Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Требования Инструкции № 112 должны выполнять банки РБ, однако эти требования затрагивают и интересы их клиентов)

Роман Томкович, юрист

Комментируемым постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.03.2011 № 112 утверждена Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь (далее – Инструкция № 112), вступающая в силу 1 июля 2011 г. С этой же даты утратят силу Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.08.2007 № 166 (далее – Правила № 166).

По содержанию Инструкция № 112 значительно отличается от Правил № 166
Изменились структура документа и его содержание. Документ стал более лаконичным и регулирует более узкий круг отношений.
Так, значительно сократилось число используемых в новом документе терминов, что обусловлено изменением порядка регулирования данных отношений. В Инструкции № 112 в отличие от Правил № 166 не используются такие термины, как:
– "лимит остатка кассы", поскольку его более не устанавливают;
– "наличный денежный оборот" (совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени);
– "прогноз наличного денежного оборота" (оценка перспектив развития наличного денежного оборота, в составе которого определяют источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятие наличных денег из оборота);
– "эмиссионный результат" (разница между поступлениями наличных денег в кассы банков и выдачами их из касс банков, которую определяют за конкретный период как выпуск наличных денег в обращение или изъятие наличных денег из обращения).
Хотя Инструкция № 112, как и Правила № 166, обязательна для выполнения только Нацбанком РБ, банками республики и небанковскими кредитно-финансовыми организациями РБ, их филиалами (отделениями) и их структурными подразделениями, данный нормативный правовой акт представляет определенный интерес и для других юридических лиц, поскольку выполнение банками требований указанного документа так или иначе затрагивает интересы их клиентов.
Случаи приема банками наличных денег остались прежними
В Инструкции № 112 отсутствуют указания о том, что обслуживающий банк устанавливает клиентам порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки, лимит остатка касс. Это означает, что банки больше не будут определять указанные параметры. Соответственно в комментируемом нормативном правовом акте отсутствуют также нормы о порядке установления сроков сдачи выручки, лимитов остатка кассы и выдачи банком разрешения на расходование наличных денег из выручки.
Инструкция № 112 содержит норму, в которой определены случаи приема банками наличных денег (см. таблицу).
 
 
Наличные денежные средства, как и ранее, банки будут выдавать только на определенные цели
Комментируемым нормативным правовым актом установлено, что обслуживающие банки выдают юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством.
Так, банки вправе выдавать наличные деньги (перечислять денежные средства на карт-счета и иные банковские счета физических лиц), в частности:
– на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов;
– на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 300 базовых величин (БВ) в течение одного дня
каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, индивидуальному предпринимателю, открывшим текущие (расчетные) счета;
– для возмещения расходов физических лиц, проведенных на основании договоров, заключенных с нанимателем, в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в размере не более 300 БВ за каждый день расходования;
– для возмещения вышеуказанных расходов физических лиц за предыдущие дни в размере, превышающем 300 БВ в день, но не более предельно допустимого размера расчетов за каждый день расходования.
Данные случаи установлены п. 77 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 (см. "ГБ", 2011, № 17, с. 43–66).
Банки по-прежнему будут осуществлять контрольные функции в сфере обращения наличных денег
На банки, как и ранее, возложена обязанность по осуществлению контроля за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для выполнения этой задачи банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых клиентами.
Обслуживающие банки при приеме и выдаче наличных денег юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальнымипредпринимателями должны осуществлять контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов.
В случае если у банка возникают подозрения в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, он обязан заполнить специальные формуляры.
Данная норма является логическим продолжением требований ст. 6 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности".
Так, финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет (например, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. не соответствует целям деятельности участника финансовой операции – некоммерческой организации, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре).
Признаки подозрительных финансовых операций и критерии их выявления содержит Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34. К таким признакам, в частности, относят:
– представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
– немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;
– необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода;
– проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);
– осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и (или) перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) в сумме, превышающей установленный законодательством предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
– систематическое осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) или внесению наличных денежных средств в кассы банка с последующим зачислением на счета получателей в суммах, близких по значению или равных предельно допустимому размеру расчетов (кроме операций по внесению в кассу банка выручки от организаций, индивидуальных предпринимателей для ее зачисления на свои текущие (расчетные) банковские счета);
– существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;
– систематическое осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций по снятию поступающей выручки в наличной форме, ее перечислению на карт-счет или использованию для покупки наличной иностранной валюты, если суммы финансовых операций не соответствуют характеру деятельности клиента;
– внесение наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения;
– осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков они вызывают подозрения в том, что их осуществляют в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров, легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.
Вышеуказанным нормативным правовым актом также установлено в п. 10, что Правила внутреннего контроля банка (локальный нормативный правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего контроля в банке и его структурных подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности) должны разрабатываться с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, и включать в т.ч. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка. Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, указанные выше.
С 1 июля банки наделены правом получать от своих клиентов определенные сведения
Инструкция № 112 дает обслуживающим банкам право запрашивать у юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк. Клиенты обязаны представлять указанные сведения в банки в порядке и в сроки, определенные договором, заключенным с банком.
Указанные сведения необходимо запрашивать в письменной форме, а договором, заключенным между банком и клиентом, должны быть определены сроки представления банку соответствующей информации и ответственность клиента за неисполнение этой обязанности. Если же клиент откажется включать в договор вышеуказанные условия, он может быть понужден к этому в судебном порядке.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, предусмотренным законодательством (ст. 392 Гражданского кодекса РБ). Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не определено законодательством.
Таким образом, банки обязаны будут провести системную работу по приведению заключенных с клиентами договоров в соответствие с требованиями Инструкции № 112.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.