Top.Mail.Ru
40

Порядок определения цен – сво­бодный

(Комментарий к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 и постановлению Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46)

Юрий Веремейко, юрист

С момента вступления в силу Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72) снято большинство ограничений, которые ранее были предусмотрены законодательством о ценообразовании. Однако продолжала действовать Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183). Поэтому многие субъекты хозяйствования и специалисты в области ценообразования сомневались в законности тех или иных действий субъектов предпринимательства и говорили о возможности применения мер ответственности за нарушения требований законодательства о ценообразовании, которые фактически были отменены.
Постановлением Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" Инструкция № 183 признана утратившей силу. В связи с этим на большинство имевшихся вопросов были получены окончательные ответы. Остановимся на таких вопросах подробнее.

Обосновывать цены (тарифы) не нужно

Указом № 72 был признан утратившим силу Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь". С момента вступления в силу Указа № 72, т.е. с 1 марта 2011 г., отменена необходимость обосновывать уровень цен (тарифов) экономическими расчетами.

В Инструкции № 183 также была предусмотрена норма о необходимости составления экономических расчетов. Так, в п. 47 Инструкции № 183 было указано, что организации-изготовители и импортеры при определении уровня отпускных (розничных) цен и тарифов обосновывают их экономическими расчетами. В то же время данная норма не могла применяться на основании Инструкции № 183 (так как Инструкция № 183 являлась подзаконным актом и не устанавливала обязанность обоснования цен (тарифов), а лишь конкретизировала ее. Сама же обязанность была предусмотрена Указом № 285, поэтому именно с момента признания утратившим силу Указа № 285 обязанность составления экономических расчетов была отменена.

Субъекты хозяйствования самостоятельно устанавливают порядок определения цен

Как известно, Инструкция № 183 предусматривала определенный порядок формирования цен. В частности, она оперировала следующими понятиями:

– отпускная цена – это цена, устанавливаемая на произведенный товар (товар как собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в т.ч. переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже;

– торговая надбавка – надбавка, взимаемая торговой организацией или организацией-изготовителем при осуществлении розничной торговли.

С учетом предусмотренных правил субъекты различных сфер деятельности определяли цены либо путем формирования отпускных цен в установленном законодательством порядке, либо путем применения различных надбавок к отпускным ценам.

С момента вступления в силу Указа № 72 данные положения утратили силу. С 1 марта 2011 г. субъекты предпринимательства самостоятельно устанавливают правила, которые они применяют при определении цен (т.е. теперь не обязательно руководствоваться прежней схемой определения цен, а можно разработать собственные правила, которые могут отличаться от применявшихся ранее).

Именно поэтому с 1 марта 2011 г. нет необходимости передавать между субъектами торговой деятельности информацию об уровне сформированной отпускной цены и взимаемых надбавок. На практике многие работники таких организаций по-прежнему требуют от продавцов представить эту информацию. Теперь же данное требование относится к договорным отношениям. Так, если стороны считают необходимым, они передают друг другу соответствующую информацию, если нет, то продавец имеет право отказать в ее представлении. У продавца может просто не быть такой информации, если он не получил ее от лица, у которого приобрел товары.

Административная ответственность

В Указе № 72 было предусмотрено, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов (подп. 2.3 п. 2), однако вопрос применения ответственности был актуален и после вступления в силу Указа № 72.

С начала действия Указа № 72 сложилось неоднозначное понимание ситуации: многие считали, что ответственность может быть применена и за отсутствие экономических расчетов, и за нарушение других положений Инструкции № 183 о порядке формирования цен.

Например, бытовало мнение, что контролирующие органы не вправе применить ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 12.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), что вполне очевидно, так как о невозможности ее применения прямо сказано в Указе № 72. Однако они могут применить ответственность за нарушение установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) и неповиновение требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, состоящему в представлении экономических расчетов, соответственно (ст. 12.4 и 23.4 КоАП).
 
Справочно: реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом РБ на переработку, подлежащих вывозу за пределы Республики Беларусь), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение штрафа в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (ч. 3 ст. 12.6 КоАП).

Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин (ст. 12.4 КоАП).

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или административный арест (ст. 23.4 КоАП).
 
Данные предположения ошибочны. С момента вступления в силу Указа № 72 ответственность за указанное деяние и за любые иные нарушения порядка формирования цен (тарифов) применяться не могла, так как это противоречило бы законодательству. Тот факт, что продолжала действовать Инструкция № 183, в данном случае не имел существенного значения, потому что на уровне законодательных актов данная ответственность была устранена.

Так, невозможность применения ответственности обусловлена именно тем, что с момента вступления в силу Указа № 72 цены на большинство видов товаров (работ, услуг) не подлежат регулированию и их определяют свободно.

Свободная цена (тариф) – это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или предусматриваемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений (ст. 3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З "О ценообразовании" (далее – Закон)).

Порядок определения и применения цен (тарифов) – это один из способов регулирования цен (тарифов) (ст. 8 Закона). В связи с этим, если цены (тарифы) не относятся к регулируемым, к ним вообще не могут быть применены какие-либо правила о порядке их определения и применения.

Следовательно, в отношении цен (тарифов), которые не относятся к регулируемым, требования и ограничения, предусмотренные Инструкцией № 183 и иными актами законодательства, не могли быть применены уже с момента вступления в силу Указа № 72. Их несоблюдениене могло считаться правонарушением даже до отмены Инструкции № 183. Если какие-либо субъекты хозяйствования были в этот период привлечены к ответственности, они вправе обжаловать соответствующие решения.

Установление цены в валюте

Еще один довольно актуальный на сегодняшний день вопрос: возможно ли определять цены (тарифы) в иностранной валюте или рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте?

Как известно, ранее п. 4 Инструкции № 183 было прямо предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности устанавливают цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в белорусских рублях, если иное не предусмотрено законодательством.

В настоящее время Инструкция № 183 утратила силу, но, как и в случаях, описанных выше, ограничения на формирование цен в валюте или эквиваленте не действовали уже с момента вступления в силу Указа № 72.

В частности, указанное в Инструкции № 183 ограничение относилось к одному из способов регулирования цен, которое фактически вытекало из необходимости определять цены в установленном законодательством порядке и обосновывать их соответствующими экономическими расчетами.

Со вступлением в силу Указа № 72 цены (тарифы) на большинство товаров (работ, услуг) стали свободными, их формируют под воздействием спроса и предложения. Иными словами, любые способы их регулирования отменены, в т.ч. и обязанность определять цены (тарифы) исключительно в национальной валюте.

Значит, с момента вступления в силу Указа № 72 не исключена возможность определять цены (тарифы) любым способом, в т.ч. в валюте или в рублях эквивалентно определенной сумме в валюте.

Теперь отменена и Инструкция № 183, поэтому вести речь о наличии соответствующих ограничений нет оснований.

В то же время стоит предостеречь субъектов торговли от массового пересчета цен (тарифов) с использованием текущих рыночных курсов валют, которые складываются под воздействием различного рода факторов, зачастую очень индивидуальных и субъективных.

К сожалению, в настоящее время рыночные курсы твердых иностранных валют достаточно неопределенны и колеблются в очень широких пределах. С одной стороны, в текущей ситуации никто не может запретить субъектам предпринимательства пересчитать цены (тарифы) с использованием максимально возможного курса. Однако вряд ли такие субъекты смогут реализовать свои товары (работы, услуги) по завышенным ценам (тарифам), что лишает какого-либо экономического смысла повышение цен (тарифов).

С другой стороны, реализация товаров (работ, услуг) по прежним ценам (тарифам) тоже может стать причиной неблагоприятных последствий. Именно поэтому экономические службы компаний должны уделить решению данных вопросов особое внимание, поскольку теперь у них есть все необходимые для этого возможности и они не ограничены необходимостью соблюдения требований законодательства о ценообразовании, как это было ранее.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 18 май 2011
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете возникающей разницы между договорным курсом и курсом Нацбанка РБ?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации

9

О применении норм Указа от 14 апреля 2011 г. № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации"

13

Комментарий (С 1 июля организации культуры и их спонсоры могут использовать новые налоговые льготы)

14

Комментарий (Организации культуры с 1 июля освобождены от НДС при ввозе из третьих стран носителей экземпляров фильмов и культурных ценностей)

17

Бухгалтерский учет

19

О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов в 2011 году

19

О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 38

20

Комментарий (Вносятся изменения в формы документов и в учет денежных документов)

20

Расчеты и кредиты

22

Об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

22

Комментарий (Требования Инструкции № 112 должны выполнять банки РБ, однако эти требования затрагивают и интересы их клиентов)

27

МНС РБ разъясняет

31

О налогообложении премии (бонуса)

31

О применении нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию на основании договоров комиссии

31

О рассмотрении запроса

33

О проверяемом периоде

33

О налоге на прибыль

35

О налогообложении

36

Комментарии

38

Производство автомобилей в Республике Беларусь: с 1 мая 2011 года начнут действовать новые налоговые льготы

38

Порядок определения цен – сво­бодный

40

С 1 июля 2011 года организации должны вести кассовые операции по новым правилам

43

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

46

ВОПРОС – ОТВЕТ

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Упрощенная система налогообложения на практических ситуациях

50

При реализации услуг за пределы Республики Беларусь применяют ставку налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3 %

53

В каких случаях при выполнении работ (услуг) с реализацией материалов не нужно исчислять НДС?

56

Распределение налоговых вычетов по НДС: в 2011 году произошли отдельные изменения

62

конкурс на звание "Лучший главный бухгалтер года"

71

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

83

Учет ГСМ: инструкция новая, формы документов отменены, а подходы сохранены прежние

83

У ВАС ПРОВЕРКА

89

Льготы по налогу на недвижимость социального характера: вас проверяет налоговая инспекция

89

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

95

Начисление страховых взносов в Белгосстрах: как правильно определить объект

95

статистическая информация

101

О минимальных потребительских бюджетах для разных социально-демографических групп на­селения

101

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

101

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

102

налоговый календарь

107

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2011 года

107

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

110

к сведению читателей

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 23 по 29 апреля 2011 го­да

112