Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий к Закону РБ от 16.06.2010 № 139-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О туризме"

Михаил Легков, главный юрисконсульт Минспорта РБ
Закон существенно обновил и дополнил понятийный аппарат в сфере туризма
В целях совершенствования норм Закона РБ от 25.11.1999 № 326-З "О туризме" (в ред. от 09.01.2007 № 206-З) и создания благоприятных правовых и организационных условий для развития международного и внутреннего туризма был разработан и подписан Закон РБ от 16.06.2010 № 139-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О туризме" (далее – Закон). Закон вступает в силу 6 октября 2010 г.
Термины "турист" и "экскурсант" приведены в соответствие с международными подходами к их определению. Так, под туристом понимается физическое лицо, совершающее туристическое путешествие на период более 24 ч или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Экскурсант – это физическое лицо, которое совершает экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания. Разделение лиц на туристов и экскурсантов позволит проводить полные и сопоставимые статистические исследования, составлять статистические прогнозы (а это будет способствовать достоверному отражению экономических и социальных процессов в сфере туризма), а также существенно упростит порядок договорных отношений между ними и субъектами туристической деятельности. Закон вводит понятие "туристическое путешествие". Туристическим путешествием является организованное путешествие (поездка, передвижение, пребывание) физических лиц за пределы их места жительства (места пребывания) с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями, без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте).
Кроме того, на основании Директивы ЕС от 13.06.1990 № 90/314/ЕЕС (Люксембург) "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" Закон конкретизирует основные концептуальныетермины – "тур" и "туристическая услуга". Под туром подразумевается сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее 2 из 3 следующих видов услуг: перевозка, размещение, иные туристические услуги (питание, организация туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке и размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие. Соответственно туристические услуги – это услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (питание, организация туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугами по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.
Важным также является дополнение определений таких терминов, как "турагентская деятельность" и "туроператорская деятельность". В частности, юридические лица или индивидуальные предприниматели (турагенты) получили право на продвижение туров и оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия. Продвижение тура – это комплекс мер, направленных на формирование спроса на туристические услуги, в т.ч. посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания каталогов, буклетов. Субъекты туристической деятельности вправе оказывать и отдельные услуги, связанные с организацией туристического путешествия (бронирование мест в отелях и гостиницах, бронирование и доставка билетов, визовая поддержка, иные услуги). Учет таких услуг позволит упорядочить их в процессе государственной статистической отчетности.
Под туроператорской деятельностью понимается предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению и реализации туров, в т.ч. сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов РБ, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.
В свою очередь, турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (тур-агентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами РБ,участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.
Таким образом, статус туроператора и турагента представляет собой следующее (см. таблицу).
 
 
Кроме того, Законом уточняются определения таких терминов, как "туризм", "туристическая индустрия", "туристическая зона", "туристические ресурсы" и др.
Сфера действия Закона
Закон регулирует отношения, возникающие:
– при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями туристический деятельности;
– совершении физическими лицами туристических путешествий;
– экскурсионном обслуживании;
– организации и обеспечении безопасности в сфере туризма.
В то же время действие Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и созданных ими юридических лиц, на которые законодательством возложены функции по организации и проведению в Республике Беларусь и иностранных государствах дней экономики, выставок, ярмарок, презентаций, симпозиумов, конференций, деловых визитов (миссий), мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, устранены противоречия в практике применения Закона, касающиеся отнесения деятельности организаций, созданных в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, к туристической деятельности. Например, Закон РБ от 16.06.2003 "О торгово-промышленной палате" закрепляет за Белорусской торгово-промышленной палатой (далее – БелТПП) такие важные государственные функции в области внешнеэкономической деятельности, как организацию коллективного участия субъектов предпринимательской деятельности в выставках, ярмарках; организацию деловых визитов (миссий), проводимых и в Республике Беларусь, и за рубежом. В рамках организации вышеназванных мероприятий и с целью реализации задач, возложенных на БелТПП законодательством, БелТПП и созданные ею юридические лица принимают на себя обязательства по предоставлению услуг перевозчиков, бронированию авиабилетов, обеспечению транспортом, оказанию визовой поддержки, других сопутствующих услуг. Таким образом, перечисленная деятельность только внешне напоминает туристическую. Фактически же БелТПП и созданные ею юридические лица не оказывают туристические услуги в виде, определенном законодательством, поскольку проводимые деловые визиты и иные мероприятия являются только способом выполнения задач, возложенных на БелТПП.
Закон вводит статью, посвященную внешней торговле туристических услуг
Внешняя торговля туристическими услугами включает экспорт и импорт туристических услуг.
К экспорту относится внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания белорусскими исполнителями иностранным заказчикам, а к импорту – внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания иностранными исполнителями белорусским заказчикам. Определения терминов "импорт туристических услуг" и "экспорт туристических услуг"соответствуют методологическим подходам Национального статистического комитета к оценке объемов экспорта и импорта туристических услуг.
С 6 октября 2010 г. туристический ваучер перестает существовать
Важнейшим изменением Закона является новый подход к оформлению отношений между субъектом туристической деятельности и участником туристической деятельности. Опыт работы с туристическим ваучером показал нецелесообразность объединения 2 документов (туристический ваучер и договор оказания туристических услуг) в единый документ. В классическом виде туристический ваучер – это документ, фиксирующий весь комплекс услуг по организации туристического путешествия, который подтверждает их оплату и гарантирует предоставление потребителю. В то же время договор оказания туристических услуг представляет собой соглашение сторон обустановлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Рассматривать белорусский вариант туристического ваучера как документ, подтверждающий оплату туристических услуг, нецелесообразно, так как по законодательству подтверждением оплаты услуг являются кассовый чек или банковское платежное поручение. Следовательно, туристический ваучер – это избыточный документ в процессе реализации тура заказчику.
В связи с вышесказанным термин "туристический ваучер" исключен.
Основным документом, регулирующим взаимоотношения между субъектом туристической деятельности и участником туристической деятельности, будет являться договор оказания туристических услуг
Законом определено, что договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие существенные условия:
– предмет договора оказания туристических услуг;
– стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты;
– сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
– сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг;
– программу туристического путешествия;
– права, обязанности и ответственность сторон;
– условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда);
– иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами. Вместе с тем исполнение обязательств третьими лицами не освобождает исполнителя от ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими условий договора.
Типовая форма договора оказания туристических услуг утверждается Советом Министров РБ.
Что касается экскурсионного обслуживания, то оно осуществляется на основании:
– договора оказания туристических услуг (когда является частью комплекса (комплексом) туристических услуг, оказываемых во время совершения туристического путешествия или в связи с ним);
– договора оказания экскурсионных услуг (когда осуществляется посредством оказания только услуг экскурсоводов, гидов-переводчиков, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий, в т.ч. с использованием транспортных средств).
Поэтому при оказании экскурсионных услуг (услуги экскурсовода, гида-переводчика) с использованием транспортных средств заключается договор оказания экскурсионных услуг. Кроме того, Закон определил, что такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи экскурсанту квитанции, если иное не определено договором оказания экскурсионных услуг. Форма бланка квитанции утверждается Минспорта РБ.
Принимая во внимание решение Конституционного Суда РБ от 18.12.2008 № Р-303/2008 "О реализации субъективного права при прекращении действия правовых норм", в Законе закреплена следующая норма. Договоры оказания туристических услуг, заключенные до вступления в силу Закона, применяются в соответствии с законодательством, действующим до вступления его в силу.
Туристические информационные центры
Закон дополнен также статьей, регулирующей вопросы создания и деятельности туристических информационных центров. Так, определено, что для развития международного и внутреннего туризма, формирования и распространения информации о Республике Беларусь и ее туристическом потенциале создаются туристические информационные центры Республики Беларусь, в т.ч. за ее пределами.
Туристические информационные центры основываются местными исполнительными и распорядительными органами, иными юридическими и физическими лицами в любой организационно-правовой форме (за исключением производственного кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства) в соответствии с законодательством. Они могут создаваться в качестве структурного подразделения юридического лица, в т.ч. обособленного.
Туристические информационные центры осуществляют сбор, накопление, обработку, анализ и распространение информации о достопримечательностях, памятниках искусства, истории и архитектуры Республики Беларусь, особо охраняемых природных территориях, объектах агроэкотуризма, предлагаемых экскурсиях, культурно-массовых мероприятиях, выставках, фестивалях, расписаниях движения транспорта, а также представляют иные сведения, необходимые субъектам туристической деятельности, туристам и экскурсантам.
Туристические информационные центры обозначаются информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква "i" белого цвета.
Туристические информационные центры существуют во всех странах мира, привлекательных для туристов. Их увеличение будет способствовать формированию привлекательного имиджа Республики Беларусь как территории, интересной для иностранных туристов, а также развитию внутреннего и международного туризма.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.