Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Льготы по налогу на недвижимость социального характера: вас проверяет налоговая инспекция

Иван Данилов, экономист

Цель статьи: помочь организациям, пользующимся льготами по налогу на недвижимость социальной направленности, подготовиться к проверке.
Задача: помочь избежать негативных последствий – уплаты штрафов и пеней за неправильное применение льгот по налогу на недвижимость.

 

Если организация применяет налоговые льготы, то такую организацию обязательно проверит налоговая инспекция. Это всего лишь вопрос времени. Льготы по налогу на недвижимость исключением из данного правила не являются.

Правильность применения льгот по налогу на недвижимость могут проверить также специалисты КГК РБ, ведомственного контроля и других контролирующих органов.
Каждая льгота по налогу на недвижимость имеет свои особенности. Поэтому рассмотрим, что проверяет налоговая инспекция отдельно по каждой льготе.
Проверьте, точно ли здание является объектом социально-культурного назначения
От налога на недвижимость освобождены здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами).
Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать установленную льготу по таким зданиям (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
1. Если организация взяла в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование здание (сооружение) социально-культурного назначения и применяет по нему льготу по налогу на недвижимость, определенную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, то в ходе проверки налоговая инспекция обязательно обратит внимание на правомерность применения такой льготы.
Организация в ходе проверки может подтвердить правомерность применения льготы нормами таких документов, как:
– Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1475.
Указанный документ, в частности, определил отрасли социально-культурной сферы – это здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм (подп. 9.4.4 п. 9 постановления № 1475);
– общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
К объектам социально-культурного назначения налоговые инспекции в соответствии с указанным классификатором относят основные фонды, используемые в сфере здравоохранения, туризма и отдыха, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства.
Пример 1
Парк культуры имеет здания и сооружения (дорожки, забор, кабельная линия электропередач, павильоны, контейнерная площадка, туалет контейнерного типа, площадка с покрытием из тротуарной плитки и т.п.).
Остаточная стоимость указанных зданий и сооружений парка культуры подлежит освобождению от налога на недвижимость, так как он является объектом социально-культурного назначения.
 
2. Также налоговые органы проверяют правомерность применения льготы, когда организация, осуществляющая социально-культурную деятельность, арендует у физических лиц здания (сооружения), части этих зданий и сооружений.
В данном случае организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, по таким зданиям и сооружениям.
Пример 2
Медицинский центр находится в арендуемой у физического лица квартире, расположенной на первом этаже жилого дома и выведенной из жилого фонда.
Хотя квартира принадлежит физическому лицу, налог на недвижимость за нее должен платить медицинский центр. Данная норма определена п. 1 ст. 184 НК: по зданиям и сооружениям (кроме переданных в доверительное управление и (или) приобретенных в процессе доверительного управления), расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком налога на недвижимость признают организацию-арендатора (лизингополучателя, ссудополучателя).
Так как медицинский центр относят к социально-культурной сфере, он может прольготировать не только здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности, но и здания и помещения, арендуемые у физических лиц. При этом не важно, имеет физическое лицо право на льготу по налогу на недвижимость по данной квартире или нет.
 
3. От налога на недвижимость освобождены также здания жилищного фонда местных Советов депутатов и организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, неиспользуемых для проживания физическими лицами).
Проверяя эту льготу, налоговая инспекция:
– определит, относены ли здания и помещения, льготируемые организацией, к жилищному фонду.
Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений РБ, которые предназначены для проживания граждан (Жилищный кодекс РБ от 22.03.1999 № 248-З (далее – ЖК));
– потребует от организации представить информацию о принадлежащих ей жилых помещениях в многоквартирных жилых домах, неиспользуемых для проживания физическими лицами (для того чтобы обложить эти помещения налогом на недвижимость).
Пример 3
На балансе организации находится жилое помещение. Указанное помещение используют для краткосрочного проживания командированных в организацию физических лиц.
Следует ли применять льготу по налогу на недвижимость в части стоимости данного помещения?
В состав жилого фонда входит в т.ч. жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы собственности (ст. 7 ЖК).
По мнению МНС РБ (письмо от 16.04.2010 № 2-2-12/389 "Об актуальных вопросах исчисления налога на недвижимость"), в случае использования жилого помещения, находящегося на балансе юридического лица, для проживания командированных в организацию работников стоимость такого помещения не подлежит обложению налогом на недвижимость.
Отметим, что для МНС РБ не имеет значения, сколько времени в течение года проживали в таком помещении физические лица. Достаточно будет даже одного дня в году.
Пример 4
Организация сдает в наем физическим лицам принадлежащие ей квартиры и комнаты в общежитии.
Должна ли организация в этом случае платить налог на недвижимость, учитывая, что при сдаче организациями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожденных от налога на недвижимость, такие здания и сооружения (их части) подлежат обложению налогом на недвижимость в общеустановленном порядке (п. 2 ст. 186 НК)?
Жилищный фонд является совокупностью всех жилых помещений Республики Беларусь, которые предназначаются для проживания граждан. Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений недопустимо (ст. 8 ЖК).
Предоставление жилых помещений для проживания должно производиться посредством заключения договоров найма жилых помещений (ст. 27 ЖК). Соответственно использование жилого помещения организацией по целевому назначению без заключения с гражданами договоров найма невозможно.
Поэтому применение организацией льготы по налогу на недвижимость в отношении зданий жилищного фонда возможно при сдаче данной организацией гражданам в наем жилых помещений.
 
Некоторые налоговые инспекции, увидев, что на балансе проверяемой организации находится общежитие, обвиняют организацию в том, что она не платит налог на недвижимость за комнаты в общежитиях, в которых временно никто не проживает, комнату коменданта, кухни, колясочные, различные служебные помещения и т.п.
При появлении таких требований организация должна аргументировать свою позицию проверяющим следующим образом:
квартира – жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которое организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений жилого дома;
многоквартирный жилой дом – жилой дом, состоящий из 2 и более квартир, входы в которые организованы из вспомогательных помещений жилого дома (ст. 1 ЖК).
Определение общежития приведено в п. 79 Указа Президента РБ от 29.11.2005 № 565 "О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений". Так, общежитие – это жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы.
Общежития предназначены для проживания граждан на период их работы (службы) в государственном органе, иной организации или учебы в средней школе – училище олимпийского резерва, учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (п. 2 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1999 № 1437).
Таким образом, общежития, находящиеся на балансе организаций, включают в состав жилищного фонда организаций, но не относят к многоквартирным жилым домам.
Поэтому помещения общежитий, включая комнаты в общежитиях, временно не заселенные, комнаты коменданта, кухни, колясочные, различные служебные помещения и т.п., не облагают налогом на недвижимость, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
4. Аренда жилого помещения у физического лица – также объект налогового контроля.
Пример 5
Организация арендует у физического лица квартиру для проживания своих работников.
Может ли она применить льготу по налогу на недвижимость в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК?
Освобождают от налога на недвижимость здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами) (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).
Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать установленную льготу по таким зданиям.
Поэтому организация, арендующая у физического лица квартиру для проживания своих работников, имеет право воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.
Проверьте, соблюдены ли нормы налогового законодательства в отношении льготы, зависящей от численности инвалидов
От налога на недвижимость освобождены здания и сооружения организаций общественных объединений "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", а также обособленных подразделений этих организаций при условии, если численность инвалидов в указанных организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 % от списочной численности в среднем за период (подп. 1.2 п. 1 ст. 186 НК).
Обращаем внимание, что здания и сооружения самих обществ инвалидов НК от обложения налогом на недвижимость не освобождены. От налога на недвижимость освобождены только здания и сооружения, созданные этими обществами организаций.
Однако это не означает, что общества инвалидов платят налог на недвижимость.
На практике, когда налоговые инспекции в ходе проверок хотят обложить здания и сооружения обществ инвалидов налогом на недвижимость, данные общества обращаются с жалобой в МНС РБ, и министерство дает подведомственным инспекциям указание не брать налог. Это продолжается из года в год, от проверки к проверке, но дополнения в НК, освобождающие общества инвалидов от налога на недвижимость, до настоящего времени так и не внесены.
Если налоговые инспекции приходят на проверку в организацию, использующую труд инвалидов, то они тщательно проверяют, правильно ли организация исчисляет списочную численность инвалидов в среднем за период.
Например, при использовании освобождения от обложения НДС в списочную численность работников в среднем за период включают также граждан, работающих по совместительству, и граждан, выполняющих работы, оказывающих услуги по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам. В списочную численность плательщика – индивидуального предпринимателя включается также указанный предприниматель. При этом процентное соотношение определяют ежемесячно и освобождение от НДС предоставляют при условии соблюдения установленного процента списочной численности в среднем за истекший месяц.
Применяя льготу по налогу на прибыль при определении списочной численности в среднем за налоговый период, в списочную численность (с учетом совместителей) включают также лиц, не состоящих в штате организации (работающих по договорам подряда, другим договорам гражданско-правового характера) (подп. 1.5 п. 1 ст. 140 НК).
В отличие от налога на прибыль и НДС в гл. 17 НК "Налог на недвижимость" ничего не сказано о том, как определять такую численность.
Поэтому при применении этой налоговой льготы для определения списочной численности работников в среднем за период организации должны руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).
Так, списочную численность работников в среднем за отчетный месяц (среднемесячная численность) определяют путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля – по 28-е или 29-е число), включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
Списочную численность работников в среднем за месяц в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства и др.), рассчитывают путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце (подп. 9.4 п. 9 Указаний № 92).
Для того чтобы определить списочную численность работников в среднем за период с начала года по отчетный месяц включительно, необходимо суммировать среднемесячную численность работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, а затем разделить полученную сумму на число месяцев за период с начала года, соответственно на 2, 3, 4..., 7..., 12 (подп. 9.5 п. 9 Указаний № 92).
Списочную численность работников в среднем за год можно найти путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (подп. 9.6 п. 9 Указаний № 92).
Но если организация работала неполный год (например, сезонный характер работы или создана после января), то списочную численность работников в среднем за год определяют путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12 (подп. 9.7 п. 9 Указания № 92).
Пример 6
У организации среднемесячная численность работников в январе 2011 г. – 190 человек, в феврале – 200 человек, в марте – 210. Списочная численность работников в среднем за I квартал 2011 г. составит 200 человек ((190 + 200 + 210) / 3).
Пример 7
Организация вновь создана в марте 2011 г. Списочная численность работников за март 2011 г. составила 90 человек. Следовательно, списочная численность работников за I квартал 2011 г. для этой организации будет 30 человек (90 / 3).
 
Отдельно следует остановиться на том, что для целей государственных статистических наблюдений списочную численность работников в среднем за период отражают без численности работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, что специально оговаривается в указаниях по заполнению соответствующих форм государственных статистических наблюдений.
 
Справочно: при определении с 1 января 2009 г. (даты вступления в силу Указаний № 92) критерия численности инвалидов для применения налоговой льготы по налогу на прибыль в списочную численность промышленно-производственного персонала в среднем за период не включают работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
До 1 января 2009 г. применяли нормы постановления Минстата РБ от 17.09.2001 № 80 "Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду". Указанную категорию работников учитывали при определении критерия численности для применения льготы по налогу на недвижимость.
Проверьте наличие документов, подтверждающих историко-культурную ценность вашего здания
От налога на недвижимость освобождены здания и сооружения, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом РБ, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия (подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).
При использовании указанной льготы организациям следует учитывать, что материальными историко-культурными ценностями являются материальные объекты, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко-культурной ценности (ст. 1 Закона РБ от 09.01.2006 № 98-З "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь" (далее – Закон № 98-З)). Решение о присвоении материальному объекту статуса историко-культурной ценности принимает Совет Министров РБ, основываясь на соответствующем решении научно-методического совета о необходимости присвоения данному материальному объекту такого статуса. Материальные объекты, по которым Правительством РБ принято решение о придании им статуса историко-культурной ценности, включают в Государственный список историко-культурных ценностей (ст. 23 Закона № 98-З).
Налоговые инспекции проверяют:
– включены ли прольготированные организацией здания и сооружения в перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от обложения налогом на недвижимость.
Такой перечень утвержден Указом Президента РБ от  01.11.2005 № 512 "Аб зацвярджэннi пералiку матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у Дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, якiя вызваляюцца ад абкладання падаткам на нерухомасць";
– соблюдает ли собственник этих ценностей законодательство об охране историко-культурного наследия.
Порядок охраны историко-культурного наследия регулирует Закон № 98-З.
Основные правила, которые должна знать организация, пользующаяся льготой, определенной подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК:
– при приобретении права собственности на материальную историко-культурную ценность новый собственник или по его поручению владелец обязаны на протяжении одного месяца подписать охранное обязательство (ст. 53 Закона № 98-З);
– при придании материальному объекту статуса историко-культурной ценности необходимо на протяжении одного месяца подписать охранное обязательство.
 
Важно! Невыполнение одного из этих двух условий влечет за собой признание таких сделок недействительными.
 
Охранным обязательством является документ, составленный по форме, установленной Минкультуры РБ (постановление Минкультуры РБ от 08.12.2006 № 40 "Об утверждении некоторых форм" (с изменениями и дополнениями)). В нем определяют индивидуальные условия содержания и использования, регламентируют порядок выполнения работ и иные ограничения действий собственников (владельцев), а также требования по обеспечению сохранности, в т.ч. в случаях чрезвычайных ситуаций или в период военных конфликтов (ст. 44 Закона № 98-З).
В охранном обязательстве изложены требования по обеспечению сохранности материальных историко-культурных ценностей со ссылкой на соответствующие статьи Закона № 98-З;
– Минкультуры РБ определены требования по обеспечению сохранности материальных историко-культурных ценностей, которые фиксируются в охранном обязательстве, составленном по установленной форме, и подлежат исполнению всеми юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями;
– постановлениями Минкультуры РБ от 08.12.2006 № 40 и от 29.08.2007 № 37 утверждены образцы учетных документов историко-культурных ценностей, в т.ч. учетной карточки, паспорта, охранной доски и охранного обязательства, а также Инструкция о порядке подготовки, подписания и регистрации охранного обязательства на материальную историко-культурную ценность.
Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия и меры ответственности за их совершение предусмотрены в гл. 19 Кодекса РБ об административных правонарушениях (ст. 19.1–19.7).
Религиозным организациям: проверьте, кому вы передали в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование свое здание. Можно потерять льготу
От налога на недвижимость освобождены культовые здания и сооружения, в т.ч. не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в т.ч. в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей) иным религиозным организациям (подп. 1.8 п. 1 ст. 186 НК).
При проверке данной льготы основная цель налоговой инспекции – установить, является ли организация (объединение), пользующаяся льготой, религиозной организацией и если является, то зарегистрирована ли она в порядке, установленном законодательством.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовые основы создания и деятельности религиозных организаций регулирует Закон РБ от 17.12.1992 № 2054-ХII "О свободе совести и религиозных организациях" (далее – Закон № 2054-XII).
Религиозная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, религиозное воспитание, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, обучение священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и др.). Такое определение приведено в Законе № 2054-XII.
Религиозными организациями в Республике Беларусь признают добровольные объединения граждан РБ (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.
Религиозные организации имеют следующие признаки: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное просвещение и воспитание своих последователей.
Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации такая организация приобретает статус юридического лица.
Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:
– религиозных общин – областные, Минский городской исполкомы;
– религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, – республиканский орган государственного управления по делам религий.
После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации.
Перечень религиозных организаций, культовые здания и сооружения которых не облагаются налогом на недвижимость, утвержден УказомПрезидента РБ от 01.12.2005 № 571 "Об освобождении религиозных организаций от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость" (далее – Перечень).
Таким образом, для применения льготы по налогу на недвижимость в отношении культовых зданий и сооружений религиозная организация должна быть:
– зарегистрирована в порядке, установленном Законом № 2054-XII;
– включена в Перечень.
Важно! Если религиозная организация, пользующаяся льготой, сдает свои культовые здания и сооружения в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, налоговая инспекция проверит, чтобы среди арендаторов (пользователей) были только религиозные организации.
При проверке налоговая инспекция может потребовать от организации представления договора аренды или договора безвозмездного пользования льготируемых зданий и сооружений.
Дело в том, что при сдаче организациями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), освобожденных от обложения налогом на недвижимость,такие здания и сооружения (их части) подлежат обложению налогом на недвижимость в общем порядке (п. 2 ст. 186 НК).
Эта норма НК не распространяется только на здания и сооружения (их части), сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:
– бюджетным организациям;
– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
– бюджетными организациями и учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;
– учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;
– Нацбанком РБ и его структурными подразделениями, коллегиями адвокатов;
– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям (норма действует с 1 января 2011 г.);
– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования (норма действует с 1 января 2011 г.).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.