При оказании туристических услуг по въездному туризму для иностранных туристов предусмотрено освобождение от НДС

Александр Светлаков, экономист
Прежде чем рассмотреть особенности исчисления НДС при оказании услуг по въездному туризму, напомним отдельные определения.
Въездной туризм – это туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь (ст. 3 Закона РБ от 25.11.1999 № 326-З "О туризме" (с изменениями и дополнениями, далее – Закон № 326-З)).
Туром является сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее 2 из следующих3 видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.
Туроператорской деятельностью признают предпринимательскую деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в т.ч. сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов РБ, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Турагентской деятельностью принято считать предпринимательскую деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами РБ, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Утверждены перечни услуг, которые освобождены от обложения НДС

Установлено освобождение от исчисления НДС по оборотам по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом РБ, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых иностранным туристам (подп. 1.31 п. 1 ст. 94 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Такие перечни утверждены Указом Президента РБ от 02.06.2006 № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями (далее – Указ № 371)).

Так, в перечень туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождены от обложения НДС, включены услуги по организации:

– проживания туристов;

– питания туристов;

– перевозок туристов различными видами транспорта;

– спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных мероприятий в соответствии с программой пребывания.

К туристическим услугам по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, обороты по реализации которых освобождены от обложения НДС, относят:

– услуги по организации экскурсий;

– услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков;

– услуги по организации перевозок экскурсантов различными видами транспорта.

Место фактического оказания услуг определяет место их реализации в целях исчисления НДС

Место реализации оказываемых услуг в сфере туризма нужно определять по месту их фактического оказания.

Поэтому местом реализации тура, оказываемого за пределами территории Республики Беларусь, следует считать территорию иностранного государства. Операции, местом реализации которых не признана территория Республики Беларусь, туроператоры отражают по стр. 9а "По операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь" части I "Расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав" налоговой декларации (расчета) по НДС, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации".

Если местом фактического оказания туристических услуг признана территория Республики Беларусь, туроператор имеет право на применение освобождения при выполнении требований Закона № 326-З и Указа № 371. Указанные обороты следует отражать по стр. 9 "По операциям, освобождаемым от НДС" части I налоговой декларации (расчета) по НДС. Не имеет значения, был тур реализован туроператором туристу самостоятельно либо через турагентов (резидентов РБ или нерезидентов).

Турагенты не могут применить освобождение от НДС

Налоговую базу НДС при осуществлении посреднической деятельности нужно определять как сумму, полученную в виде вознаграждений по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 98 НК).

Суммы вознаграждений, полученные по договорам поручения, комиссии, консигнации либо иным аналогичным договорам, предусматривающим как реализацию, так и приобретение освобожденных от НДС объектов, следует облагать НДС у комиссионеров, поверенных, консигнаторов и иных аналогичных лиц в общеустановленном порядке.

Во взаимоотношениях с нерезидентами РБ место реализации посреднических услуг нужно определять в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК (с резидентами иных государств, кроме Российской Федерации, Республики Казахстан), подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее – Протокол) (с резидентами Российской Федерации и Республики Казахстан) и международными договорами, действующими для Республики Беларусь.

Рассмотрим норму подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК. Им установлено, что местом реализации работ, услуг, имущественных прав следует признавать территорию Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполнены работы, оказаны услуги, реализованы имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК.

Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если работы выполнены, услуги оказаны налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).

Учитывая, что при исполнении посреднических договоров исполнителем выступает комиссионер, местом реализации посреднических услуг комиссионера – резидента РБ всегда будет признана территория Республики Беларусь (независимо от страны резидентства комитента).

Вознаграждение комиссионера – резидента РБ подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 20 %.

В связи с этим комиссионер определяет налоговую базу как всю стоимость вознаграждения, назначенного ему комитентом (с учетом ее части, из которой он производит выплату вознаграждения субкомиссионеру).

Комиссионер обязан по исполнении поручения представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 889 Гражданского кодекса РБ).

Для комиссионеров (поверенных), выполняющих посредническую функцию, днем оказания услуг по договору комиссии признают дату подписания отчета комиссионера или акта об оказанных услугах.

Например, заказчик, выступая комитентом и реализуя по договору комиссии комиссионеру – нерезиденту РБ тур по территории республики, который сформирован из услуг, оказываемых исполнителем, и услуг, сформированных самим заказчиком, в части выручки от реализации тура имеет право воспользоваться освобождением на основании подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК при соблюдении условий, установленных Указом № 371.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 10 март 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Какими документами регулируется порядок отражения в учете налогов и платежей?

9

Бухгалтерский учет

10

Об утверждении Инструкции о порядке оформ­ления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь

10

Комментарий (Новые путевые листы: работать станет проще)

22

Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений – коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам

24

Тарифы и цены

25

О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь

25

Комментарий к Указу № 72 от 25 февраля 2011 г.

30

Комментарий (Сейчас обосновывать уровень применяемых цен и тарифов не нужно)

31

Комментарий (Отсутствие экономических расчетов не является нарушением порядка ценообразования)

34

Труд и социальная защита

35

О переносе рабочих дней в 2011 году

35

Расчеты и кредиты

36

О расчетах по импорту некоторых товаров

36

Об изменении порядка расчетов по импорту оборудования

47

Тарифы и цены

48

Комментарий (Отдельные вопросы применения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров")

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на доходы: отдельные вопросы по заполнению декларации

50

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: декларацию за I квартал 2011 года необходимо представить не позднее 20 апреля

55

При оказании туристических услуг по въездному туризму для иностранных туристов предусмотрено освобождение от НДС

63

Минстройархитектуры и МНС РБ разъясняют

66

Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства

66

Минстройархитектуры РБ разъясняет

67

Об установлении норматива отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2011 год

67

события. подробности

68

Госкомимущество РБ разъясняет, или Как пра­вильно привести в соответствие с Законом "О хо­зяйственных обществах" действующие уставы акционерных обществ

68

Комментарии

70

С 1 апреля надо применять но­вый Классификатор отходов

70

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

74

ВОПРОС – ОТВЕТ

75

Комментарии

78

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

80

конкурс на звание "лучший главный бухгалтер 2009 года"

83

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.  Новации в переоценке на 1 января 2011 года основных средств, не завершенных строительством объектов  и неустановленного оборудования

83

к сведению читателей

85

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

86

При реализации товаров через вендинг-автоматы учет следует вести как при розничной торговле

86

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Налог на недвижимость: проверьте  правильность определения объекта налогообложения по зданиям и сооружениям

91

события. подробности

98

Время конкретных дел

98

советы юриста

99

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

99

Все о доказательствах

99

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Налоговая база по НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения в 2011 году изменилась

101

страничка аудитора

104

Рейтинг аудиторских услуг: участников стало больше

104

статистическая информация

105

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

105

возвращаясь к напечатанному

110

Расходы, произведенные до начала строительства и учтенные в составе расходов будущих периодов, не освобождают от налога на прибыль

110

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

111

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 26 февраля по 4 марта 2011 года

112