Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: декларацию за I квартал 2011 года необходимо представить не позднее 20 апреля

Иван Данилов, экономист
Алгоритм действий налогоплательщика

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаны организации (за исключением бюджетных организаций). Порядок исчисления и уплаты налога регулирует гл. 20 Налогового кодекса РБ (далее – НК РБ).

Налоговый период – календарный квартал. Форма декларации определена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82) и включена в приложение 10.

Для заполнения налоговой декларации налогоплательщик должен:

1) определить объект налогообложения.

Объекты обложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов перечислены в п. 1 ст. 211 НК РБ и включают 20 видов природных ресурсов.

Основными видами природных ресурсов, добываемых на территории республики, являются строительный песок, песчано-гравийная смесь, строительный камень, поверхностные и подземные воды, минеральная вода, нефть, соль калийная и поваренная, торф.

Кроме того, установлены ставки налога на добычу таких редких для нашей республики природных ресурсов, как мореный дуб, янтарь, золото, виноградная улитка и личинки хирономид.

Не признают объектом обложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов:

– добычу нефтяного попутного газа;

– добычу полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

– изъятие полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанное с добычей полезных ископаемых, в т.ч. их изъятие со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ;

– добычу грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

– добычу попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых;

– добычу подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;

– добычу подземных вод из контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией, из скважин заградительного дренажа, предназначенных для защиты подземных вод от загрязнения в районе расположения мест хранения крупнотоннажных отходов;

– добычу подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии;

2) определить налоговую базу.

Налоговой базой налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признают фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов;

3) определить ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Ставки установлены в приложении 10 к НК РБ.


Важно! За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимают в 10-кратном размере установленной ставки налога;


4) рассчитать сумму налога за добычу (изъятие) природных ресурсов одним из нижепредлагаемых способов:

– как произведение налоговой базы и налоговой ставки;

– исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

5) если налог будет исчислен первым способом, то плательщик должен:

– представить в налоговую инспекцию не позднее 20 апреля заполненную за I квартал налоговую декларацию (не позднее 20 июля 2011 г. – за II квартал, не позднее 20 октября 2011 г. – за III квартал, не позднее 20 января 2012 г. – за IV квартал);

– уплатить налог за добычу (изъятие) природных ресурсов не позднее 22 апреля (июля, октября 2011 г., января 2012 г.);

6) если налог будет исчислен исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, то плательщик должен:

– представить в налоговую инспекцию первую декларацию – не позднее 20 апреля 2011 г. исходя из установленного годового лимита, вторую (за 2011 г.) – не позднее 20 января 2012 г. на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов;

– уплатить в течение 2011 г. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов не позднее 22 апреля, 22 июля, 22 октября 2011 г., 22 января 2012 г. (т.е. не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) в размере 1/4 исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Не позднее 22 января 2012 г. организация должна произвести доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Если фактические объемы менее установленных годовых лимитов, то излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.

Пример

Строительной организации на 2011 г. установлен годовой лимит на добычу строительного песка в размере 1 000 куб. м. Фактически в 2011 г. организация добыла 900 куб. м песка.

Не позднее 20 апреля 2011 г. организация должна сдать налоговую декларацию по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов за 2011 г. исходя из годового лимита добычи песка (т.е. исходя из 1 000 куб. м). В течение 2011 г. организация будет уплачивать налог равными частями не позднее 22 апреля, 22 июля, 22 октября 2011 г. и 22 января 2012 г.

Не позднее 20 января 2012 г. строительная организация должна представить на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов (900 куб. м) налоговую декларацию за 2011 г.

Переплату в связи с излишней уплатой налога за 100 куб. м строительного песка организация может зачесть либо возвратить из бюджета в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.

Организации имеют право включать в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено.

Суммы налога сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов (если необходимость их установления предусмотрена законодательством) не включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп. 1.8 п. 1 ст. 131 НК РБ).


Важно! В 2011 г. налог платят в местные бюджеты по месту добычи природных ресурсов, а налоговую декларацию представляют в ИМНС по месту постановки плательщика на учет (данный порядок действовал и в 2010 г.).

Исчисление налога: правила и особенности

Ситуация

В договорах на поставку воды необходимо предусматривать меры ответственности потребителей за неправильное указание объемов использования полученной воды

Организация состоит на учете в ИМНС по Советскому району г. Минска и добывает в г. Минске подземную воду из собственной скважины. Часть воды она использует на собственные нужды, а часть – реализует сторонним организациям. Ей на 2011 г. доведен лимит на добычу 10 000 куб. м воды.

За I квартал 2011 г. организация добыла 2 500 куб. м воды. Из них 1 000 куб. м воды она потратила на собственные нужды, 1 500 куб. м реализовала пивоваренному заводу.

Из 1 000 куб. м воды, использованных организацией на собственные нужды, 700 куб. м было использовано для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций, остальные 300 куб. м воды – на иные цели.

По информации, полученной от пивоваренного завода, за I квартал 2011 г. завод использовал 300 куб. м воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников завода, 800 куб. м воды – для производства пива и 400 куб. м – на иные цели.

Как правильно рассчитать налог?

В данном случае организации следует знать, что ставка налога на добычу зависит от направления использования воды (см. таблицу).

Справочно: алкогольные напитки – водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более.

Слабоалкогольные напитки – напитки с объемной долей этилового спирта менее 7 %.

Безалкогольные напитки – воды минеральные; воды питьевые, воды газированные неподслащенные и неароматизированные; воды минеральные и газированные с добавлением сахара или других подслащивающих или ароматических веществ (освежающие напитки); напитки безалкогольные прочие, не содержащие молочных жиров; напитки квасные; напитки тонизирующие; напитки на основе чайного полуфабриката; напитки фруктовые, нектары, напитки овощные.

Сумма налога за I квартал 2011 г. исчислена организацией в размере 5 504 500 руб., в т.ч.:

– за добычу воды, использованной для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций, – 19 000 руб. (1 000 куб. м × 19 руб.);

– для производства пива – 5 440 000 руб. (800 куб. м × 6 800 руб.);

– на иные цели – 45 500 руб. (700 куб. м × × 65 руб.).

Не позднее 20 апреля 2011 г. организация представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию (расчет) по налогу за I квартал 2011 г. и не позднее 22 апреля 2011 г. уплатила в бюджет 5 504,5 тыс. руб. налога.

Организацию проверила налоговая инспекция.

В ходе проверки налоговая инспекция установила, что организация правильно исчислила налог за добычу воды, использованной на собственные нужды. Однако встречная проверка пивоваренного завода показала, что завод неправильно сообщил организации данные об использовании воды. На самом деле для производства пива было использовано 1 100 куб. м воды, а не 800 куб. м, на иные цели – 100 куб. м, а не 400 куб. м.

В результате, по данным налоговой инспекции, сумма налога, подлежащая уплате за I квартал 2011 г., составила 7 525 000 руб., в т.ч.:

– за добычу воды, использованной для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций, – 19 000 руб. (1 000 куб. м × 19 руб.);

– для производства пива – 7 480 000 руб. (1 100 куб. м × 6 800 руб.);

– на иные цели – 26 000 руб. (400 куб. м × 65 руб.).

По результатам налоговой проверки организации доначислили налог в размере 2 020 500 руб. (7 525 000 руб. – 5 504 500 руб.) и предъявили пени и санкции.

При этом налог, пени и санкции были начислены не пивоваренному заводу, неправильно указавшему направления расходования воды, а организации, добывающей воду, так как именно она согласно НК РБ является плательщиком налога и несет ответственность за полноту его уплаты. Аргументы организации о том, что она не имеет права доступа на территорию пивоваренного завода, не имеет полномочий на проверку сведений, получаемых от завода, налоговой инспекцией во внимание приняты не были.

Налоговая инспекция разъяснила организации, что согласно действующему законодательству организацию, осуществляющую добычу (изъятие) поверхностных и подземных вод (в т.ч. и для передачи другим пользователям), признают плательщиком и она должна исчислить и уплатить в бюджет налог за добычу (изъятие) природных ресурсов от фактического объема добытых вод (поверхностных и подземных) с применением ставок налога в зависимости от целевого использования.

Водоснабжающим организациям следует учитывать, что по ст. 7 Гражданского кодекса РБ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не определенных законодательством, но не противоречащих ему.

В связи с этим организациям, добывающим воду и реализующим ее сторонним потребителям, можно порекомендовать в договорах на поставку воды предусматривать меры ответственности потребителей за неправильное указание объемов и направлений использования полученной воды.

Справочно: из вышеизложенной ситуации видно, что налоговое законодательство написано не в пользу плательщиков налога на добычу (изъятие) природных ресурсов. Они исчисляют налог и несут ответственность за полноту уплаты налога в бюджет, не располагая всей информацией, необходимой для исчисления налога. Потребители воды, у которых есть информация, необходимая для исчисления налога, не заинтересованы в ее представлении плательщику и не несут ответственности за представление неверной информации.

Отметим, что это не единичный случай в НК РБ.

Например, объектом обложения НДС не признают безвозмездную передачу имущества организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 2.5 п. 2 ст. 93 НК РБ).

То есть организация, передавшая безвозмездно имущество сельскохозяйственной организации, должна постоянно контролировать ее целевое использование. Если в ходе проверки налоговые инспекции установят, что имущество не используют в определенных целях, оно утеряно или списано в связи с полным износом, то дарителю доначислят налог с пеней и санкциями. А поскольку любое имущество рано или поздно приходит в негодность, то уплата налога и применение пени и санкций – это всего лишь дело времени.

После проверки организация представила в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов за I квартал 2011 г. следующего содержания.

Порядок заполнения уточненной налоговой декларации за I квартал 2011 г.

Налоговую декларацию за I квартал 2011 г. представляют по форме, установленной постановлением № 82 (приложение 10).

Следует иметь в виду, что постановлением № 82 утверждена еще Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее – Инструкция). Но в разд. 10 Инструкции разъяснен только порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства.

Как заполнять налоговую декларацию (расчет) по налогу на добычу (изъятие) природных ресурсов, в Инструкции не сказано.

Кроме того, при заполнение налоговой декларации организация столкнется с тем, что гл. 1 "Общие положения" Инструкции противоречит форме налоговой декларации.

Например, в п. 4 гл. 1 Инструкции сказано, что в налоговых декларациях (расчетах) показатели отражают в тысячах рублей с точностью до 3 знаков после запятой.

На самом деле при заполнении налоговой декларации видно, что ряд граф декларации заполняют не в стоимостном, а в количественном выражении. Поэтому в гр. 3–8 декларации следует указать количественные показатели забора воды в кубических метрах. Стоимостные показатели указывают только в гр. 9–13 декларации. Но и в этих графах есть противоречие Инструкции. Так, гр. 9 "Ставка налога за добычу (изъятие), руб. за 1 т, куб. м" заполняют не в тысячах рублей с точностью до 3 знаков после запятой, как сказано в Инструкции, а в рублях. Поэтому в гр. 9–13 декларации необходимо указывать стоимостные показатели в рублях без округления до тысяч рублей.

Однако следует учитывать, что в сведениях о суммах налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подлежащего зачислению в бюджет административно-территориальной единицы, на территории которой располагается объект налогообложения (приложение к декларации), сумму налога, подлежащую уплате, указывают в тысячах рублей.

Лимит добычи воды устанавливают в целом по организации одной величиной. Но на добычу воды предусмотрены 3 разные ставки налога. Как распределять лимит между разными ставками налога, в Инструкции не говорится. Разъяснения МНС РБ по этому вопросу также отсутствуют. Поэтому по всем 3 строкам декларации в гр. 2 "Установленный годовой лимит добычи (изъятия), тонн, куб. м" указана одна и та же цифра общего лимита добычи воды, установленная организации, т.е. 10 000 куб. м.

При обнаружении неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по налогам, исчисляемым без нарастающего итога с начала года, поданной за прошлый налоговый период, соответствующие изменения и (или) дополнения должны быть отражены в налоговой декларации (расчете), представляемой за тот налоговый период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки (подп. 7.1 п. 7 Инструкции). На титульном листе такой налоговой декларации (расчета) в графе "Признак внесения изменений и (или) дополнений" проставляют знак "Х".

В постановлении МНС РБ от 31.12.2009 № 87, действовавшем до 1 января 2011 г., было указано, что налог на добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляют без нарастающего итога с начала года.

В 2011 г. в Инструкции не сказано, какие налоги исчисляют нарастающим итогом с начала года, а какие нет. Но так как порядок исчисления налога на добычу (изъятие) природных ресурсов в 2011 г. по сравнению с прошлым годом не изменился, то в связи с тем, что в ходе проверки налоговой инспекции были обнаружены ошибки при заполнении налоговой декларации (расчета) за I квартал 2011 г., организация, исправляя допущенные ошибки, должна представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию за I квартал 2011 г.

Если бы этот налог исчислялся нарастающим итогом с начала года, то организация не представляла бы уточненную налоговую декларацию, а исправила бы ошибки при заполнении налоговой декларации за очередной отчетный период текущего налогового периода.

При заполнении декларации следует учитывать, что объем воды, отпущенной для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций, надо определять по первичным учетным документам, а также по данным статистической отчетности (письмо МНС и Минприроды РБ от 15.11.2007 № 2-2-26/721/02-12/4149-вн "Об исчислении налога за использование природных ресурсов (экологического налога)").

В указанный объем включают воду, отпущенную населению, проживающему в жилых домах, которую оно оплачивает по действующим тарифам непосредственно или через жилищно-коммунальные службы, на коммунально-бытовые нужды учреждений образования и здравоохранения, спортивных (клубов, стадионов и т.д.), торговых (магазинов, ларьков, киосков и т.д.), зрелищных (театров, кино, клубов и т.д.) учреждений, предприятий общественного питания (ресторанов, столовых, кафе, буфетов и т.д.), детских дошкольных учреждений (детских садов и яслей и т.д.), детских домов, детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и инвалидов и других социально-культурных объектов, организаций коммунального хозяйства, службы быта, вокзалов, а также на коммунально-бытовые нужды всех организаций и противо-пожарного водоснабжения.

В НК РБ и постановлении № 82 не сказано, в какие местные бюджеты следует уплачивать налог на добычу – в бюджет по месту нахождения плательщика или в бюджеты по месту добычи природных ресурсов.

В прошлом году данный вопрос был разъяснен Инструкцией о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2010 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 35.

Однако в Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2011 году, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153, данный вопрос упущен.

Налоговые инспекции в письме МНС РБ от 14.06.2010 № 2-2-13/658 "Об экологическом налоге и налоге за добычу (изъятие) природных ресурсов в 2010 году" обращали внимание на то, что на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 82 НК РБ налоговые органы обязаны вести учет подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней.

Учет начисленных и уплаченных сумм налоговые органы осуществляют с использованием лицевых счетов плательщиков в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения налоговыми органами учета налогов, сборов (пошлин), пеней, процентов, штрафов, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2004 № 146* (далее – Инструкция № 146).
_________________
* Постановление утратило силу 22 февраля 2011 г. В настоящее время готовится новое постановление МНС РБ, в основу которого войдут нормы ранее действовавшего постановления.

Лицевые счета открывают по месту постановки плательщика на учет налоговый орган и (или) налоговые органы административно-территориальных единиц РБ, в бюджеты которых производят зачисление платежей (п. 5 Инструкции № 146).

Один из документов, на основании которого в лицевых счетах плательщиков отражают операции по начислению платежа, подлежащего уплате, – налоговая декларация (расчет) (п. 9 Инструкции № 146).

Для оперативного контроля за своевременным и полным поступлением экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов налоговые органы, находящиеся на территории административно-территориальных единиц РБ, в бюджеты которых производят зачисление этих налогов, должны располагать информацией о суммах платежей, подлежащих уплате в бюджет.

Таким образом, в целях осуществления администрирования налоговыми органами республики исчисленных и уплаченных плательщиками сумм налога за добычу (изъятие) природных ресурсов при наличии у плательщиков объектов налогообложения за пределами административно-территориальной единицы, на территории которой плательщик налога состоит на учете, ИМНС РБ по месту постановки на учет плательщика пересылает копии налоговых деклараций (расчетов) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов в налоговые органы по месту расположения объектов налогообложения плательщика.

При заполнении налоговых деклараций (расчетов) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов плательщик исчисляет суммы указанных налогов по каждой административно-территориальной единице.

То есть плательщик в 2011 г., как и раньше, должен уплачивать налог в местные бюджеты по месту добычи природных ресурсов, а налоговую декларацию представлять в налоговую инспекцию по его месту постановки на учет.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.