Комментарий (Отсутствие экономических расчетов не является нарушением порядка ценообразования)

Владимир Сузанский, аудитор
Основным итогом принятия комментируемого Указа (далее – Указ № 72) явилась отмена Указа Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 285). Напомним, что основными требованиями к субъектам хозяйствования в области ценообразования, предусмотренными Указом № 285, являлись:

1) обязательная регистрация тарифов на новые виды платных медицинских услуг;
2) соблюдение субъектами хозяйствования утверждаемых Советом Министров РБ предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, за исключением товаров (работ, услуг), выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями (кроме платных медицинских услуг, оказываемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями). Экономически обоснованное повышение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) могло быть осуществлено при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов). В случае невозможности соблюдения предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны произвести регистрацию таких цен (тарифов) в порядке, определяемом Советом Министров РБ.
 
От редакции:

Заметим, что в последние годы предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, Советом Министров РБ не утверждались. Следовательно, отсутствовала необходимость их соблюдать, а в случае невозможности соблюдения таких индексов – производить регистрацию цен (тарифов) в порядке, определяемом Советом Министров РБ;
3) при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны были обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, на товары, производимые из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом РБ на переработку, подлежащих вывозу за пределы республики), расчетом цен в установленном порядке на импортируемые товары).

Субъекты хозяйствования, на которых вышеуказанные требования не распространялись, были приведены в Указе № 285.

С 1 марта 2011 г. в связи с отменой Указа № 285 вышеуказанные требования утрачивают свою актуальность. Однако не для всех. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень согласно приложению 1 к Указу № 72, поручено регулировать Совету Министров РБ, государственным органам (организациям) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами. Таким образом, в будущем возможно принятие нормативных актов, согласно которым цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в приложение 1 к Указу № 72, будут регулироваться в порядке, подобном действовавшему до 1 марта 2011 г.

Экономические расчеты для обоснования цен составлять не надо

Важно, что не являются правонарушениями согласно подп. 2.3 п. 2 Указа № 72:

– превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;

– реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный п. 1 Указа № 72;

– реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72.

Необходимость такой нормы в условиях отмены требований Указа № 285 вызвана следующим. На сегодняшний день продолжает действовать норма Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), в которой предусмотрена ответственность за превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов) (ст. 12.6):

1) превышение юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке влечет наложение штрафа в 3-кратном размере дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов);

2) реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг);

3) реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом РБ на переработку, подлежащих вывозу за пределы Республики Беларусь), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение штрафа в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг);

4) действия, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 12.6 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере до 50 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Для большинства субъектов хозяйствования необходимость соблюдать вышеуказанные требования отменена Указом № 72. С целью устранения возможных юридических коллизий в применении законодательства об административной ответственности Указом № 72 и предусмотрены прямые нормы о неприменении указанных выше штрафов (кроме цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Указом № 72) в связи с тем, что такие действия не расценивают как правонарушения. А в КоАП в течение полугода должны быть внесены соответствующие изменения, исключающие такую ответственность.
 

Документы к статье

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 10 март 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Какими документами регулируется порядок отражения в учете налогов и платежей?

9

Бухгалтерский учет

10

Об утверждении Инструкции о порядке оформ­ления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь

10

Комментарий (Новые путевые листы: работать станет проще)

22

Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений – коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам

24

Тарифы и цены

25

О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь

25

Комментарий к Указу № 72 от 25 февраля 2011 г.

30

Комментарий (Сейчас обосновывать уровень применяемых цен и тарифов не нужно)

31

Комментарий (Отсутствие экономических расчетов не является нарушением порядка ценообразования)

34

Труд и социальная защита

35

О переносе рабочих дней в 2011 году

35

Расчеты и кредиты

36

О расчетах по импорту некоторых товаров

36

Об изменении порядка расчетов по импорту оборудования

47

Тарифы и цены

48

Комментарий (Отдельные вопросы применения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров")

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на доходы: отдельные вопросы по заполнению декларации

50

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: декларацию за I квартал 2011 года необходимо представить не позднее 20 апреля

55

При оказании туристических услуг по въездному туризму для иностранных туристов предусмотрено освобождение от НДС

63

Минстройархитектуры и МНС РБ разъясняют

66

Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства

66

Минстройархитектуры РБ разъясняет

67

Об установлении норматива отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2011 год

67

события. подробности

68

Госкомимущество РБ разъясняет, или Как пра­вильно привести в соответствие с Законом "О хо­зяйственных обществах" действующие уставы акционерных обществ

68

Комментарии

70

С 1 апреля надо применять но­вый Классификатор отходов

70

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

74

ВОПРОС – ОТВЕТ

75

Комментарии

78

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

80

конкурс на звание "лучший главный бухгалтер 2009 года"

83

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.  Новации в переоценке на 1 января 2011 года основных средств, не завершенных строительством объектов  и неустановленного оборудования

83

к сведению читателей

85

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

86

При реализации товаров через вендинг-автоматы учет следует вести как при розничной торговле

86

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Налог на недвижимость: проверьте  правильность определения объекта налогообложения по зданиям и сооружениям

91

события. подробности

98

Время конкретных дел

98

советы юриста

99

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

99

Все о доказательствах

99

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Налоговая база по НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения в 2011 году изменилась

101

страничка аудитора

104

Рейтинг аудиторских услуг: участников стало больше

104

статистическая информация

105

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

105

возвращаясь к напечатанному

110

Расходы, произведенные до начала строительства и учтенные в составе расходов будущих периодов, не освобождают от налога на прибыль

110

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

111

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 26 февраля по 4 марта 2011 года

112