Комментарий (Сейчас обосновывать уровень применяемых цен и тарифов не нужно)

Юрий Веремейко, юрист
Либерализация ценообразования продолжается

Начало новой политики либерализации законодательства о ценообразовании было положено Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь"*.
_________________
 
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 2. – С. 10–15.

После принятия названной Директивы были внесены изменения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция). Они привели к изменению порядка формирования отпускных цен на товары иностранного происхождения. На большинство товаров в настоящее время эти цены организации формируют с учетом конъюнктуры рынка. То же касается и торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю товарами несобственного производства, которые получили возможность применять надбавки в размере свыше 20 %. Исключение сохранилось только в отношении товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции: оптовые надбавки на них ограничены. Напомним, что в этом приложении перечислены социально значимые товары: отдельные продукты питания, товары для детей, лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники.

Следующим шагом в либерализации ценообразования стал Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72).

Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), регулирование цен (тарифов) на которые сохранено (приложение 1).

Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный п. 1 Указа № 72, регулируют Совет Министров РБ и государственные органы (организации).

В подп. 2.2 п. 2 Указа № 72 содержится оговорка, согласно которой до приведения актов законодательства в соответствие с Указом они применяются в части, не противоречащей Указу. Надо полагать, данная норма направлена на то, чтобы в переходный период до приведения актов законодательства в соответствие с Указом продолжали действовать предусмотренные ранее ограничения цен (тарифов) на перечисленные в Указе товары (работы, услуги).

Отдельные меры по ограничению надбавок не утратили силу

Перечень документов, которые утратили силу, приведен в приложении 2 к Указу № 72. Обращаем внимание, что один из законодательных актов, содержащих положения об ограничении уровня применяемых надбавок, не был включен в перечень утративших силу и сохранил свое действие. Это Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117).

Указ № 117 содержит следующие нормы, которые устанавливают ограничения в порядке ценообразования:

– продажу на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей, осуществляют без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой торговли по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара. Продажу организациями и индивидуальными предпринимателями не использованных для собственного производства товаров, произведенных в результате переработки сырья и материалов на давальческих условиях, осуществляют без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой торговли по ценам, не превышающим более чем на 10 % цену производителя товара (подп. 1.8 п. 1 Указа № 117);

– приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, осуществляют по ценам, не превышающим более чем на 5 % отпускную цену, установленную производителем соответствующего товара для потребления его на территории Республики Беларусь на день заключения договора реимпорта. При приобретении товара по цене выше установленной разницу между ценой приобретения и ценой производителя товара с учетом 5%-й надбавки резидент РБ относит на прибыль, остающуюся в его распоряжении (подп. 1.9 п. 1 Указа № 117);

– продажу на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для вывоза из Республики Беларусь, осуществляют без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой торговли по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену, сформированную в установленном порядке производителем товара для потребления его на территории Республики Беларусь (подп. 1.10 п. 1 Указа № 117).

По мнению автора, в данных ограничениях теперь также нет необходимости и они могли быть отменены.

Необходимость обоснования уровня применяемых цен и тарифов отменена

Помимо ограничения уровня надбавок законодательство о ценообразовании содержало требования в части обоснования применяемых цен и тарифов. Внесенные в Инструкцию изменения данной сферы не коснулись.

Однако Минэкономики РБ и не могло отменить такие требования, так как они были предусмотрены не его постановлением, а Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 285).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, на товары, производимые из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом РБ на переработку, подлежащих вывозу за пределы республики), расчетом цен в установленном порядке на импортируемые товары) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 285).

Перечень утративших силу указов Президента РБ и их отдельных положений приведен в приложении 2 к Указу № 72. Среди них назван и Указ № 285.

Таким образом, необходимость обоснования уровня применяемых цен и тарифов с 1 марта отменена.

Ответственность за нарушения порядка ценообразования применению не подлежит независимо от даты совершения правонарушения

Не являются правонарушениями по нормам Указа № 72:

– превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;

– реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п. 1 Указа № 72;

– реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72.

Такие положения приведены в подп. 2.3 п. 2 Указа № 72.

Перечисленные нарушения не повлекут ответственности и в том случае, когда они совершены до 1 марта 2011 г. – даты вступления в силу Указа № 72. Обусловлено это тем, что положения Указа № 72 имеют обратную силу.

По общему правилу противоправность деяния и административную ответственность определяют актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния (ст. 1.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).

Рассмотрим еще одну норму: акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу такого акта законодательства, в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением (ч. 2 ст. 1.5 КоАП).

Из приведенных норм КоАП следует, что ответственность за нарушения требований, которые ранее были предусмотрены Указом № 285 и другими признанными утратившими силу актами законодательства о ценообразовании, на сегодняшнийдень не подлежит применению независимо от момента совершения правонарушения.

Порядок ценообразования на товары, приведенные в приложении 1 к Указу № 72, остается под контролем

Исключение из нормы подп. 2.3 п. 2 Указа № 72 составляют цены (тарифы), регулируемые в соответствии с Указом № 72. Поэтому реализация товаров (работ, услуг), включенных в перечень, определенный в п. 1 Указа № 72, с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) является правонарушением. В данном случае не совсем понятна логика законодателя, признавшего утратившим силу Указ № 285, которым и были предусмотрены положения о регистрации цен (тарифов), а также об обосновании уровня применяемых цен (тарифов).

Также Указ № 72 допускает, что к нарушениям могут быть отнесены факты реализации товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются в соответствии с Указом № 72, при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов).

Но это не нормы прямого действия – они лишь говорят о потенциальной возможности применения санкций. Нормы же, прямо предусматривающие обязанность организаций регистрировать цены (тарифы) и составлять их экономическое обоснование, содержались в Указе № 285, который признан утратившим силу.

Надо полагать, что теперь соответствующие правила будут установлены Советом Министров РБ, иными государственными органами (организациями).

Совету Министров РБ поручено в 6-месячный срок обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Указом № 72 и принять иные меры по его реализации (подп. 4.1 п. 4 Указа № 72).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 10 март 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Какими документами регулируется порядок отражения в учете налогов и платежей?

9

Бухгалтерский учет

10

Об утверждении Инструкции о порядке оформ­ления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь

10

Комментарий (Новые путевые листы: работать станет проще)

22

Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений – коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам

24

Тарифы и цены

25

О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь

25

Комментарий к Указу № 72 от 25 февраля 2011 г.

30

Комментарий (Сейчас обосновывать уровень применяемых цен и тарифов не нужно)

31

Комментарий (Отсутствие экономических расчетов не является нарушением порядка ценообразования)

34

Труд и социальная защита

35

О переносе рабочих дней в 2011 году

35

Расчеты и кредиты

36

О расчетах по импорту некоторых товаров

36

Об изменении порядка расчетов по импорту оборудования

47

Тарифы и цены

48

Комментарий (Отдельные вопросы применения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров")

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на доходы: отдельные вопросы по заполнению декларации

50

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: декларацию за I квартал 2011 года необходимо представить не позднее 20 апреля

55

При оказании туристических услуг по въездному туризму для иностранных туристов предусмотрено освобождение от НДС

63

Минстройархитектуры и МНС РБ разъясняют

66

Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства

66

Минстройархитектуры РБ разъясняет

67

Об установлении норматива отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2011 год

67

события. подробности

68

Госкомимущество РБ разъясняет, или Как пра­вильно привести в соответствие с Законом "О хо­зяйственных обществах" действующие уставы акционерных обществ

68

Комментарии

70

С 1 апреля надо применять но­вый Классификатор отходов

70

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

74

ВОПРОС – ОТВЕТ

75

Комментарии

78

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

80

конкурс на звание "лучший главный бухгалтер 2009 года"

83

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.  Новации в переоценке на 1 января 2011 года основных средств, не завершенных строительством объектов  и неустановленного оборудования

83

к сведению читателей

85

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

86

При реализации товаров через вендинг-автоматы учет следует вести как при розничной торговле

86

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Налог на недвижимость: проверьте  правильность определения объекта налогообложения по зданиям и сооружениям

91

события. подробности

98

Время конкретных дел

98

советы юриста

99

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

99

Все о доказательствах

99

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Налоговая база по НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения в 2011 году изменилась

101

страничка аудитора

104

Рейтинг аудиторских услуг: участников стало больше

104

статистическая информация

105

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

105

возвращаясь к напечатанному

110

Расходы, произведенные до начала строительства и учтенные в составе расходов будущих периодов, не освобождают от налога на прибыль

110

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

111

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 26 февраля по 4 марта 2011 года

112