Все о доказательствах

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований КГК РБ

Внеплановые проверки назначают при наличии у контролирующего органа информации о нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Эта информация может быть получена от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
То, какие доказательства (документы, подтверждающие нарушения или факты, содержащие указание на такие нарушения и обосновывающие необходимость проведения проверки) должны представляться вместе с информацией, автор рассматривает в статье, приведенной ниже.

 

Отдельные виды нарушений невозможно определить (квалифицировать) только по представленным документам без проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Большинство же проверочных мероприятий связано с выявлением нарушений, являющихся административными правонарушениями. А такие правонарушения, как известно, должны подтверждаться доказательствами.

Какие документы могут быть доказательствами?

Документы признают источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 6.11 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях, далее – ПИКоАП).
Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности – с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении (ст. 6.14 ПИКоАП).
Относящимися к делу считают доказательства, посредством которых устанавливают обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства.
Например, из изъятой у коммерческой организации бухгалтерской документации относящимися к делу доказательствами будут только те товарно-транспортные накладные, которые составлены с нарушением установленного порядка (в них не заполнены обязательные реквизиты).
Допустимые доказательства – это доказательства, полученные в установленном порядке и из предусмотренных законом источников (например, судебные решения, иные официальные документы, полученные на основании запросов контролирующих органов).
Достоверными признают доказательства, если они соответствуют действительности, а достаточными –  когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении (ч. 2 ст. 6.13 ПИКоАП).
Таким образом, прилагаемые к заявлению документы должны оцениваться с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточности для принятия решения о назначении проверки.

Обращаем внимание, что акт проверки признают дополнительным источником доказательств, причем привлечение к административной ответственности возможно и без составления акта проверки.

Как оценивают показания свидетелей?

Свидетелем является лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 4.6 ПИКоАП). В ходе работы по делу свидетели дают объяснения.

Объяснение свидетеля – это сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные свидетелем при его опросе, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием (ст. 6.6 ПИКоАП).

Свидетелю могут быть заданы вопросы о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведут административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. Не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Соответственно свидетельские показания без указания на источник своей осведомленности будут недействительными.

Как относиться к анонимным заявлениям?

Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

Если к анонимному заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о совершении правонарушения в контролирующем (надзорном) органе, возможна подготовка внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки.

Каковы последствия неподтверждения в результате проведенной по прилагаемым к заявлению документам проверки предполагаемых нарушений или фактов

Если в результате проведенной проверки не подтвердились предполагаемые нарушения или факты, это приведет к составлению справки проверки. В то же время составление такой справки не повлечет взыскания с заявителя убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию, поскольку решение о назначении проверки будут принимать самостоятельно на основании приложенных к заявлению документов.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 10 март 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Какими документами регулируется порядок отражения в учете налогов и платежей?

9

Бухгалтерский учет

10

Об утверждении Инструкции о порядке оформ­ления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь

10

Комментарий (Новые путевые листы: работать станет проще)

22

Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений – коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам

24

Тарифы и цены

25

О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь

25

Комментарий к Указу № 72 от 25 февраля 2011 г.

30

Комментарий (Сейчас обосновывать уровень применяемых цен и тарифов не нужно)

31

Комментарий (Отсутствие экономических расчетов не является нарушением порядка ценообразования)

34

Труд и социальная защита

35

О переносе рабочих дней в 2011 году

35

Расчеты и кредиты

36

О расчетах по импорту некоторых товаров

36

Об изменении порядка расчетов по импорту оборудования

47

Тарифы и цены

48

Комментарий (Отдельные вопросы применения постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 "О расчетах по импорту некоторых товаров")

48

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Налог на доходы: отдельные вопросы по заполнению декларации

50

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: декларацию за I квартал 2011 года необходимо представить не позднее 20 апреля

55

При оказании туристических услуг по въездному туризму для иностранных туристов предусмотрено освобождение от НДС

63

Минстройархитектуры и МНС РБ разъясняют

66

Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства

66

Минстройархитектуры РБ разъясняет

67

Об установлении норматива отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2011 год

67

события. подробности

68

Госкомимущество РБ разъясняет, или Как пра­вильно привести в соответствие с Законом "О хо­зяйственных обществах" действующие уставы акционерных обществ

68

Комментарии

70

С 1 апреля надо применять но­вый Классификатор отходов

70

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

74

ВОПРОС – ОТВЕТ

75

Комментарии

78

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

80

конкурс на звание "лучший главный бухгалтер 2009 года"

83

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ.  Новации в переоценке на 1 января 2011 года основных средств, не завершенных строительством объектов  и неустановленного оборудования

83

к сведению читателей

85

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

86

При реализации товаров через вендинг-автоматы учет следует вести как при розничной торговле

86

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Налог на недвижимость: проверьте  правильность определения объекта налогообложения по зданиям и сооружениям

91

события. подробности

98

Время конкретных дел

98

советы юриста

99

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

99

Все о доказательствах

99

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

101

Налоговая база по НДС при реализации товаров по цене ниже цены приобретения в 2011 году изменилась

101

страничка аудитора

104

Рейтинг аудиторских услуг: участников стало больше

104

статистическая информация

105

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

105

возвращаясь к напечатанному

110

Расходы, произведенные до начала строительства и учтенные в составе расходов будущих периодов, не освобождают от налога на прибыль

110

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

111

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 26 февраля по 4 марта 2011 года

112