99

Приобретая трудовые книжки, организуйте их учет

В целях соблюдения трудового законодательства организация при приеме на работу сотрудника, не имевшего ранее трудового стажа, должна выдать ему трудовую книжку. Сегодня мы поговорим о том, как организовать учет трудовых книжек и отразить на счетах бухгалтерского учета их выдачу в связи с изменениями, произошедшими в 2012 г.


Из письма в редакцию:

"Организация приобрела трудовые книжки для работников. Каким образом следует вести их учет? Как при выдаче трудовой книжки отразить списание ее стоимости? Можно ли учесть расходы по приобретению трудовых книжек в составе себестоимости продукции (работ, услуг)?"

Организуйте учет трудовых книжек как бланков строгой отчетности

Трудовая книжка – это основной документ о трудовой деятельности работника (ст. 50 Трудового кодекса РБ).
Трудовые книжки ведут по всем работникам, работающим у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной.

Наниматели должны организовать учет и хранение бланков трудовых книжек как документов строгой отчетности (подп. 1.9 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 10.12.1997 № 1635 (далее – постановление№ 1635)).
 
Справочно: порядок использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности утвержден постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 196.
 
Наниматель несет ответственность за организацию работы и контроля по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек (подп. 1.10 п. 1 постановления № 1635). Поэтому необходимо приказом (распоряжением) назначить работника, ответственного за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, их учет, хранение и выдачу.

При выдаче трудовых книжек, а также вкладышей в трудовую книжку с работников взимают плату в размере затрат на их приобретение (подп. 1.12 п. 1 постановления № 1635).

Для учета пустых и заполненных бланков трудовых книжек ведут:

– приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (далее – приходно-расходная книга) по форме, установленной в приложении 2 к Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция № 30);

– книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним (далее – книга учета) по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 30.

В приходно-расходной книге отражают все операции, связанные с получением и расходованием бланков трудовых книжек и вкладышей к ним с указанием серии и номера каждого бланка. Данную книгу ведут в бухгалтерии.

Книгу учета ведет кадровая служба или другое подразделение (лицо), на которое возложены обязанности оформления приема и увольнения работников. В книге регистрируют все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши к ним с записью серии и номера, выданные работникам, поступающим на работу впервые. При приеме от работника трудовой книжки лицо, оформляющее прием и увольнение работников, выдает ему расписку в произвольной форме, содержащую реквизиты организации и заверенную печатью.

При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник должен поставить роспись в личной карточке и в книге учета, собственноручно указав дату получения.

Приходно-расходная книга и книга учета движения трудовых книжек должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью нанимателя и печатью отдела кадров или печатью нанимателя.

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним хранят в бухгалтерии как документы строгой отчетности и выдают по заявке в подотчет уполномоченному должностному лицу (п. 59 Инструкции № 30).

По окончании каждого месяца работник, ответственный за выдачу трудовых книжек, представляет в бухгалтерию отчет о наличии бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. На испорченные при заполнении бланки составляют акт по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 30.
 
Справочно: в случае ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия составляет акт, как для документов строгой отчетности, о наличии неиспользованных бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Акт и прилагаемые к нему бланки сдают по месту их получения (п. 60 Инструкции № 30).

Отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению и выдаче трудовых книжек

В бухгалтерском учете операции по движению трудовых книжек следовало отражать:

– в 2011 г. – по нормам Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее – Инструкция № 89);

– в 2012 г. – по Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).

Как в 2011 г., так и в 2012 г., для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности".

Бланки строгой отчетности учитывают на счете 006 по номинальной стоимости или в условной оценке. Аналитический учет по счету 006 ведут по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

На счете 10 "Материалы" учитывают движение материалов. Принятие их к бухгалтерскому учету отражают записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и других счетов.

На счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" обобщают информацию обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, расчетов по выплате работникам дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации, расчетов с подотчетными лицами. Аналитический учет по счету 73 ведут по каждому работнику организации.

Изменения произошли в отражении выбытия материалов.

В условиях 2011 г. при выбытии материалов (продажа, списание и др., за исключением безвозмездной передачи) их стоимость списывали с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы".

Счет 91 был предназначен для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. о доходах и расходах, связанных с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации производственных запасов и иных активов, а также для определения финансовых результатов от их выбытия.

В 2012 г. реализацию и выбытие запасов необходимо отражать в составе прочих доходов (расходов) по текущей деятельности с применением счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".

Таким образом, затраты по приобретению трудовых книжек не относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а при выдаче трудовых книжек взимают с работников плату в размере расходов на их приобретение.

В бухгалтерском учете приобретение и выдачу трудовых книжек отражают следующими записями:

1) при получении трудовых книжек:

Д-т 60 – К-т 51
– произведена оплата трудовых книжек;

Д-т 006
– оприходованы бланки трудовых книжек на забалансовом счете;

Д-т 10, субсчет "Бланки строгой отчетности", – К-т 60
– оприходованы бланки трудовых книжек в составе материалов;

Д-т 18 – К-т 60
– отражена сумма НДС по полученным трудовым книжкам;

Д-т 68 – К-т 18
– сумма НДС принята к вычету (при соблюдении условий, установленных законодательством);

2) при выдаче трудовых книжек:

– в 2011 г.:

Д-т 91 – К-т 10
– отражено списание трудовых книжек;

Д-т 91 – К-т 68
– начислен НДС по ставке 20 %;

Д-т 73 – К-т 91
– отражена стоимость трудовых книжек, возмещаемая работниками (сумма с НДС);

– в 2012 г.:

Д-т 90, субсчет 8 "Прочие расходы по текущей деятельности", – К-т 10
– отражено списание трудовых книжек;

Д-т 90, субсчет 8 "Прочие расходы по текущей деятельности", – К-т 68
– начислен НДС по ставке 20 %;

Д-т 73 – К-т 90, субсчет 7 "Прочие доходы по текущей деятельности"
– отражена стоимость трудовых книжек, возмещаемая работниками (сумма с НДС).

Остальные записи по счетам проводятся без изменений в 2011 г. и в 2012 г.:

К-т 006
– отражено списание трудовых книжек с забалансового счета;

Д-т 50, 70 – К-т 73
– внесены в кассу организации работниками денежные средства за трудовые книжки (либо произведены удержания за трудовые книжки из заработной платы).

Думаю, что теперь вы без труда сможете организовать у себя учет трудовых книжек.

Искренне ваша, Ольга Павловна
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 8 февраль 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Сохранится ли льгота по налогу на прибыль при осуществлении капвложений, если в 2012 году продать основное средство, при приобретении которого в 2011 году она была применена?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2011 г. № 704 

9

Комментарий (Переоценку валюты на 24 мая и 21 октября 2011 г. можно отнести на доходы будущих периодов)

10

Лицензирование и сертификация

13

О тарифных квотах на ввоз говядины, свинины и мяса птицы в 2012 году 

13

Банковская деятельность

14

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

14

Комментарии

15

Доходы и расходы с 2012 года нужно учитывать по-новому

15

В 2012 году действуют новые правила обеспечения исполнения налоговых обязательств 

26

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство 

29

Перенос убытков на будущее 

32

Скидки скидкам рознь

37

Определение налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц в 2012 году 

39

С 24 января изменились условия ввоза на территорию Республики Беларусь транспортных средств 

43

По отдельным транспортным средствам следует применять новую базу по НДС

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Земельный налог-2012: рекомендации по заполнению налоговой декларации

50

Заполнение налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год на практике

56

Заполнение налоговой декларации по НДС: учтите изменения 2012 года

62

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

65

Комментарии

65

В 2012 году произошли изменения в порядке представления организациями налоговых деклараций (расчетов) в налоговые инспекции 

65

Исчисляя налог при УСН, учтите все изменения законодательства

69

Мингорисполком ввел новые меры по регулированию цен на социально значимые товары (работы, услуги) 

72

Минфин РБ разъясняет

75

Письмо Минфина РБ от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1

75

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

76

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

77

Отраслевые методические рекомендации помогут определить себестоимость продукции (работ, услуг)

77

ВОПРОС – ОТВЕТ

81

советы юриста

89

Открываем счета за границей

89

мнения специалистов

93

Льгота по налогу на прибыль в размере финансирования капитальных вложений отменена, но вопросы остались

93

У ВАС ПРОВЕРКА

95

Оспариваем действия налоговых органов при исчислении НДС

95

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

99

Приобретая трудовые книжки, организуйте их учет

99

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

102

Вычеты по налогу на добавленную стоимость по капитальным вложениям

102

за рубежом

107

Как латвийские бухгалтеры освоили МСФО

107

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 11 по 17 февраля 2012 го­да

112