 закрепляется механизм самостоятельного налогообложения субъектами предпринимательской деятельности хозяйственных операций со лжеструктурой по предписанию органа финансовых расследований КГК. При этом такое предписание должно содержать указание на конкретные первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, совершенные в период работы со лжеструктурой.

Указом № 14 предусматривается не только процедура составления данного предписания, но и порядок его оспаривания.

Что это значит на практике? Сейчас правоохранительные органы приходят с проверкой, поставив юридическое лицо перед фактом о его сотрудничестве со лжеструктурой. С момента вступления в силу Указа № 14 в адрес организации должно быть направлено заключение, в котором указываются недобросовестный контрагент и поставленные под сомнение операции. Таким образом, у организации появляется возможность добровольно уплатить налоги со всех сделок с недобросовестным контрагентом в указанном порядке. В этом случае она освобождает себя от административной ответственности. Однако при несогласии с заключением органов КГК можно направить возражения по такому заключению или по получении уже самого предписания оспаривать его вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке.

В то же время в настоящий момент остаются определенные вопросы по основаниям для оспаривания документов органов КГК, так как признание организации лжепредпринимательской структурой в большинстве случаев является результатом вынесения приговора по уголовному делу по ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).

Будут ли нести уголовную ответственность должностные лица организации, если самостоятельно разберутся с налогами?

Нормы Указа № 14 не регулируют возможного привлечения лица к уголовной ответственности.

То есть если субъект хозяйствования добровольно исполнит предписание органа КГК и уплатит налоги, то это не означает, что должностное лицо такого субъекта хозяйствования не может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии условий, предусмотренных ст. 243 УК.

В то же время буквальное прочтение норм Указа № 14 позволяет сделать вывод о том, что должностные лица организации в ситуации добровольной уплаты налогов не будут освобождены от административной ответственности.

Однако представляется логичным установить аналогичное освобождение для должностных лиц при отсутствии в их деянии состава уголовного преступления.

Подобные случаи уже имели место на практике, когда сначала в Указ № 510* была включена норма об освобождении от ответственности юридического лица, если сумма неуплаченного налога не превысила 1 % от исчисленных налогов при проверке (п. 18 Указа № 510). Позднее в процессе реализации данной нормы практика пошла по пути применения освобождения к должностным лицам, что привело к корректировке нормы и включению в Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях (далее – КоАП) (ст. 5.5 КоАП) освобождения не только по субъекту хозяйствования, но и по должностным лицам.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

От редакции:

Напомним, что ст. 243 УК предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов. Уклонение должно выражаться в сокрытии, умышленном занижении налоговой базы либо непредставлении налоговой декларации (расчета) или внесении в нее заведомо ложных сведений, повлекшем причинение ущерба в крупном размере. Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1 000 раз и более превышающую размер базовой величины (БВ), установленный на день совершения преступления, особо крупным размером – в 2 500 раз и более превышающую размер БВ.

Совершение таких действий наказывается:

– штрафом;

– лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

– арестом на срок до 6 месяцев;

– ограничением свободы на срок до 3 лет;

– лишением свободы на срок до 3 лет.

Статьи на тему

Налоговое консультирование-2018: в чем состоят нововведения

№24, июнь 2018

Налоговое консультирование-2018: в чем состоят нововведения

№23, июнь 2018

Структурному подразделению переданы транспортные расходы за прошлый год

№22, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.