Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Письмо МНС Республики Беларусь от 11.01.2016 № 2-2-11/83 «О применении налоговых льгот»

МНС разъясняет организациям, как применять в 2016 г. налоговые льготы. Из этой публикации вы узнаете о льготах по налогу на недвижимость и земельному налогу, а также об особенностях налогообложения резидентов СЭЗ.

Начало письма МНС было опубликовано в «ГБ», № 4, с. 80–82.

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

По налогу на недвижимость

До 1 января 2016 года в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 Кодекса освобождались от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части социально-культурного назначения.

Согласно подпункту 9.4.4 пункта 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475 (далее – постановление № 1475), к отраслям социально-культурной сферы относились здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

Законом вышеназванная льгота реформирована и с 1 января 2016 подлежит применению в новом порядке.

Так, с 1 января 2016 года освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:

– классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения.

К законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств, относится постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее – постановление № 161).

В указанном постановлении № 161 приводится перечень объектов, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3).

Таким образом, с 1 января 2016 года к объектам, в отношении которых может быть применена льгота по налогу на недвижимость, следует относить только те объекты, которые используются в сферах образования и здравоохранения и классифицируются как здания (шифр 1) в соответствии с постановлением № 161. Использование в сфере образования и здравоохранения объектов, классифицируемых в соответствии с постановлением № 161 как сооружения (шифр 2) или передаточные устройства (шифр 3), с 1 января 2016 года не является основанием, дающим возможность применения в отношении них льготы по налогу на недвижимость. Соответственно с 1 января 2016 года сооружения и передаточные устройства сферы здравоохранения и образования подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке;

– включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений.

Формирование реестра физкультурно-спортивных сооружений предусмотрено статьей 67 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии физкультурно-спортивных сооружений, находящихся на территории Республики Беларусь.

Формирование и ведение реестра физкультурно-спортивных сооружений осуществляются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Состав сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, порядок его формирования и ведения, а также порядок предоставления содержащейся в нем информации установлены Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 55.

Таким образом, объекты, по сути используемые или подлежащие использованию в сфере физической культуры и спорта, могут быть освобождены от исчисления и уплаты по ним налога на недвижимость только после предоставления организацией, являющейся заинтересованным лицом, заявления и соответствующих документов для включения какого-либо объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений, положительного решения коллегии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь о включении объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений и фактического внесения сведений в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

– организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Обращаем внимание, что термин «организация культуры» имеет значение, определенное в Законе Республики Беларусь от 04.06.1991 «Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь». В соответствии со статьей 1 указанного Закона организацией культуры признается юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность.

Организациями, относящимися к категории оздоровительных организаций и санаторно-курортных организаций, льгота по налогу на недвижимость может быть применена в отношении любого имущества, признаваемого объектом обложения налогом на недвижимость. Основополагающим условием для применения льготы по налогу на недвижимость такими организациями является исключительно их статус, а не направления использования зданий, сооружений и передаточных устройств.

Главой 1 Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478, определено, какие именно организации следует относить к санаторно-курортным организациям и к оздоровительным организациям.

В частности, санаторно-курортными организациями признаются организации, предоставляющие санаторно-курортные услуги и расположенные на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях: санатории (для взрослых, взрослых и детей, детей); студенческие санатории-профилактории; детские реабилитационно-оздоровительные центры, реабилитационные центры (отделения).

Оздоровительными организациями являются организации для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения: профилакторий; оздоровительный центр (комплекс); образовательно-оздоровительный центр; оздоровительный лагерь; спортивно-оздоровительный лагерь; дом (база) отдыха; пансионат; иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения.

Также введено ограничение льготы по налогу на недвижимость, предусматривающей освобождение впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию (подпункт 1.11 пункта 1 статьи 186 Кодекса). С 1 января 2016 года данная льгота не будет применяться по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), по которым были превышены установленные в проектной документации сроки их строительства.

Таким образом, ограничение льготы, предусмотренной подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 Кодекса, связано именно с фактом превышения сроков строительства льготируемого объекта, установленных в проектной документации, а не с фактом уплаты налога на недвижимость по такому объекту как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства.

Учитывая изложенное, начиная с 1 января 2016 года налог на недвижимость следует уплачивать в общеустановленном порядке, в том числе и в случаях, когда:

– сроки строительства, установленные проектной документацией, были превышены в период до 1 января 2016 года;

– начало использования льготы, предусмотренной подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 Кодекса, в отношении объекта, по которому превышен срок строительства, установленный в проектной документации, приходится на II, III или IV квартал 2015 года, а окончание годичного срока – на 2016 год;

– срок строительства объекта, установленный проектной документацией, был превышен, однако обязанность уплачивать налог на недвижимость по ставке 2 % как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства не наступила (например, если дата нарушения сроков по проектной документации и дата приемки объекта в эксплуатацию приходятся на один и тот же квартал).

Вместе с тем, если организацией-застройщиком организации-дольщику был передан объект или его часть, при строительстве которого были превышены сроки строительства, установленные в проектной документации, то, учитывая, что в рассматриваемой ситуации при превышении сроков строительства объект сверхнормативного незавершенного строительства возник у застройщика, а не у дольщика, дольщик вправе применить льготу, установленную подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 186 Кодекса.

Объекты, используемые в сфере туризма, объекты придорожного сервиса, капитальные строения (здания, сооружения) центров трансфера технологий с 1 января 2016 года подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке. Вместе с тем организациями, отвечающими условиям, перечисленным в Декрете Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», в отношении объектов придорожного сервиса льгота по налогу на недвижимость может быть применена в период, установленный названным Декретом.

Кроме того, с 1 января 2016 года упразднена льгота по налогу на недвижимость и экологическому налогу, предусмотренная ранее Указом Президента Республики Беларусь от 22.01.1999 № 53 «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений», в той части указанных налогов, которая относилась на себестоимость работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения.

С 1 января 2016 года действует запрет на применение льгот, установленных пунктом 1 статьи 186 НК, в отношении неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, включенных в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. По таким объектам с 1 января 2016 года областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать ставки налога на недвижимость до 10 раз.

Одновременно отсутствует ограничение на применение льгот по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, поименованным в соответствующем перечне как неиспользуемые или неэффективно используемые объекты, в том случае, если такие льготы установлены другими актами законодательства, а не пунктом 1 статьи 186 НК.

Таким образом, по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в отношении которых согласно другим актам законодательства, а не пункту 1 статьи 186 НК,может быть реализовано право на применение льгот, налог на недвижимость не уплачивается вне зависимости от статуса капитального строения (здания, сооружения).

По земельному налогу

С 1 января 2016 года упраздняются следующие налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков:

– предоставленных в пользование Академии управления при Президенте Республики Беларусь, а также учреждениям образования Национального банка Республики Беларусь.

– центров трансфера технологий. Данная льгота применяться не будет в связи с истечением установленного законодательством периода для ее применения – до 1 января 2016 года.

Кроме того, уточнена налоговая льгота по земельному налогу для организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность, за счет исключения возможности ее применения в отношении земельных участков, предоставленных организациям для осуществления туристической деятельности.

Так, подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 194 НК определено, что с 1 января 2016 г. освобождаются от земельного налога земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета, земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений, земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности. Указанные преференции применяются в аналогичном порядке с налогом на недвижимость.

Действовавший в 2015 году порядок применялся с учетом положений постановления № 1475, в соответствии с которыми вышеуказанная льгота применялась широким кругом организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере туризма.

С 1 января 2016 года в отношении земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, признаваемых неиспользуемыми или неэффективно используемыми (включенными в соответствующий перечень);

– установлен запрет на применение льгот, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь,

– будет применяться повышенная ставка земельного налога до 10 раз.

Повышенная ставка земельного налога по таким земельным участкам призвана стимулировать плательщиков к скорейшему вовлечению соответствующих объектов в хозяйственный оборот.

Плательщики, у которых имеются основания для применения льгот по налогу, в том числе при применении пониженных по сравнению с обычными ставками налога, обязаны заполнить приложение к форме налоговой декларации (расчета) «Сведения о размере и составе использованных льгот». Соответственно, если у плательщика нет оснований для применения льгот по налогу, то указанное приложение не заполняется и, следовательно, не предоставляется.

По особенностям налогообложения резидентов свободных экономических зон

С первого января 2016 года в связи с новой редакцией пункта 4 статьи 327 Кодекса для резидентов свободных экономических зон (далее – СЭЗ) установлена дополнительная льгота по налогу на недвижимость.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 4 статьи 327 Кодекса резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость в течение трех лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный трехлетний период, независимо от направления их использования. При этом днем утраты права на льготу является последний день указанного трехлетнего периода.

Указанная льгота не распространяется на объекты налогообложения налогом на недвижимость, взятые и (или) сданные резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, а также на здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 Кодекса.

Таким образом, с 2016 у резидентов СЭЗ вне зависимости от наличия реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, есть возможность воспользоваться льготой по налогу на недвижимость. На данное освобождение имеют право резиденты СЭЗ, у которых в 2016 году не истекли три года с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ, до истечения этого трехлетнего периода, а также резиденты СЭЗ, зарегистрировавшиеся в качестве таковых после 31.12.2015 г.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» для резидентов СЭЗ, имеющих по состоянию на 01.01.2016 г. право на вышеуказанное освобождение, данное освобождение от налога на недвижимость предоставляется с первого квартала 2016 года, независимо от положения пункта 4 статьи 186 Кодекса, до истечения трех лет с квартала, в котором организация зарегистрировалась в качестве резидента СЭЗ.

Одновременно обращаем внимание, что освобождение от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 статьи 327 Кодекса распространяется исключительно на объекты налогообложения налогом на недвижимость, приобретенные (возникшие) в трехлетний период, начиная с квартала, в котором зарегистрировалась организация в качестве резидента СЭЗ. При этом такие объекты должны располагаться на территории СЭЗ, резидентом которой является организация, применяющая данное освобождение, и не должны относиться к объектам, на которые не распространяется данное освобождение согласно части второй подпункта 4.1 пункта 4 статьи 327 Кодекса.

Как и ранее, резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Данная льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (подпункт 4.2 пункта 4 статьи 327 Кодекса).

Заместитель Министра                                         Э.А. Селицкая

Письмо опубликовано 15 января 2016 г. на портале МНС (www.nalog.gov.by).

Статьи на тему

Как при разных подходах к расчету налога на недвижимость и земельного налога исчислить эти налоги по неэффективно используемому зданию

№20, май 2018

Налог на недвижимость: 2 простые ситуации, которые имеют «неприятные» последствия

№12, март 2018

Что надо учесть при исчислении земельного налога в 2018 году? (Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29)

№7 , февраль 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.