Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Все о доказательствах

Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований КГК РБ

Внеплановые проверки назначают при наличии у контролирующего органа информации о нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц. Эта информация может быть получена от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
То, какие доказательства (документы, подтверждающие нарушения или факты, содержащие указание на такие нарушения и обосновывающие необходимость проведения проверки) должны представляться вместе с информацией, автор рассматривает в статье, приведенной ниже.

 

Отдельные виды нарушений невозможно определить (квалифицировать) только по представленным документам без проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Большинство же проверочных мероприятий связано с выявлением нарушений, являющихся административными правонарушениями. А такие правонарушения, как известно, должны подтверждаться доказательствами.
Какие документы могут быть доказательствами?
Документы признают источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 6.11 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях, далее – ПИКоАП).
Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности – с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении (ст. 6.14 ПИКоАП).
Относящимися к делу считают доказательства, посредством которых устанавливают обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства.
Например, из изъятой у коммерческой организации бухгалтерской документации относящимися к делу доказательствами будут только те товарно-транспортные накладные, которые составлены с нарушением установленного порядка (в них не заполнены обязательные реквизиты).
Допустимые доказательства – это доказательства, полученные в установленном порядке и из предусмотренных законом источников (например, судебные решения, иные официальные документы, полученные на основании запросов контролирующих органов).
Достоверными признают доказательства, если они соответствуют действительности, а достаточными –  когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении (ч. 2 ст. 6.13 ПИКоАП).
Таким образом, прилагаемые к заявлению документы должны оцениваться с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточности для принятия решения о назначении проверки.
Обращаем внимание, что акт проверки признают дополнительным источником доказательств, причем привлечение к административной ответственности возможно и без составления акта проверки.
Как оценивают показания свидетелей?
Свидетелем является лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 4.6 ПИКоАП). В ходе работы по делу свидетели дают объяснения.
Объяснение свидетеля – это сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные свидетелем при его опросе, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием (ст. 6.6 ПИКоАП).
Свидетелю могут быть заданы вопросы о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведут административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. Не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Соответственно свидетельские показания без указания на источник своей осведомленности будут недействительными.
Как относиться к анонимным заявлениям?
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.
Если к анонимному заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о совершении правонарушения в контролирующем (надзорном) органе, возможна подготовка внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки.
Каковы последствия неподтверждения в результате проведенной по прилагаемым к заявлению документам проверки предполагаемых нарушений или фактов
Если в результате проведенной проверки не подтвердились предполагаемые нарушения или факты, это приведет к составлению справки проверки. В то же время составление такой справки не повлечет взыскания с заявителя убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию, поскольку решение о назначении проверки будут принимать самостоятельно на основании приложенных к заявлению документов.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.