Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (С 1 июля организации культуры и их спонсоры могут использовать новые налоговые льготы)

Наталья Рощина, экономист
В 2011 г. налогообложение организаций культуры стремительно меняется.
Во-первых, в Налоговом кодексе РБ (далее – НК РБ) для них предусмотрены многочисленные налоговые льготы.
Во-вторых, с 1 января 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 03.09.2010 № 457 (далее – Указ № 457). Он установил дополнительные льготы по налогу на недвижимость, земельному налогу, налогу на прибыль для организаций культуры, которым оказывается государственная поддержка.
В-третьих, с 1 июля 2011 г. вступает в силу Указ Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации" (далее – Указ № 145). Он утвердил новые налоговые льготы и отменил с указанной даты льготы, установленные Указом № 457.
Рассмотрим изменения, которые произошли по налогу на недвижимость, земельному налогу и налогу на прибыль.
Налог на недвижимость
Освобождение организаций культуры от налога на недвижимость предоставлено подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК РБ в отношении зданий и сооружений социально-культурного назначения.
Кроме того, организации культуры, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать вышеуказанную льготу по таким зданиям и сооружениям.
Зачем тогда потребовалось дублировать льготу по налогу на недвижимость еще и в Указе № 145?
Дело в том, что в НК РБ для организаций культуры, использующих льготу по налогу на недвижимость, установлено ограничение. Льгота действует только до тех пор, пока такие организации используют здания и сооружения по целевому назначению для осуществления своей основной деятельности (п. 2 ст. 186 НК РБ).
Льготу сохраняют за организациями культуры только в том случае, если они сдают в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания и сооружения (их части):
– бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
Чтобы уйти от этих ограничений, Минкультуры РБ и было инициировано принятие Указа № 145.
Так, подп. 2.6 п. 2 Указа № 145 освобождает от налога на недвижимость здания и сооружения (их части) организаций культуры.
Как видим, в Указе № 145 льгота предоставлена без всяких ограничений. То есть для ее применения вид деятельности, каким будет заниматься организация культуры, и порядок использования принадлежащих ей зданий и сооружений больше не имеют никакого значения.
Обращаем внимание, что для целей Указа № 145 термин "организация культуры" имеет значение, определенное в Законе РБ от 04.06.1991 № 832-XII "Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь" (далее – Закон № 832-XII).
Отметим, что в Законе № 832-XII дано довольно расплывчатое определение термину "организация культуры" (подп. 1.6 п. 1 ст. 1).
Поэтому Минкультуры РБ в п. 3 Указа № 145 дополнительно поручено давать заключения об отнесении организаций к организациям культуры.
Важно! До 1 июля действует льгота, определенная п. 4 Указа № 457: не подлежат обложению налогом на недвижимость здания и сооружения (их части), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям культуры, которым оказывается поддержка.
С 1 июля 2011 г. эта льгота переходит в подп. 2.6 п. 2 Указа № 145.
Земельный налог
Организации культуры освобождены от земельного налога НК РБ.
Так, не облагают земельным налогом земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность (подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК РБ).
Установление дополнительных льгот по земельному налогу указами Президента РБ потребовалось организациям культуры по тем же причинам, что и по налогу на недвижимость.
НК РБ требует, чтобы земельные участки, выделенные организациям культуры, использовались по целевому назначению (п. 12 ст. 202 НК РБ). Если организация культуры не выполнит данное требование, она обязана произвести исчисление и уплату земельного налога исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.
Организации культуры могут сохранить за собой льготу по земельному налогу в том случае, если будут сдавать в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания (помещения) и сооружения:
– только бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
Чтобы уйти от ограничений, установленных НК РБ, Минкультуры РБ было инициировано включение в Указ № 457 льготы по земельному налогу.
Важно! До 1 июля действует льгота, определенная п. 5 Указа № 457: земельным налогом не облагают земельные участки организаций культуры, которым оказывают поддержку.
Как видно, эту льготу предоставляют организациям культуры без всяких ограничений. Независимо от того, занимается такая организация уставной или неуставной деятельностью, использует здания и сооружения для культурной деятельности или сдает в аренду, лишить ее указанной льготы невозможно.
С 1 июля данная льгота без существенных изменений перенесена в подп. 2.7 п. 2 Указ № 145.
Кроме того, п. 5 Указа № 457 предоставлена льгота по земельному налогу организациям, сдающим в аренду или безвозмездное пользование здания и сооружения организациям культуры, которым оказывают поддержку.
То есть все организации, уплачивающие земельный налог в общем порядке, имеют право его не уплачивать, как только сдадут в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование здания (помещения) и сооружения организациям культуры, которым оказывается поддержка.
При этом льготу предоставляют полностью на весь земельный участок независимо от того, сдается в аренду здание целиком или только его часть.
С 1 июля 2011 г. этот пробел в законодательстве будет исправлен.
Исчисление и уплату земельного налога не производят при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений организациям культуры (подп. 2.7 п. 2 Указа № 145). Эта льгота повторяет льготу, которая была в Указе № 457, но затем делается важное дополнение: размер площади участков, подлежащих освобождению от земельного налога, определяют пропорционально площади, занимаемой зданиями (помещениями) и сооружениями, сдаваемыми в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям культуры.
Налог на прибыль
НК РБ не освобождает организации культуры от уплаты налога на прибыль.
Поэтому с 1 января 2011 г. такое освобождение предоставлено п. 3 Указа № 457. Так, от обложения налогом на прибыль освобождена прибыль организаций культуры, которым оказывают поддержку, полученную от культурной деятельности. Как видим, эту льготу также предоставляют без каких-либо ограничений по целевому использованию высвобождаемой суммы налога.
С 1 июля 2011 г. организации культуры получают новую льготу: от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций культуры, полученную от осуществления культурной деятельности, виды которой перечислены в приложении 2 к Указу № 145 (подп. 2.4 п. 2 Указа № 145).
Важно! В Указе № 145 присутствует также условие, которого нет в Указе № 457. Денежные средства, высвобождаемые в связи с предоставлением льготы по налогу на прибыль, должны быть направлены организациями культуры (за исключением государственных организаций культуры, которым оказывают поддержку в соответствии с Указом № 457) на приобретение и ремонт основных средств, приобретение имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности.
Ответственность за нецелевое использование высвобождаемых средств Указом № 145 не предусмотрена.
В НК РБ существует льгота для организаций, оказывающих помощь бюджетным организациям культуры.
Так, от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций (в размере не более 5 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК РБ).
В состав внереализационных доходов у бюджетных организаций культуры, созданных в соответствии с законодательством, не включают (подп. 4.2 п. 4 ст. 128 НК РБ):
– стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами бюджетных организаций культуры, созданных в соответствии с законодательством;
– доходы в виде процентов от хранения вышеуказанных денежных средств на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах.
В Указе № 145 названная льгота значительно увеличена. По нормам подп. 2.4 п. 2 Указа № 145 от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций в размере не более 10 % валовой прибыли, безвозмездно переданную в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь:
– организациям культуры или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права на объекты авторского права и смежных прав;
– организациям для выполнения работ по производству фильмов;
– государственным юридическим лицам и хозяйственным обществам, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, для выполнения работ по производству телерадиопередач;
– организациям для проведения реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
– организациям для осуществления социально значимых проектов в Интернете.
Основанием для освобождения от обложения налогом на прибыль является заключение Мининформа РБ об отнесении проектов, осуществляемых в Интернете, к социально значимым.
Организациям культуры, получающим спонсорскую помощь, также предоставлена льгота по налогу на прибыль. Такие организации не включают в состав внереализационных доходов стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств.
Справочно: отметим некоторые недоработки при подготовке Указа № 145.
Например, в отличие от НК РБ получатели помощи будут вынуждены платить налог на прибыль с доходов в виде процентов от хранения безвозмездно полученных денежных средств на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах.
Получатели помощи не включают в состав внереализационных доходов стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав. Организациям, оказывающим помощь, Указ № 145 предоставил льготу только по безвозмездно перечисляемым денежным средствам.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.